Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедПартнер" (далее - ООО "МедПартнер", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку ваты медицинской (Реестровый номер 221473) (извещение N 0852500000122001564) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд двадцати одного учреждения здравоохранения Омской области (далее - заказчики),
в отсутствие представителей заказчиков и заявителя, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6812э от 12.07.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Комиссия отмечает, что по смыслу пункта 4 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе заявитель не вправе ссылаться на действия субъектов контроля, совершенные при заключении контракта, в связи с чем доводы жалобы в указанной части рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 29.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 987534, 14 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 08.07.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 5 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 474006, 78 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112242297 (ООО "МедПартнер"), порядковый номер 1, присвоенный оператором.
В указанную дату также был размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому заявки 5 участников закупки, в том числе заявителя были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112232766, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений цену контракта, равную 592511,10 руб. (ООО "АРИС ГРУПП").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ООО "МедПартнер" в связи с неуказанием товарного знака на предлагаемый к поставке товар.
Кроме того, по мнению общества, комиссией неправомерно определен победитель электронного аукциона, которым к поставке в рамках одной позиции описания объекта закупки был предложен товар как с товарным знаком, так и без него.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были направлены (вх. N 6885э от 13.07.2022) возражения на доводы жалобы, согласно которым комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении документов и информации установила, что на предлагаемое обществом оборудование зарегистрирован товарный знак.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки" заказчикам требовались товары "Лента ватная" и "Вата".
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе", прилагающегося к извещению об осуществлению закупки.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных таким законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 такого закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Из представленных электронной площадкой ООО "РТС-тендер" (вх. N 6890э от 13.07.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-5588э от 12.07.2022) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, участником закупки с идентификационным номером заявки 112242297 (ООО "МедПартнер") по позициям NN 1-5 был предложен товар "Вата медицинская гигроскопическая хирургическая стерильная и нестерильная, хлопковая и хлопко-вискозная по ГОСТ 5556-81" без сопровождения его товарным знаком.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000122001564 от 08.07.2022 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения:
"На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. В предложении участника закупки в отношении объекта закупки по позициям N 1-5 отсутствует товарный знак, требование о наличии которого установлено в документе "Требования к составу и содержанию заявки".
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не было представлено ни одного доказательства того, что предлагаемое к поставке медицинское изделие не имеет товарного знака.
При этом обществом не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Правовому регулированию товарных знаков посвящен параграф 2 главы 76 раздела VII части четвертой ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 Кодекса (статья 1480 ГК РФ).
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" в представленных возражениях указало на наличие товарного знака у товара, который был заявлен обществом в своей заявке.
Так, на официальном сайте Роспатента в разделе "Реестр товарных знаков и знаков обслуживания" имеется сведения о зарегистрированном действующем (срок действия исключительного права 30.09.2025) комбинированном товарном знаке, правообладателем которого является Мацея Андрей Вацлавович (регистрационный номер 647209).
В классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг такого товарного знака включен 05 класс с товарами "вата гигроскопическая", "вата для медицинских целей", "вата хлопковая для медицинских целей".
Кроме того, уполномоченным учреждением в основу принятого решения об отклонении заявки заявителя также были положены данные о присутствии соответствующей маркировки на упаковке медицинских изделий.
Таким образом, Комиссия, установив наличие товарного знака, подтвержденное фактом его регистрации, на указанные ООО "МедПартнер" в заявке товары, пришла к выводу о том, что комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения правомерно отклонила заявку общества, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
В рамках внеплановой проверки Комиссия отмечает следующее.
Согласно электронному документу "Описание объекта закупки" одной из характеристик товара является его соответствие ГОСТ 5556-81 "Государственный стандарт Союза ССР. Вата медицинская гигроскопическая. Технические условия" (далее - ГОСТ 5556-81).
Подпункт 4.1.1 пункта 4.1 "Маркировка" ГОСТ 5556-81 предусматривает, что каждая пачка стерильной или нестерильной ваты должна иметь маркировку цветной несмываемой краской с указанием, в том числе наименования предприятия-изготовителя и его товарного знака.
В связи с этим заявитель считает, что названные положения ГОСТ 5556-81 предполагают обязанность участника закупки в любом случае указывать информацию о товарном знаке.
По мнению Комиссии, отсутствие у товара товарного знака не свидетельствует о несоответствии товара функциональным, техническим и качественным характеристикам, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Также следует учитывать, что ГОСТы применяются производителями добровольно и не могут обязывать производителя регистрировать товарный знак, так как в соответствии с положениями ГК РФ регистрация товарного знака является не обязанностью, а правом юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Таким образом, отклонение заявки в связи с отсутствием товарного знака или неуказанием товарного знака участником закупки, если у предлагаемого товара отсутствует товарный знак, является неправомерным (данные выводы соответствуют мнению ФАС России, изложенному в письме от 19.06.2019 N МЕ/51304/19).
Более того, по смыслу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе необходимость указания товарного знака участником при формировании своего предложения в отношении объекта закупки обусловлена исключительно наличием у товара товарного знака.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МедПартнер" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку ваты медицинской (Реестровый номер 221473) (извещение N 0852500000122001564) для нужд двадцати одного учреждения здравоохранения Омской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 июля 2022 г. N 055/06/48-592/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022