Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ЛогистикГрупп" (далее - Заявитель) на действия администрации Центрального внутригородского округа г. Краснодар при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по ликвидации стихийных свалок на территории Центрального внутригородского округа города Краснодара в 2022 году" (номер извещения N 0318300119422001010) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что в ответах на разъяснении положений о закупке даны не в полном объеме и противоречат требованиям извещения; Заявитель обжалует обоснование начальной (максимальной) цены контракта); Заявитель указывает, что Техническое задание электронного аукциона составлено с нарушением Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок АМО г. Краснодар проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по ликвидации стихийных свалок на территории Центрального внутригородского округа города Краснодара в 2022 году" (номер извещения N 0318300119422001010).
Заказчик - администрация Центрального внутригородского округа г. Краснодар.
Начальная (максимальная) цена контракта - 800 000,00 руб.
Заявитель обжалует обоснование (начальной) максимальной цены контракта.
В силу п.2) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе в соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
В силу ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, Краснодарское УФАС России не наделено полномочиями по осуществлению контроля в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе гласит, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В адрес Заказчика поступило 2 запроса на разъяснение положений извещения об осуществлении закупки от 01.07.2022 NРИ1 и NРИ2.
Заказчиком в установленные сроки даны ответы.
В частности, администрацией округа разъяснено, что в рамках оказания услуг по ликвидации стихийных свалок на территории Центрального внутригородского округа города Краснодара в 2022 году допускается любой вид деятельности с отходами, соответствующий требованиям действующего законодательства.
В соответствии с требованиями п.5.4.1 контракта на оказание услуг по ликвидации стихийных свалок на территории Центрального внутригородского округа города Краснодара в 2022 году, п. 1.5 Приложения N 1 к нему, цикл оказания услуг со стороны Исполнителя считается оконченным при условии выполнения утилизации, обезвреживания, размещения отходов с предоставлением Заказчику документации, подтверждающей весь цикл реализованных мероприятий. Оплата услуг будет произведена Исполнителю только после предоставления документов, подтверждающих передачу отходов па объект утилизации, обезвреживания, размещения отходов, согласно п. 5.4.1 контракта.
Условий о передаче отходов исключительно на объект размещения отходов, внесённый в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с п.7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", проект контракта не содержит, наоборот допускаются альтернативные способы обращения с отходами в виде утилизации и обезвреживания.
Обработка отходов в силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не является конечным этапом деятельности по обращению с отходами, поскольку представляет собой предварительную подготовку отходов к дальнейшей утилизации.
Таким образом, деятельность по утилизации отходов априори является следующим после обработки отходов этапом обращения с отходами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпункт 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Положениями ст. 3, 5-7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 Закона Краснодарского края от 13.03.2000 N 245-КЗ "Об отходах производства и потребления" закреплен принцип ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско- правовой) органов местного самоуправления и их должностных лиц за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях при осуществлении возложенных на них полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В п.1.2 "Технического задания" электронного аукциона установлено:
1.2. Виды оказываемых услуг: согласно перечню услуг.
Исполнитель обеспечивает ведение:
1) реестра грузового автотранспорта, содержащего сведения о регистрационном номере, дате и времени прибытия грузового автотранспорта на место (накопления, обработки, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов), ФИО водителя (фамилия (полностью), имя и отчество (инициалами)). Осуществляет фотофиксацию момента размещения отходов;
2) весовой ведомости;
3) путевых (маршрутных листов) листов выхода техники на линию в рамках ликвидации стихийных свалок согласно заявкам Заказчика, содержащих сведения о регистрационном номере грузового автотранспорта, дате, времени выхода на линию, возвращении на место базирования, пройденном маршруте с детальным указанием места выезда, месте оказания услуг, месте возвращения. Отдельно указывается каждый рейс транспорта, ФИО водителя (фамилия (полностью), имя и отчество (инициалами))).
Исполнитель обеспечивает (оснащение грузовых автотранспортных средств) исполнение в рамках трудовой деятельности Постановления Правительства РФ от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Деятельность по размещению отходов допускается только в месте, внесённом в Государственный реестр объектов размещения отходов (п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления").
При выявлении в ходе исполнения контракта отходов, включённых в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается", такие отходы подлежат утилизации в соответствии с п. 8 ст. 12 Федерального Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Исполнитель для подтверждения выявленных отходов, подлежащих обязательной утилизации, обязан предоставить паспорт отходов, сделанный на отходы, образованные в рамках оказываемых услуг. В паспорте отходов должна быть указана следующая информация:
- происхождение отходов;
- химический, компонентный состав;
- способ определения химического, компонентного состава;
- агрегатное состояние и физическая форма.
