Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
<_>
рассмотрев материалы Заказчика - МКУ "Архитектура" о включении сведений о ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
19.07.2022 г. в Кировское УФАС России поступило обращение МКУ "Архитектура" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" (далее - Подрядчик) в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям для подготовки проектно-сметной документации на благоустройство площади маршала И.С.Конева (номер извещения 0140300040821001155).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 25.07.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Заказчик явку представителя не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении материалов в его отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что подрядчик нарушил сроки выполнении работ, законченный результат работ не представлен. 22.06.2022 года Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
От Подрядчика поступили документы и объяснения, в которых отмечено следующее. Исполнитель не имел умысла в нарушении существенных условий Государственного контракта, предлагал оперативно провести негосударственную экспертизу подготовленных инженерных изысканий. В регламентированный срок (60 календарных дней) для исполнения контракта нереально и выполнить работы, и получить положительное заключение государственной экспертизы (30-40 рабочих дней). Полагал, что п. 1.6. и 2.1.6. Контракта содержат противоречивую информацию относительно необходимости проходить государственную экспертизу. В подтверждения положительного опыта исполнения контрактов приложены реестры выполненных контрактов, благодарственные письма. Просит не включать сведения об ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" в Реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" от заключения контракта установлено следующее.
05.10.2021 года Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0140300040821001155 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по инженерным изысканиям для подготовки проектно-сметной документации на благоустройство площади маршала И.С.Конева. Начальная (максимальная) цена контракта - 793 648,80 руб. Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.10.2021 г. N 0140300040821001155-3 ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" признано победителем закупки.
01.11.2021 г. между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт (реестровый номер 3434522562021000019).
Пунктом 1.1. Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить работы по инженерным изысканиям для подготовки проектно-сметной документации на благоустройство площади маршала И.С. Конева, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Согласно п. 1.3. Контракта срок выполнения работ: в течение 60 календарных дней с момента подписания муниципального контракта.
Разделом 8 Контракта определено, что Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
В силу п. 1.6. Контракта результатом выполненной работы по контракту является документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий.
В соответствии с п. 2.1.6. Подрядчик обязан направить технический отчет на государственную экспертизу, оплатить услуги государственной экспертизы, получить положительное заключение государственной экспертизы по результатам изысканий. Документы, направляемые на государственную экспертизу, должны соответствовать требованиям приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального строительства РФ от 12 мая 2017 г. N 783/пр.
Между Заказчиком и Подрядчиком велась обширная переписка по вопросам исполнения Контракта посредством электронной почты.
В частности, после признания победителем ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" запрашивало у Заказчика архивные материалы по инженерно-геодезическим и инженерно-геологическим изысканиям, справки о климатических характеристиках г.Кирова (ответ Заказчика от 29.10.2021 N01-07/441).
17.02.2022 г. Подрядчик направил Заказчику отчеты по экологии и гидрометеорологии, программу инженерно-геодезических изысканий.
25.05.2022 г. письмом N 01-10/99 Заказчик проинформировал о наличии замечаний в данных изыскательских документах.
30.05.2022 г. Подрядчик сообщил, что ряд замечаний будут устранены в течение 10 рабочих дней, ряд документов будут представлены при прохождении экспертизы.
Кроме того, письмом N 1 от 30.05.2022 г. Подрядчик сообщил, что при указанной цене контракта (492062,48 руб.) невозможно исполнить условие о прохождении государственной экспертизы, предложил рассмотреть вопрос об изменении условия контракта: предусмотреть возможность проведения негосударственной экспертизы. Необходимость изменения данного условия обусловлена проведением работ в неблагоприятный период года (что влияет на расчет стоимости государственной экспертизы). Стоимость и сроки негосударственной экспертизы существенно ниже, что никак не влияет на результат - получение заключения, размещенного в ЕГР заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласившись с доводами Подрядчика Заказчик письмом от 02.06.2022 г. N 01-06/228 в адрес Управления муниципальных закупок администрации города Кирова ходатайствовал об изменении вышеназванного условия.
Письмом от 08.06.2022 г. N79-25-10 Управление муниципальных закупок администрации города Кирова отказало в изменении условий контракта.
06.07.2022 г. Подрядчик по электронной почте проинформировал Заказчика о том, что материалы изысканий направлены в полном объеме. Кроме того, 15.07.2022 г. в электронном письме отметил, что площади не являются объектом для которого обязательно прохождение именно государственной экспертизы.
20.06.2022 г. Подрядчик просил не принимать решение об одностороннем отказе, принять выполненные работы, разрешить прохождение негосударственной экспертизы в силу п. 1.6. Контракта. Отметил, что ранее при работе с данным Заказчиком применялось условие аналогичное п. 1.6. Контракта.
В силу п. 9.4. Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения
Исходя из содержания подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения.
В связи с непрохождением изыскательских работ государственной экспертизы 22.06.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое 23.06.2022 г. размещено в ЕИС, отправлено Подрядчику посредством электронной почты и заказным письмом с уведомлением.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Поскольку основания для одностороннего отказа устранены не были, решение об одностороннем отказе вступило в силу 18.07.2022 г.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 19.07.2022 г.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 11 Порядка ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В материалы РНП Подрядчиком представлены копии документов, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения контрактов: материалы изыскательских работ, мотивированная переписка с Заказчиком.
Согласно информации из ЕИС, Общество является активным участником закупок и имеет более 400 договоров и контрактов (более 50 из них по Закону о контрактной системе), которые исполнены или находятся на стадии исполнения. Представлены благодарственные письма от органов местного самоуправления, органов государственной власти, коммерческих организаций.
Нарушение ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" своих обязательств по исполнению контракта при отсутствии у него намерения не исполнять контракт в полном объеме не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Кировское УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Общества, не выявила.
Участие в закупках, представляет собой возможность для ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" (микропредприятие) в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения Подрядчика, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "Архитектура" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Научно-производственное объединение "Империалъ" в связи с односторонним отказом от исполнения государственного контракта на выполнение работ по инженерным изысканиям для подготовки проектно-сметной документации на благоустройство площади маршала И.С.Конева (номер извещения 0140300040821001155), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 25 июля 2022 г. N 043/06/104-632/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022