Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцова А.М.
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Горбатенко А.А.
от ИП Карибов Р.В. - Булавин М.В., Савченко Н.В.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ГБУЗ СК "Ессентукская городская клиническая больница" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Карибова Р. В. по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000650 "Поставка микроскопа".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Карибова Р. В. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000650 "Поставка микроскопа" победителем признано ИП Карибова Р. В.
Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует:
"_09.07.2021 г. между ГБУЗ СК "Ессентукская городская клиническая больница" и ИП Карибовым Р.В. был заключен государственный контракт N 2262603038021000180.
Фактически обязательства "Поставщика" не были исполнены, а именно микроскоп не был поставлен.
Согласно п.п. 3.1. поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 357600, Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Октябрьская 464 (далее - место доставки), в срок с 15.01.2022 года по 30.08.2022 года, по заявке заказчика в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Поставщиком заявки Заказчика. Заявка передается путем факсимильной связи и (или) по телефону, либо направляется по электронной почте, указанным в контракте.
Поставщик не менее чем за 3 (три) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Согласно п. 4.1.1. Поставщик обязан:
4.1.1. поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией;
Таким образом, со стороны "Поставщика" имело место нарушение п.п.3.1., 4.1.1., контракта.
В связи с ненадлежащим исполнением "поставщиком" своих обязательств заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное п. 4.4.7. контракта и частью 9 статьи 95 Закона N44-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, принимает решение о расторжение контракта N 04/22 от 27 июля 2021 г. на поставку микроскопа в одностороннем порядке_".
На рассмотрении дела было установлено следующее:
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N44-ФЗ и пунктами 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ, п. 4.4.7 контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.06.2021 г.
24.06.2021 г. подрядчик надлежащим образом уведомлен (подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 35763568016512) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12. 2 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пп. "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с пп. "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с пп. "б" настоящего пункта.
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 настоящего Федерального закона), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Датой получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма является 04.07.2022 г., что подтверждается потовым уведомлением (копия приобщена в материалы дела).
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, решение о расторжения контракта в одностороннем порядке вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 15.07.2022 г.
На рассмотрении дела представителем ИП Карибова Р.В. были представлены письменные объяснении, в которых указывает:
"_В рамках спорного Контракта индивидуальный предприниматель Карибов р°ман Васильевич, (Покупатель) заключил договор купли-продажи с ООО "БИОВИТР " (Продавец) на поставку Микроскопа медико-биологический Nкоп ЕсЬряе О (вариант исполнения ЕсИрзе СМ.) с принадлежностями - 1 шт.
Сумма договора: 1 643 718,07 руб.
Срок поставки: 90 дней с даты внесения 1-го платежа.
19 ноября 2021 г. на расчетный счет ООО "БиоВитрум" от ИП Карибова Р.В. поступил аванс в размере 493 115,42 руб. (см. платежное поручение N962 от 19.11.2021 г.), следовательно, срок поставки до 17 февраля 2022 года.
В свою очередь 26 ноября 2021 г. ООО "БиоВитрум" оформило заказ производителю NКОН Е1ЛЮРЕ В.У., место нахождения офиса производителя - Нидерланды, страна, из которой поставляется товар, - Япония.
В письме от 21.03.2022 Никон Инструменте Юроп Б.В. подтвердило, что ООО "БиоВитрум" является его дистрибьютором на территории России.
При этом Никон Инструменте Юроп Б.В. является европейский представителем компании Никон Корпорейшн - производителя медико-биологических и индустриальных микроскопов, а также оборудования для создания цифровых изображений, имеющего завод, распложенный по адресу: Япония, Префектура Канагава 244-8533, город Иокогама, Сакае-Ку, 471 Нигаодаи-Чо (Авторизационное письмо от 24.03.2022).
18 марта 2022 года ООО "БиоВитрум" было направлено письмо о вероятной невозможности поставки по Договору в связи с введением санкций на экспорт 1 овара на территорию РФ, и проблемами с логистикой доставки Товара. ООО "БиоВитрум" в целях доставки товара пересматривает логистику и осуществляет все возможные действия для доставки товара ИП Карибову Р.В. в минимальный срок.
21 марта 2022 года ИП Карибов Р.В. направил письмо исх. N 95 с требованием обозначить сроки поставки товара. На что ООО "БиоВитрум" был направлен ответ с письмом от поставщика.
По решению завода-изготовителя Никон Юроп Б.В. с марта 2022 г., в связи с геополитической ситуацией в мире и сведенными санкциями, остановлены все отгрузили медицинского оборудования в Российскую Федерацию, что также подтверждается письмом представителя завода-изготовителя на территории Российской федерации официальный дистрибьютором Никон Юроп Б.В. (Приложение 1). Такое событие характеризуется тем, что его наступление не является обычным в конкретных условиях.
Кроме того, приведенные обстоятельства подтверждаются сведениями с официального сайта министерства экономики Японии от 20.05.22 г., где указаны санкции на экспорт товара.
Верховный Суд (ВС) РФ указал, что "к непредотвратимым обстоятельствам может относиться введение иностранным государством запретов и ограничений в области предпринимательской деятельности, а также иных ограничительных и запретительных мер, действующих в отношении Российской Федерации или российских хозяйствующих субъектов, если такие меры повлияли на выполнение указанными лицами обязательств" (Определение ВС РФ от 20.08.2018 N 307-ЭС18 11373).
Действие непреодолимой силы должно быть связано с конкретными гражданско- правовыми обязательствами сторон и быть непосредственной причиной невозможности их исполнения или ненадлежащего исполнения. Таким образом, введение санкций против РФ, запрещающие отгрузки медицинского оборудования в Российскую Федерацию, будет считаться обстоятельством непреодолимой силы, если в связи с их введением должник не смог исполнить свое обязательство перед кредитором и у него не было возможности исполнить обязательства иным образом.
Необходимо отметить, что Поставщик в письме N 206 от 16.06.2022 г. предложил Заказчику согласно ст. 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ внести изменения в заключенный контракт N 04/22 от 27.07.2021 г. и осуществить поставку товара другого производителя на следующих условиях:
Микроскоп медицинский лабораторный световой фазово-контрастный БиОптик С - 400, производитель ООО "БиОптик", Россия.
Цена товара: 1 900 000,00 рублей (Один миллион девятьсот тысяч рублей 00 копеек).
Срок поставки: 60 календарных дней.
Вместе с тем, из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла индивидуального предпринимателя Карибова Р.В., направленного на уклонение от поставки Товара по государственному Контракту_".
Так, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила комиссия:
В силу пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" со стороны ИП Карибов Р.В. были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта, а также надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании вышеизложенного, видно ИП Карибов Р.В. после заключения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела ИП Карибовым Р.В. предоставлены документы (переписка) с заказчиком.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ИП Карибов Р.В., приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ИП Карибов Р.В. включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Карибов Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Карибов Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
С. И. Рошевский
Члены комиссии
А.М. Резцова
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 13 июля 2022 г. N 026/10/104-1228/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022