Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Кладий Е. Ф.,
от ООО "СОГРАНДИС" - Лисового А. А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ГБУЗ СК "Кочубеевская районная больница" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "СОГРАНДИС" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004721000622 "Поставка автомобилей скорой медицинской помощи".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Батищевой О. Н. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав сторону, установила следующее:
По результатам электронного аукциона N0121200004721000622 между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ставропольского края "Кочубеевская районная больница" (далее - Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Сограндис" (далее - Поставщик) был заключен Контракт N 82 от 22.07.2021 г. на поставку автомобилей скорой медицинской помощи (далее - Контракт).
По условиям Контракта Поставщик обязался в установленный Контрактом срок поставить автомобиль скорой медицинской помощи (далее - Товар, автомобиль), а Заказчик обязался принять поставленный товар и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом.
Согласно п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Российская Федерация Ставропольский край 357000, с. Кочубеевское ул. Восточная 63 (далее - Место доставки), в рабочий день в течение 60 дней с момента подачи заявки Заказчиком, в период с 01 января 2022 года по 31 мая 2022 г. в рабочие дни с 8-00 до 14-00 часов.
Поставщик не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
18.03.2022 г. Заказчик направил в адрес ООО "Сограндис" заявку на поставку транспортных средств в количестве 3 шт., однако, в сроки, установленные Контрактом, товар не был поставлен Заказчику.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 4.4. Контракта Заказчик вправе 4.4.7. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
04.07.2022 на основании ч. 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, п.п. 1,2 ст. 523 ГК РФ Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.07.2022 Заказчиком указанное Решение размещено в ЕИС и направлено в адрес ООО "СОГРАНДИС".
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Материалами дела (в том числе пояснениями представителя ООО "СОГРАНДИС") установлено, что исполнение заключенного между сторонами контракта на поставку автомобиля оказалось невозможным в силу обстоятельств непреодолимой силы.
Во исполнение Контракта, ООО "Сограндис" заключил договор N 021/22-М от 15 февраля 2022 г. с ООО ПКФ "Луидор" на поставку автомобилей по цене 1 440 000 рублей за одно ТС (Приложение N3).
После заключения договора, ООО ПКФ "Луидор" сделало запрос в адрес завода изготовителя на поставку автомобиля ГАЗ. Завод изготовитель объявил о значительном повышении цены в связи с политическими и экономическими событиями.
03 марта 2022 г. в адрес ООО "Сограндис" поступило письмо от ООО ПКФ "Луидор" о том, что в связи с изменением цен завода (ООО "Автозавод" ГАЗ") ООО ПКФ "Луидор" не может поставить транспортное средство на условиях, согласованных ранее. Цена по ранее запрошенному автомобилю выросла до 2 285 000 рублей.
4 марта 2022 г. с учетом того, что у основного поставщика поставка была сорвана, Общество запросило информацию у других дилеров. В ответ на данные запросы поступили ответы: 11 марта 2022 г. письмо от ООО "Грузавтоимпорт" отказ от поставки, так как данная организация продает только базовые модели, не оборудованные под медицинские службы и 15 марта 2022 письмо от ООО "Техно-Темп" с приложением покупки по цене 2 297 000 рублей за базовое ТС без доработки.
В связи с полученной информацией 17 марта 2022 года ООО "Сограндис" направило в адрес Заказчика уведомление о том, что с 01 марта 2022 года ООО "Автозавод ГАЗ" в одностороннем порядке увеличило стоимость автомобилей Соболь Бизнес на 70%. Причиной послужило введение санкций со стороны западных стран из-за проведения специальной военной операции на территории Украины. Так как Контрактом предусмотрено расторжение по соглашению сторон Поставщик предложил рассмотреть такой вариант Заказчику либо увеличить цену Контракта, для возможности исполнения.
18 марта Заказчик направил заявку на поставку транспортных средств в количестве 3 шт. (Приложение N 10).
21 марта 2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика письмо с просьбой предоставить официальное письмо-производителя об увеличении стоимости цены на базовое ТС.
Для подтверждения наличие обстоятельств, свидетельствующих о наличии непреодолимой силы при исполнении своих контрактных обязательств, Общество обратилось в ТПП России.
21 марта был получен ответ от Торгово-промышленной палаты РФ о том, что разработан законопроект о признании введенных экономических санкций против Российской Федерации к обстоятельствам непреодолимой силы. До принятия законопроекта рассмотрение заявлений о выдаче заключений о свидетельствовании обстоятельств непреодолимой силы по договорам приостановлено.
22 марта 2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию, в которой продолжал настаивать на исполнении Контракта по ранее определённым условиям.
Поставщик запросил еще раз цены для исполнения контракта, в ответ - 04 апреля 2022 г. в адрес Общества поступило письмо от ООО "ТСС НН", в котором сообщалось о невозможности поставить автомобили (Приложение N 14).
07 апреля 2022 г. ООО "Сограндис" направило запрос производителю ООО "Автозавод" ГАЗ" о рекомендованных ценах за период с января 2021 года по апрель 2022 года для представителей и дистрибьютеров.
Так же, 07 апреля 2022 г. Общество получило от Торгово-промышленной палаты РФ в дополнение к письму от 22.03.2022, информацию о том, что законопроект предусматривает, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, не будет нести ответственность перед другой стороной, если докажет, что надлежащее исполнение объективно оказалось невозможным вследствие недружественных действий иностранных государств и международных организаций, связанных с введением ограничительных мер в отношении граждан Российской Федерации и российских юридических лиц (обстоятельства непреодолимой силы).
12 апреля Министерство финансов дало разъяснение по применению ч. 65 ст. 112 Закона N44-ФЗ, в котором указало, на то, что данной нормой предусмотрено изменение любых существенных условий Контракта.
В связи со сложившейся ситуацией, 14 апреля ООО "Сограндис" в адрес Заказчика направило письмо-предложение о разрешение сложившейся ситуации в связи с существенно изменившимися обстоятельствами при исполнении Контракта путем: замены товара на Lada Largus и в связи с необходимостью изготовления автомобилей, изменить срок поставки Товара до 30 июня 2022 года.
Вместе с тем, Заказчик не ответил на предложение, дополнительное соглашение подписано также не было.
22 апреля 2022 года получено коммерческое предложение ООО "КВМед" с предложением покупки базового автомобиля по цене 2 350 ООО рублей, при этом в наличие имеется только 1 автомобиль, а к поставке требовалось 3 автомобиля. 27 апреля 2022 г. письмо от ЗАО "ТКЦ ГАЗ АТО" о поставке автомобиля Соболь-Бизнес по цене 2 376 700 рублей.
19 мая 2022 года Обществом было получено письмо N189/006-01 от ООО "Автозавод ГАЗ" о том, что завод не регулирует цены, Автозавод не имеет возможности предоставить точную информацию о расчетных ценах и сроках поставки готовой продукции, так как продукция марки ГАЗ реализуется через участников Сервисно-Сбытовой Сети.
Таким образом, после 01 марта 2022 года сложилась такая ситуация, что закупить автомобиль не представлялось возможным. Все дилеры заморозили продажи, а завод изготовитель приостановил производство. Даже по завышенным ценам контрагенты не гарантировали отгрузку товара.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "СОГРАНДИС" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "СОГРАНДИС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 25 июля 2022 г. N 026/01/104-1341/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022