Кроме этого Исполнитель предоставляет информацию по объёмному (количественному) составу отходов: подлежащих обязательной утилизации, обезвреживанию, размещению, образованных в рамках оказываемых услуг (указывается в тоннах, м3).
В период действия муниципального контракта Исполнителем допускается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке отходов, но до момента окончания действия контракта Исполнитель заблаговременно обязан реализовать деятельность по утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Цикл работ со стороны Исполнителя считается оконченным при условии выполнения утилизации, обезвреживания, размещения отходов, с предоставлением Заказчику документации, подтверждающей весь цикл реализованных мероприятий.
При завершении оказания услуг Исполнитель представляет Заказчику:
- акты сдачи-приемки оказанных услуг, счет, счет-фактуру (при наличии);
- документы, подтверждающие договорные отношения Исполнителя с объектами утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
- заверенную копию реестра грузовых автотранспортных средств;
- путевые листы выхода техники на ликвидацию стихийных свалок;
- документы, подтверждающие транспортирование (товарно-транспортная накладная) Исполнителем отходов с мест их накопления на объекты утилизации, обезвреживания, размещения, заверенные подписью и печатью организации Исполнителя, Соисполнителя, имеющей лицензию на данный вид деятельности;
- в случае предоставления отчётной документации в единицах измерения не предусмотренной технической документацией, Исполнитель направляет письмо, заверенное подписью и печатью организации исполнителя о конвертации объема вывозимых отходов из кубических метров в тоннаж;
- заверенную копию действующей лицензии, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 89-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
- фотоотчет в электронном виде;
- сведения телеметрического контроля выхода техники на ликвидацию стихийных свалок (спутниковая навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS) (с приложением скриншотов) (детализированные отчёты системы спутниковой навигации по каждому транспортному средству, вовлеченному при оказании услуг) (по требованию Заказчика).
Указанным Перечнем услуг, помимо передачи отходов для размещения, предусмотрен сбор случайного мусора, погрузка вручную сподручных и навалочных грузов на транспортные средства, перевозка мусора бортовыми автомобилями, установлены в соответствующие единицы измерения.
В п.7.1, 7.2 "Проекта контракта" электронного аукциона установлено:
7.1. Приёмка результата исполнения контракта осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом в виде электронных документов, сформированных в единой информационной системе (далее - ЕИС) в электронной форме и подписанных усиленной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени Сторон.
Электронные документы о приемке оказанных услуг в рамках исполнения настоящего контракта, сформированные в ЕИС в электронной форме и подписанные усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Сторон, по правилам Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признаются электронными документами равнозначными документам на бумажном носителе, подписанными собственноручными подписями.
7.2. Исполнитель в течении 3(трёх) рабочих дней с момента окончания оказания услуги формирует акт о приёмке оказанных услуг с использованием ЕИС, подписывает не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в ЕИС акт о приёмке оказанных услуг, который должен содержать:
а) идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место оказания услуги, информацию об Исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", единицу измерения оказанной услуги;
б) наименование оказанной услуги;
в) информацию об объеме оказанной услуги;
г) стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу объёма оказанной услуги;
д) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, такой промежуточный этап обращения с отходами как обработка, не представляет для администрации округа самостоятельной потребительской ценности, поскольку основной целью заключения контракта на оказание услуг по ликвидации стихийных свалок на территории Центрального внутригородского округа города Краснодара в 2022 году является ликвидация отходов путём реализации полного цикла деятельности по обращению с отходами, конечным этапом которого и является утилизация, обезвреживание, захоронение.
Позиция в указанной части не противоречит положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и согласуется с позицией Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 28.04.2022 (дело N А32-41937/2021; 15АП-6018/2022).
Заявитель указывает, что Заказчиком в "Техническом задании" установлены требования, которые не соответствуют положениям ч.2 ст.3 ч.8 ст.12 Закона N89-ФЗ.
Согласно ч.2 ст.3 Закона N89-ФЗ направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
-максимальное использование исходных сырья и материалов;
-предотвращение образования отходов;
-сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
-обработка отходов;
-утилизация отходов;
-обезвреживание отходов.
В соответствии ч.8 ст.12 Закона N89-ФЗ захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В п.1.5 "Технического задания" и п.5.4.4 проекта контракта установлено в ходе исполнения контракта, помимо деятельности, связанной с размещением отходов, также предусмотрена деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов.
Таким образом, извещение о закупке, а также опубликованные в его составе документы содержат исчерпывающую информацию, предусмотренную Законом о контрактной системе.
На участие в закупке не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛогистикГрупп" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119422001010).
3. Передать материалы дела в департамент финансов администрации МО г. Краснодар для проведения проверки начальной (максимальной) цены контракта.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 июля 2022 г. N 514/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2022