Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области "Тульский областной центр молодежи" (далее - Заказчик) (вх. N 4371 от 18.07.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" (далее - Общество, ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС", Подрядчик) (ИНН 7116508614; ул. 1-я Транспортная, д.13, оф. 13, г. Новомосковск, 301651) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 29.03.2021 N 0366200035621000771 на выполнение работ по капитальному ремонту здания государственного учреждения Тульской области "Тульский областной центр молодежи" (закупка N 0366200035621000771, реестровый номер контракта 2711850677121000024) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- - представителя Заказчика на основании доверенности;
в отсутствие представителей ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС", надлежащим образом уведомленного о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания государственного учреждения Тульской области "Тульский областной центр молодежи" (закупка N 0366200035621000771) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении Электронного аукциона размещены 03.03.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 148 136 130,00 рублей.
29.03.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" заключен Контракт на сумму 120 716 945,90 рублей.
06.04.2021 к Контракту его сторонами заключено дополнительное соглашение N 1, 23.08.2021 - дополнительное соглашение N 1.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту здания государственного учреждения Тульской области "Тульский областной центр молодежи", расположенного по адресу: г. Тула, ул. Демонстрации/Дмитрия Ульянова, д. 134/20 (далее - работы, объект), в соответствии с проектной документацией (приложение N 1 к Контракту), техническим заданием (приложение N 4 к Контракту), в сроки, установленные настоящим Контрактом, соблюдая промежуточные сроки и общий срок выполнения работ по объекту, установленные графиком выполнения работ (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик - принять и оплатить работы, выполненные Подрядчиком в соответствии с требованиями контракта.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами весь комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта и передать его Заказчику.
Раздел 3 устанавливает следующие сроки выполнения работ:
"3.1. Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные Контрактом и графиком выполнения работ (приложение N 2 к Контракту).
3.2. Дата начала работ - с момента заключения Контракта.
Дата окончания работ - не позднее "31" октября 2022 года.
3.3. Сроки отдельных этапов выполнения работ определяются графиком выполнения работ (приложение N 2 к Контракту).
3.4. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, при этом Подрядчик не вправе требовать увеличения цены Контракта и досрочной оплаты".
При этом, согласно приложению N 2 к Контракту сторонами согласован следующий график выполнения строительно-монтажных работ:
Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
1. |
01-01-01Подготовительные работы 02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-10 Технологическое оборудование 07-01-04 Озеленение |
До 30 апреля 2021 |
2. |
01-01-01Подготовительные работы 02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-09 Обособленные выходы 06-01-02 Внутриплощадочные сети водоснабжения |
До 31 мая 2021 |
3. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-09 Обособленные выходы 06-01-01 Ремонт емкости пожарного резервуара 06-01-02 Внутриплощадочные сети водоснабжения |
До 30 июня 2021 |
4. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-09 Обособленные выходы 06-01-02 Внутриплощадочные сети водоснабжения |
До 31 июля 2021 |
5. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-09 Обособленные выходы 06-01-02 Внутриплощадочные сети водоснабжения |
До 31 августа 2021 |
6. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-11 Электромонтажные работы |
До 30 сентября 2021 |
7. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-11 Электромонтажные работы |
До 31 октября 2021 |
8. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-04 Водоснабжение 02-01-06 Противодымная вентиляция 02-01-11 Электромонтажные работы 07-01-04 Озеленение |
До 30 ноября 2021 |
9. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-04 Водоснабжение 02-01-06 Противодымная вентиляция 02-01-11 Электромонтажные работы |
До 31 декабря 2021 |
10. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-04 Водоснабжение 02-01-05 Канализация 02-01-06 Противодымная вентиляция 02-01-11 Электромонтажные работы |
До 31 января 2022 |
11. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-03 Отопление и вентиляция 02-01-04 Водоснабжение 02-01-05 Канализация 02-01-06 Противодымная вентиляция 02-01-11 Электромонтажные работы |
До 28 февраля 2022 |
12. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-06 Противодымная вентиляция 02-01-11 Электромонтажные работы |
До 31 марта 2022 |
13. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-06 Противодымная вентиляция 02-01-11 Электромонтажные работы 04-01-01 Электромонтажные работы наружные |
До 30 апреля 2022 |
14. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-06 Противодымная вентиляция 04-01-01 Электромонтажные работы наружные |
До 31 мая 2022 |
15. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения |
До 30 июня 2022 |
16. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-07 Сети связи 02-01-08 Автоматическую пожарную сигнализацию и оповещения о пожаре 05-01-01 Автомобильные дороги 07-01-01 Устройство покрытий |
До 31 июля 2022 |
17. |
02-01-01 Конструктивные решения 02-01-02 Архитектурные решения 02-01-04 Водоснабжение 02-01-05 Канализация 02-01-07 Сети связи 02-01-08 Автоматическую пожарную сигнализацию и оповещения о пожаре 05-01-01 Автомобильные дороги 07-01-01 Устройство покрытий 07-01-03 Благоустройство |
До 31 августа 2022 |
18. |
02-01-07 Сети связи 02-01-08 Автоматическую пожарную сигнализацию и оповещения о пожаре 05-01-01 Автомобильные дороги 07-01-01 Устройство покрытий |
До 30 сентября 2022 |
19. |
02-01-10 Технологическое оборудование 07-01-02 Малые архитектурные формы 07-01-04 Озеленение |
До 31 октября 2022 |
На основании пункта 4.1 Контракта к обязанностям Заказчика относятся, в том числе следующие:
- Осуществлять контроль за строительством объекта и сроками выполнения работ, в соответствии с утвержденной проектной документацией, условиями контракта и требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил (пункт 4.1.3).
