Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П.Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Керченская больница N1 им. Н.И. Пирогова" (далее - Заказчик) - Р.Н. Кадыров (по доверенности);
- ООО "Савир" (далее - Заявитель) - Страхов С.И. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка средств дезинфекционных" (извещение N0375200037422000168) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 4 Правил определено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В жалобе Заявитель указывает, что надлежащее обоснование использования нестандартных требований при описании объекта закупки в извещении отсутствует, что нарушает принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка средств дезинфекционных.
Согласно Техническому заданию установлены следующие коды КТРУ 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000006, 20.20.14.000-00000009, 20.20.14.000-00000002 имеющие такую обязательную характеристику для применения как форма выпуска, при этом информация по описанию средств, дезинфицирующих отсутствует, иные характеристики товара, кроме формы выпуска отсутствуют.
Установление в описании объекта закупки характеристик требуемого к поставке товара, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ не запрещено, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии включения в описание товара обоснования необходимости использования такой информации.
Согласно Техническому заданию установлено следующее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик:
"1)Выбор действующих веществ в кожных антисептиках и дезинфицирующих средствах был сделан на основании нормативных документов: СанПиН 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг"; Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях 2015; Му 3.5.1.3674-20. 3.5.1. Дезинфектология. Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи.
2)Действующие вещества, пропорции, сроки годности, время экспозиции и другие показатели, были сделаны на основании:
- индивидуальной переносимости кожных антисептиков и дезинфицирующих средств медицинским персоналом и пациентами.
- соблюдения антиковидных мероприятий.
- снижения микробной обсемененности рук персонала медицинской организации и профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
- многопрофильности медицинской организации, большим потоком пациентов и необходимостью оказания экстренной и плановой медицинской помощи, разнообразием встречающейся микрофлоры.
- экономического расчета объемов (количества) закупаемого средства, так как больший объем приведет к увеличению расхода.
- экономии времени при высокой интенсивности лечебно-диагностического процесса, в связи с большим потоком пациентов.
- возможности использования флаконов разного объема в локтевых настенных дозаторах.
- профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.
- необходимости проведения дезинфекции различных поверхностей, особенно поверхностей "частого контакта", разнообразием встречающейся микрофлоры.
- потребности дезинфицирующего средства при многократном использовании рабочих растворов: чем больше срок годности рабочего раствора, тем меньше расход средства, соответственно экономически выгоднее для организации.
Заказчиком в требуемых технических характеристиках товара отражены потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, основываясь на действующих нормативных актах, положениях и ГОСТах, что необходимо для оказания качественных медицинских услуг пациентам, а также исходя из опыта работы по применению данного вида товара.
Требования Заказчика разработаны с учетом потребности, специфики осуществляемой деятельности и направленностью применения закупаемых материалов для оказания качественных медицинских услуг пациентам, а также исходя из опыта работы по применению данного вида товара.
Ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, требования Российской Федерации о техническом регулировании не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, в том числе товара, используемого при выполнении работ и оказании услуг, документация содержит иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию. Если заказчиком при описании объекта закупки не использованы такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология это продиктовано следующим:
- отличием требований Заказчика от стандартных;
- необходимостью четкого разделения показателей на показатели, подлежащие конкретизации и показатели, имеющие минимальные и (или) максимальные значения;
более конкретными требованиями Заказчика по сравнению с требованиями, приведенными в нормативно- технической документации".
В ходе заседания Комиссии установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны дополнительные характеристики требуемых к поставке товаров, а также содержится обоснование необходимости установления дополнительных требований к товарам, не предусмотренных КТРУ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что формирование дополнительных требований к характеристикам товара обусловлено недостаточным количеством характеристик в КТРУ, Заказчик определил свои потребности, а также установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для Заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения с целью обеспечения безопасный работы персонала и безопасности пациентов.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила не разъясняет, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому Заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
При этом по смыслу положений Закона о контрактной системе Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении дополнительных требований к предмету закупки соблюдены положения Закона о контрактной системе и Постановления N 145 в части обоснования необходимости использования дополнительной информации о закупаемом товаре. Довод Заявителя относительно ненадлежащего обоснования дополнительных характеристик, не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы:
"В нарушение СанПиН 3.3686-21 по позиции 1 технического задания Заказчик необоснованно установил требование к содержанию пероксида водорода не менее 20% в составе дезинфицирующего средства. Согласно СанПиН, содержание пероксида водорода в дезинфицрующем средстве должно быть не менее 30%.
Заказчик необоснованно установил рН средства не более 3,0 ед, ухудшая воздействие дезинфицирующего средства на микроорганизмы, поскольку согласно Федеральным клиническим рекомендациям по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях (пункт 4.5.2.), кислая среда pH 3,07 - 4,3 является оптимальной для воздействия кислородактивных соединений на микроорганизмы".
В позиции 2 Заказчик необоснованно установил диапазон рН "Не уже" 8,5 - 11,5", не предусмотренный требованиями к содержанию заявки.
Согласно толковому словарю, формулировка "не уже" трактуется как "Имея такую же ( как что-либо другое ) или б'ольшую ( чем что-либо другое ширину )".
Аналогичные нарушения в установлении значения диапазона наличия ДВ в дезинфицирующем средстве содержаться по позициям N12 и N13 технического задания, а именно:
"Средство дезинфицирующее":
- pH средства должен быть в диапазоне, не уже 5-7 ед."
Установленные требования к диапазону "не уже" не позволяют однозначно определить процентное содержания действующего вещества в дезсредстве.
