Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от ООО "СИРИУС":
- Дымова А.С. (представитель по доверенности);
от заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N5" Министерства здравоохранения Хабаровского края:
- Баранов Д.И. (представитель по доверенности);
рассмотрев представленные материалы дела по обращению заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N5" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - Заказчик, Учреждение) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СИРИУС" (ИНН 2801238778) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку перчаток медицинских (извещение N 0322300012822000007, контракт 0007 от 21.02.2022),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322300012822000007 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 08.02.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 333 120,00 руб.
Из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2022 NИЗК1 следует, что победителем торгов признано ООО "СИРИУС", направившее наименьшее ценовое предложение в ходе торгов.
21.02.2022 между Обществом и Учреждением заключен государственный контракт N0007 (реестровый номер контракта 2272200667922000013) на поставку перчаток медицинских (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта предмет контракта поставка перчаток медицинских (далее - Товар). Заказчик поручает, а Поставщик принимает на себя обязательства по поставке Товара в соответствии со Спецификацией (Приложение 1).
В силу п. 2.1 Контракта цена контракта составляет 324000,00 (Триста двадцать четыре тысячи рублей 00 копеек), НДС не облагается на основании п.2 ст. 346.11 глава 26.2 НК РФ.
Разделом 4 Контракта установлены права и обязанности сторон по контракту, к которым относятся, помимо прочего, право заказчика требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта, обязанность Поставщика своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
В соответствии с приложением N1 к Контракту определен подлежащий поставке товар:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Ед. изм. |
Количество |
Цена за ед. товара (руб.) |
Сумма (руб.) |
1 |
Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные, Малайзия |
ПАР |
12000 |
27,00 |
324000,00 |
Итого: 324000,00 (Триста двадцать четыре тысячи рублей 00 копеек), НДС не облагается на основании п.2 ст. 346.11 глава 26.2 НК РФ. |
Приложением N3 к Контракту установлен график поставки товара, согласно которому предусмотрены к поставке перчатки размеров S/M в 3 этапа (в течение 21 дня с момента заключения контракта; с 60 по 65 день с момента заключения контракта; с 90 по 95 день с момента заключения контракта).
Согласно п. 13.1 Контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 13.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- В случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней.
- В иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, срок поставки первой партии товара в соответствии с условиями контракта определен до 14.03.2022.
01.03.2022 Общество направило Заказчику письмо о невозможности поставки перчаток, предусмотренных контрактом, предложив заменить поставляемый товар с улучшенными характеристиками. Ответа на указанное письмо в материалы дела не представлено.
11.03.2022 Поставщик обратился к Заказчику с предложением о расторжении контракта, обусловленное невозможностью поставки перчаток в связи с иностранным производством поставляемых перчаток, изменением закупочной цены. Аналогичное письмо также направлено 22.03.2022.
Письмом от 14.04.2022 Общество сообщило Заказчику о неполучении ответа на вышеуказанные письма, запросив ответ.
В соответствии с письмом от 19.04.2022 Общество повторно запросило ответы от Заказчика, сославшись на их неполучение.
Согласно письму от 23.03.2022 N01-02к-105 Заказчик предложил поставщику представить документы, подтверждающие добросовестность намерений по исполнению обязательств, доказательства невозможности поставки товара (отказ изготовителя, документы, подтверждающие сделанный заказ на поставку товара и т.д.).
В соответствии с письмом от 12.04.2022 N01-02к-138 Заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с запросом о правомерности расторжения контракта по соглашению сторон. Ответным письмом Хабаровское УФАС России сообщило, что к полномочиям Хабаровского УФАС России не относятся направление заключений (правовых позиций), разъяснений Закона о контрактной системе.
Письмом от 27.05.2022 N01-02н-192 Заказчик направил в адрес ООО "СИРИУС" уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта, мотивированное нарушением условий контракта со стороны Общества.
Неустранение Обществом нарушений условий контракта послужило основанием для обращения Заказчика в Хабаровское УФАС России.
Согласно сведениям реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок, а также обращению Заказчика в Хабаровское УФАС России, контракт расторгнут 27.05.2022.
Из представленных Обществом письменных пояснений следует, что ООО "СИРИУС" предпринимало меры по поставке товара, однако поставка товара оказалась невозможным вследствие изменения гражданского оборота перчаток медицинских, при этом указывает на допущенное Заказчиком нарушения порядка расторжения контракта.