- провести экспертизу выполненных работ для проверки их соответствия условиям Контракта в соответствии с Законом (пункт 4.1.5).
На основании пункта 4.2 Контракта Заказчик вправе:
- При выявлении, в период выполнения работ, нарушений положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил выдавать подрядчику письменное распоряжение на устранение нарушений, требовать принятия незамедлительных мер по устранению нарушений. В случае игнорирования распоряжения, грубого нарушения положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил представитель заказчика имеет право приостановить производство работ (с фиксацией в общем журнале работ) до устранения выявленных замечаний (пункт 4.2.1).
- До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, выбор которых осуществляется в соответствии с Законом (пункт 4.2.4).
В соответствии с пунктом 4.3 Контракта к обязанностям Подрядчика относятся, в том числе следующие:
- Принять объект от заказчика в течение 10 календарных дней с момента заключения настоящего контракта (пункт 4.3.1).
- Выполнить работы профессиональным образом, максимально безопасно, экономически эффективно и в соответствии с требованиями положений (в том числе рекомендуемых) действующих в Российской Федерации нормативных документов и правил, с требованиями, установленными настоящим контрактом (пункт 4.3.2).
Обеспечить:
1) своевременное устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и в течение гарантийного срока эксплуатации объекта;
2) бесперебойное функционирование инженерных систем и оборудования при нормальной эксплуатации объекта в течение гарантийного срока (при наличии) (пункт 4.3.9).
- Немедленно известить Заказчика и до получения соответствующих указаний приостановить работы при обнаружении:
возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных, не зависящих от подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемых работ, либо создающих невозможность их завершения в срок (пункт 4.3.8).
Порядок сдачи и приемки работ согласован сторонами Контракта в разделе 5.
Пункт 13.1 Контракта содержит следующие положения:
"Срок действия контракта: с момента заключения контракта по 25.12.2022 года (включительно) (срок действия контракта включает срок выполнения работ, период приёмки результатов выполненных работ, в том числе, экспертизы результатов исполнения обязательств по контракту, и оплаты за выполненные работы). Окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств сторон по контракту".
Из материалов дела установлено следующее.
Согласно информации об исполнении Контракта, размещенной в единой информационной системе, Общество выполнило следующие работы:
- в период с 29.03.2021 по 06.09.2021 (приняты Заказчиком без нарушений по сроку и качеству на сумму 873 764,22 рублей, акт сдачи-приемки этапа выполненных работ N 1 от 27.09.2021);
- в период с 29.03.2021 по 06.09.2021 (приняты Заказчиком без нарушений по сроку и качеству на сумму 30 979,88 рублей, акт сдачи-приемки этапа выполненных работ N 2 от 27.09.2021);
- в период с 10.09.2021 по 28.10.2021 (приняты Заказчиком без нарушений по сроку и качеству на сумму 426 761,19 рублей, акт сдачи-приемки этапа выполненных работ N 3 от 19.11.2021).