В позициях 8 и 9 Технического задания "Средство дезинфицирующее",
"В качестве действующих веществ должно содержать алкилдеметилбензиламмоний хлорид (ЧАС), не менее 5%,
Изопрапанол, не менее 2%,
pH 1% водного раствора средства, не более 10,5".
Заказчик выделил конкретное действующее вещество в составе средства из группы ДВ "ЧАС", установил верхнюю границу pH 1% водного раствора средства, не подтвердив безусловную потребность Заказчик в установлении процентного содержания действующих веществ. Чрезмерно конкретизирован состав дезсредства.
В позиции 10, 11 Технического задания "Средство дезинфицирующее":
- общее содержание ДВ в концентрате,% не менее 20,
в.т.ч. доля третичного амина, не менее 1/3
рН 1% водного раствора - слабо-щелочной, 9,5+/-1,5.
В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению, содержится:
2.1) в случае если требуемое значение параметра или диапазоны значений параметра указаны с использованием слов (знаков, символов):
"+/-" - означает, что Участнику закупки следует предоставить в заявке на участие в процедуре закупки (далее - заявка) конкретный показатель с предельным отклонением, равный указанному; или конкретный показатель с отклонением в большую или меньшую сторону в рамках указанного предельного отклонения, включая крайние значения; или несколько конкретных показателей либо диапазон показателей в рамках указанного предельного отклонения, включая крайние значения.
Некорректно установленный параметр диапазонных значений вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
В позиции 15 Технического задания "Средство дезинфицирующее":
"В качестве действующих веществ, средство должно содержать:
спирты суммарно (по массе)%, не менее 75"
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
В позициях 20, 21 Технического задания "Средство дезинфицирующее":
- В качестве действующих веществ средство в своем составе должно содержать изопропиловый спирт, % Не менее 70.
- Ундециленамидопропилтримониум метосульфат (тетранил У) , % Не менее 0,35.
Молочная кислота,% Не менее 0,03
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
Позиция 24 Технического задания "10% нейтральный буферный раствор формалина ИВД" содержит в составе pH раствора, не менее 7,3 и не более 7,5.
Необоснованно установлен сжатый диапазон содержания pH раствора, не менее 7,3 и не более 7,5.
Заказчик в Техническом задании установил требования к дезинфицирующим средствам основываясь на недействительных СанПиН 2.1.3.2630-10. Безусловная потребность Заказчика в содержании состава действующих веществ ничем не подтверждается, поскольку на основании ч. 4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг" СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" утратил силу с 01.01.2021.
Установление требования в отношении ДВ в составе средства, возможны, только в случаях, подтверждённых результатами производственного контроля, а также, при возникновении аллергических или иных реакций у медицинского персонала или устанавливается отрицательное воздействие действующих веществ на медицинские аппараты и мед. оборудование. При этом, результаты оформляются за подписью должностного лица и утверждаются исключительно приказом руководителя медицинской организации.
Заказчиком, в обоснование своих требований, не представлено соответствующих подтверждающих документов".
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что указанным Заявителем товарам соответствуют дезинфицирующие средства нескольких производителей.
Также проанализировав материалы дела установлено, что Заказчиком в инструкции по заполнению требований Заказчика к характеристикам товара, требующим предоставления конкретных показателей указано:
2.2) в случае если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием слов (знаков, символов):
"не уже" и знак "..." или знак "-" - Участнику закупки необходимо представить в заявке диапазонное значение показателя, равное или больше установленного Заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя относительно описания объекта закупки с нарушением требований законодательства, повлекшее ограничение количества участников закупки, не обоснован, поскольку не доказан Заявителем.
Согласно следующему доводу заявителя по позиции 18,19 Технического задания "Крем для рук"
"Специальный состав крема увлажняет, питает и замедляет старение кожи, способствует сохранению ее гидробаланса и эластичности, обладает противовоспалительным и ранозаживляющим действием.
Средство в своем составе содержит: вода деионизированная, цетеариловый спирт, вазелиновое масло, цетеарет-20, глицерин, изопропилпальмитат, диметикон, глицерил стеарат, экстракт цветков Арники горной, гидроксиэтил акрилат / натрий акрилоилдиметил таурат сополимер, изогексадекан, полисорбат 60, Д-пантенол, экстракт Алоэ Вера, отдушка, гидрогенизированное касторовое масло, ксантановая камедь, токоферола ацетат, феноксиэтанол, метилпарабен, этилпарабен, пропилпарабен, бутилпарабен.
Нет обоснования дополнительных характеристик в чем заключается дезинфицирующее воздействие данного товара".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что объектом закупки является средства дезинфекционные. Товар, указанный заказчиком по позиции 18,19 "Крем для рук" не относится к дезинфицирующим средствам и также имеет код ОКПД 2 - 20.42.15.141-00000004. Таким образом, извещение о закупке содержит в своем составе требование о поставке технологически и функционально не связанного с предметом закупки. Заказчик не обосновал в чем заключается дезинфицирующее воздействие данного товара. Довод Заявителя признается обоснованным, действия заказчика нарушают пункт 2 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем не установлено, что выявленные нарушения повлияли на результат определения поставщика и нарушили права Заявителя, Комиссией принято решение предписание не выдавать. Также Комиссия отмечает, что по позиции 18,19 технического задания объем товаров, а именно "крем для рук", меньше от общего объема закупаемых товаров.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П.Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 июля 2022 г. N 082/06/106-814/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2022