Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение Авиационного альянса "Аэрохимфлот" (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Федерального бюджетного учреждения "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" (далее - Заказчик) при проведении закупки на оказание авиационных услуг с использованием самолета типа Ан-2 или его модификации ТВС-2-МС с экипажем для выполнения лесоавиационных работ, включая воздушную тренировку работников ПДПС на территории Забайкальского края (извещение N 0348100075221000275 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок
- www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте - 27.12.2021;
2) начальная максимальная цена контракта - 4 304 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 18.01.2022;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, Аукцион признан несостоявшимся;
По результатам Аукциона заключен контракт от 02.02.2022 с Профессиональным образовательным учреждением "Читинский авиационно-спортивный клуб общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - Победитель) на сумму 4 304 000,00 рублей.
Согласно доводу обращения заявителя, Заказчиком Победитель неправомерно допущен к участию в Аукционе ввиду отсутствия разрешительных документов.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 21.01.2022 N 0348100075221000275-4 заявка Победителя признана соответствующей требованиям Аукционной документации.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Федеральным Законом от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - Воздушный кодекс РФ), установлено что Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации.
Пунктом 4 Технического задания документации об Аукционе установлены требования к исполнителю оказания услуг, в том числе следующие:
Для ВС гражданской авиации:
- в соответствии с требованиями статьи 8, 113 Воздушного кодекса РФ Исполнитель должен иметь действующий сертификат эксплантата.
- исполнитель должен иметь действующий сертификат(ы) летной годности ВС на используемые ВС.
Для ВС Государственной авиации:
- разрешения для использования воздушных судов Государственной авиации для выполнения авиационных работ согласно Федеральным авиационным правилам производства полетов в Государственной авиации;
- исполнитель должен иметь действующие сертификаты летной годности воздушных судов или свидетельства о летной годности воздушных судов на используемые ВС;
- другие разрешительные документы, регламентирующие выполнение лесоавиационных работ на коммерческой основе, не противоречащие действующему законодательству (для государственной и экспериментальной авиации).
В силу части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Победителя отсутствует действующий сертификат (свидетельство) эксплантата на выполнение авиационных работ: лесоавиационные работы (в соответствии со статьей 61 Воздушного кодекса РФ).
Вместе с тем, в соответствии с действующим воздушным законодательством авиационные работы могут выполняться только с использованием гражданской авиации (коммерческой гражданской авиации), а эксплуатантом гражданской авиации может быть, как частное лицо (частный эксплуатант гражданской авиации), так и государственная организация (государственный эксплуатант гражданской авиации). При этом сертификационные требования предъявляются ко всем эксплуатантам гражданской авиации, выполняющим авиационные работы, и являются едиными и не зависящими от их организационно-правовых форм и форм собственности. Соответственно, использование государственной авиации для выполнения авиационных работ без соблюдения сертификационных требований не имеет под собой законных оснований.
Данный вывод подтвержден в том числе письмом Минтранса России Исх-11670/01 от 01.04.2021, согласно которому выполнение коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ авиацией ДОСААФ без получения сертификата эксплуатанта неправомерно.
Согласно письму Министерства обороны РФ N 603/6/3559 от 03.08.2021 Министерство обороны РФ не вправе вмешиваться в деятельность общественного объединения, которым является ДОСААФ России, и не ведет работу по определению классной квалификации авиационного персонала ДОСААФ России. Свидетельство о летной годности на воздушные суда, зарегистрированные в Государственном реестре государственных воздушных судов, не выдается. Согласно статье 7 Воздушного кодекса РФ имущество государственной авиации может находиться только в федеральной собственности, что не позволяет отнести авиацию ДОСААФ России, имущество которой находится в разных формах собственности, к государственной авиации.
В соответствии с письмом от 28.02.2022 г. N 606/6/673 Министерством обороны Российской Федерации установлено, что авиация, используемая ДОСААФ, не относится ни к одному из видов государственной авиации, следовательно, не может выполнять государственные задачи на основании требований статьи 22 Воздушного кодекса РФ.
Согласно письму от 12.05.2022 г. N 6.1.14-637 по вопросу допустимости выполнения ДОСААФ России авиационных работ первым заместитель Министра обороны Российской Федерации установлено, что ДОСААФ России не может выполнять авиационные работы на основании статьи 114 Воздушного кодекса РФ воздушными суднами, зарегистрированными в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
В соответствии со статьей 7 Воздушного кодекса РФ, имущество государственной авиации может находиться только в федеральной собственности.
Следовательно, аукционной комиссией Заказчика принято решение о признании второй части заявки Победителя, соответствующей требованиям документации об Аукционе, в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, 27.04.2022 в адрес Заказчика направлено предостережение Ространснадзора N 6.1.14-637 о недопустимости нарушения обязательных требований, согласно которому предлагается Заказчику принять меры по недопущению нарушения пункта 3 статьи 8 и статьи 61 Воздушного кодекса РФ, представить уведомление о рассмотрении предостережения.
Таким образом, действия аукционной комиссии Заказчика нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушения части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с заключенным контрактом.
3. Передать материалы дела от 28.06.2022 N 050/06/99-20701/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 июня 2022 г. N 050/06/99-20701/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2022