Резолютивная часть оглашена
22.07.2022 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, Заказчик) о включении сведений об ООО "Лагерта" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона по объекту закупки: Выполнение работ по текущему ремонту 3 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, расположенных по адресам: г. Самара, Промышленный район, ул. Заводское шоссе, дом N 67, кв. 69, ул. Ново-Вокзальная, дом N 165, кв. 126, ул. Свободы, дом N 99, кв. 39 (ИКЗ 213631580000163150100106780014339244, извещение N 0342300000121001503, начальная (максимальная) цена контракта - 1 182 658 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии представителей от Заказчика, ООО "Лагерта", Уполномоченным органом заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствии представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Департамента о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
29.11.2021 между Заказчиком и Обществом на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.11.2021 N0342300000121001503-3 заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту 3 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, расположенных по адресам: г. Самара, Промышленный район, ул. Заводское шоссе, дом N 67, кв. 69, ул. Ново-Вокзальная, дом N 165, кв. 126, ул. Свободы, дом N 99, кв. 39 (далее - Контракт).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.3. Контракта контракт может быть, расторгнут по соглашению Сторон, решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в одностороннем порядке по решению Заказчика в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями нормативных документов, государственных стандартов Российской Федерации, условиями настоящего контракта, а Заказчик принимает надлежащим образом выполненные работы и оплачивает их в соответствии с условиями Контракта.
Срок выполнения работ - со дня заключения контракта в срок не позднее 15.12.2021.
Документы о частичном выполнении работ по форме КС-2, КС-3 в жилых помещениях, расположенных по адресам: Промышленный район, Заводское шоссе, дом N 67, квартира N 69, ул. Ново-Вокзальная, дом N 165, квартира N 126, ул. Свободы, дом N 99, квартира N 39, представлены в Департамент 28.12.2021.
Согласно письму ООО "ЛАГЕРТА" от 24.12.2021 Подрядчик гарантировал исполнение принятых обязательств в срок до 01.03.2022, однако работы в указанный срок не выполнены.
В адрес ООО "ЛАГЕРТА" направлена претензия от 13.05.2022 (исх. N 15-07-34/19070) о ненадлежащем исполнении контракта, начислена неустойка.
Гарантийным письмом от 03.06.2022 ООО "ЛАГЕРТА" установлен новый гарантийный срок - до 30.06.2022.
По состоянию на 17.06.2022 работы по муниципальному контракту не выполнены. Документы о выполнении работ по адресам: Промышленный район, Заводское шоссе, дом N 67, квартира N 69, ул. Ново-Вокзальная, дом N 165, квартира N 126, ул. Свободы, дом N 99, квартира N 39, в Департамент не поступали.
В связи с изложенным, Заказчиком 17.06.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 17.06.2022.
17.06.2022 направлено в адрес ООО "Лагерта" посредством почтовой связи (заказное письмо с уведомлением исх. от 17.06.2022 N 15-07-34/24414), а также на электронную почту (e-mail: n.yushkova@samsmeta.ru) Общества.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 14.07.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям Общества, просрочка исполнения обязательств со стороны Общества в части сроков выполнения работ вызвана затягиванием приемки выполненных работ со стороны заказчика и отказа от оплаты выполненных работ, что фактически привело к отсутствию финансов для продолжения выполнения работ.
Кроме того, в связи со спецификой реализуемых объектов сроки для выполнения работ оказались недостаточными, так как в связи с запретом на проведение работ в определенное время в многоквартирных жилых домах время для проведения ремонтных работ ограничено, а начало выполнения работ совпало с ограничениями по COVID-19, введенными в городском округе Самара.
Однако, приведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестно поведения при исполнении Контракта.
На дату рассмотрения обращения Подрядчик работы в полном объеме не выполнил. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на завершение работ по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Не может быть принят во внимание довод Общества о том, что причиной невыполнения в срок работ явилось отсутствие финансирования со стороны Заказчика, поскольку пунктом 2.4. Контракта определен следующий порядок оплаты: единовременно по факту выполнения работ в течение 15 рабочих дней путем перечисления денежных средств на банковский счет Подрядчика на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ. Поэтапная оплата не предусмотрена.
Следовательно, согласно условиям контракта, работы оплачиваются Заказчиком единовременно после их выполнения на всех объектах, указанных в закупочной документации, контракте.
Общество, подавая заявка на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
Довод о том, что начало выполнения работ совпало с ограничениями по COVID-19, также не может быть принят во внимание, поскольку ограничения из-за распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) действовали в Самарской области с 2020 года.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Лагерта" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно качественный и своевременный результат выполненных работ. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Следует отметить особую социальную значимость заключенного контракта, а именно тот факт, что вышеуказанные жилые помещения предназначены для граждан из социально незащищенных категорий.
В связи с невыполнением Обществом в срок работ по контракту прокуратурой г.Самары в адрес Заказчика 23.05.2022 вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства и законодательства о контрактной системе.
Заказчик при рассмотрении обращения настаивал на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Лагерта" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Лагерта"; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Лагерта", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 26 июля 2022 г. N РНП-63-293
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022