В результате изучения материалов дела, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N360-ФЗ) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 360-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном ч. 20.2 ст. 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Закона N 360-ФЗ).
Частью 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается: 1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку); 2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Осуществляя внеплановую проверку действий заказчика на предмет соблюдения Закона о контрактной системе, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Как следует из материалов дела, письмом от 27.05.2022 N01-02н-192 Заказчик направил уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес Общества.
Указанное уведомление направлено почтовым отправлением 08.06.2022 (код отслеживания 68002671000697), что подтверждается материалами дела.
08.06.2022 Заказчиком размещена информация о расторжении контракта в реестре контрактов Единой информационной системе в сфере закупок (реестровая запись N 22722006679 22 000013 0003), согласно которой контракт расторгнут 27.05.2022, статус контракта переведен в вид "Исполнение прекращено". Аналогичные сведения указаны в обращении Заказчика, направленном в Хабаровское УФАС России.
Согласно отслеживанию почтового отправления, уведомление заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ООО "СИРИУС" 07.07.2022.
С учетом требований п. 3 ст. 8 Закона N360-ФЗ, Закона о контрактной системе, контракт не может быть расторгнут заказчиком 27.05.2022.
Таким образом, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и положений ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, расторжение контракта 27.05.2022 с размещением об этом информации 08.06.2022 нарушает ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, предусматривающую порядок расторжения контракта, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На вышеуказанные обстоятельства расторжения контракта также указал ООО "СИРИУС" в представленных в Хабаровское УФАС России письменных пояснениях.
Оценивая добросовестность действий поставщика, Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает следующее.
Как разъяснено в абз. 3 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что участником закупки подана заявка с учетом действовавшего положения в гражданском обороте исходя на дату, время осуществления закупки.
Вместе с тем, в дальнейшем произошло существенное изменение рыночного поведения хозяйствующих субъектов в гражданском обороте на рынке реализации перчаток медицинских, происходящих за пределами Российской Федерации, что привело к существенному увеличению цен на поставляемый товар, периодическим затруднениям в приобретении медицинских перчаток.
Вместе с тем, из рассматриваемых материалов дела и пояснений Общества следует, что при участии в закупке Общество не имело возможности предусмотреть существенное изменение экономической ситуации, в том числе ситуацию на рынке реализации перчаток медицинских, происходящих с территории иностранных государств.
При этом Обществом представлены в материалы дела письма от производителей товара, поставщиков, свидетельствующих о увеличении цены на поставляемый товар.
П. 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, в том числе подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В данном случае, несмотря на то, что Правилами N 1078 при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков не предусмотрена оценка действий Подрядчика при исполнении контракта с позиции добросовестности, в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в Законе о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
Из статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно и разумно.
В рассматриваемом случае, Комиссией Хабаровского УФАС России, оценив представленные материалы, установлено, что причиной (обстоятельствами), повлекшими нарушение Обществом обязательств по контракту, явилось существенное изменение экономической обстановки на рынке реализации перчаток медицинских, происходящих из иностранных государств.
Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
При этом из материалов дела следует, что ООО "СИРИУС" уведомило заказчика о возникшем изменении экономической обстановки в части рынка реализации перчаток медицинских, что свидетельствует о принятии Обществом мер по снижению убытков заказчика, заботе о его интересах, содействии в получении необходимой информации о причинах неисполнения контракта и перспективе его исполнения.
Общество неоднократно направляло в адрес заказчика как предложения о замене товара иными перчатками, возможность поставки которых объективно имелась у Общества с учетом изменения обстановки, так и предлагало расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что само по себе обстоятельство нарушения сроков поставки товара, в соответствии с условием Контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустойки (штрафов, пеней), убытков, однако без наличия доказательств, подтверждающих умышленный характер действий (бездействия) Подрядчика в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно п. 15 Правил контроля в сфере закупок орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России установлены обстоятельства, являющиеся основанием для отказа во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Оценив обстоятельства исполнения контракта, исследовав все представленные материалы дела и переписку сторон по контракту, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии умышленного неисполнения ООО "СИРИУС" условий контракта, наличию обстоятельств, предусмотренных пп. "б, в" п. 15 Правил N1078.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ N1078, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные КГБУЗ "Городская поликлиника N5" Министерства здравоохранения Хабаровского края в отношении ООО "СИРИУС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать заказчика - КГБУЗ "Городская поликлиника N5" Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 18 июля 2022 г. N РНП-27-303
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022