Согласно представленным сторонами рассмотрения материалами дела в период с 05.04.2021 по 23.05.2022 между Подрядчиком и Заказчиком осуществлялась многочисленная переписка (письма от 02.04.2021, 05.04.2021, 07.04.2021, 12.04.2021, 20.04.2021, 26.04.2021, 05.05.2021, 11.05.2021, 12.05.2021, 13.05.2021, 14.05.2021, 25.05.2021, 28.05.2021, 01.06.2021, 15.06.2021, 17.06.2021, 22.06.2021, 25.06.2021, 29.06.2021, 01.07.2021, 12.07.2021, 16.07.2021, 30.07.2021, 05.08.2021, 09.08.2021, 12.08.2021, 19.08.2021, 07.09.2021, 17.09.2021, 27.09.2021, 05.10.2021, 06.10.2021, 07.10.2021, 01.12.2021, 17.12.2021, 27.12.2021, 21.01.2022, 24.01.2022, 03.02.2022, 04.02.2022, 14.02.2022, 15.02.2022, 16.02.2022, 22.02.2022, 24.02.2022, 02.03.2022, 09.03.2022, 22.03.2022, 23.05.2022) относительно процесса производства работ на объекте, в которых Общество, в том числе, сообщало о возникающих сложностях, о необходимости принятия новых технических решениях, о выявленных неучтенных в проектно-сметной документации объемах (в связи с чем Общество сообщало о приостановке работ, а также предлагало Заказчику заключить дополнительное соглашение), о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию.
При этом, Заказчик письмом исх. N 05/06/1504 от 16.07.2021 сообщил Подрядчику, что заявленные Обществом несоответствия и замечания по отсутствию технических решений в проектно-сметной документации рассмотрены с участием ГУКС "ТулоблУКС" (организация, осуществляющая строительный контроль по Контракту), которое, в свою очередь, предоставило детализированные ответы на поставленные Подрядчиком вопросы, согласно которым заявленные несоответствия и замечания не являются препятствием к продолжению работ в соответствии с графиком производства работ (Приложение N2 к Контракту), в частности, могут быть продолжены работы по демонтажу, устройству систем вентиляции, водоснабжения и канализации, подготовке к монтажу окон, восстановительным мероприятиям чердачного перекрытия и кровли, устройству обособленных выходов.
Таким образом, Заказчик сообщил об отсутствии законных оснований для приостановки работ (письмо Общества исх. N1258-2021 от 07.07.2021).
Также в письмах от 02.03.2022 исх. N 78-2021, от 09.03.2022 исх. N 95-2022 Подрядчик сообщал Заказчику о неопределенности срока поставки необходимых для выполнения работ строительных материалов в связи со сложившейся ситуацией в мире, что Общество расценивает как форс-мажорную ситуацию, в следствии чего просит у Заказчика произвести авансирование и рассмотреть вопрос о списании, начисленных за просрочку, пени.
При этом, Заказчик в письме исх. N 05-06/351 от 09.03.2022 просил Подрядчика предоставить документ, выданные компетентным органом, который бы являлся достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы.
Кроме того, в ходе переписки Заказчик отвечал на письма Подрядчика, в которых реагировал и способствовал разрешению проблемных вопросов, в том числе направлял положительное заключение повторной государственной экспертизы, новые согласованные технические решения и доработанные разделы проектно-сметной документации; направлял предписания ГУКС "ТулоблУКС"; сообщал о необходимости предоставить в Учреждение детализированный график выполнения работ, а также далее - догоночный график производства работ с учетом отставания, о непредставлении документов, подтверждающих объем выполненных работ, а также необходимой для приемки исполнительной документации, об отсутствии работников подрядной организации на объекте, в связи с чем Учреждение выражало сомнения в отношении своевременного окончания выполнения работ по Контракту, о вызовах представителей Общества на рабочие совещания и осмотры, о замечаниях по качеству выполняемых и сопутствующих работ по Контракту.
Необходимо отметить, что Заказчик в письме исх. N 05-06/1372 от 29.06.2021 сообщал Подрядчику, что необходимость проведения капитального ремонта, в первую очередь, было вызвано аварийных состоянием чердачных перекрытий. Однако, к выполнению таких работ Общество не преступало.
14.09.2021, 02.12.2021, 29.06.2022, 01.07.2022 Заказчик направлял Подрядчику претензии (письма исх. N 05-06/1943 от 14.09.2021, исх. N 05-06/2606 от 02.12.2021, исх. N 05-06/1021 от 29.06.2022, исх. N 05-06/1035 от 01.07.2022) с расчетом неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ и предоставления отчетных документов, подтверждающих факт выполнения этапов работ.
Таким образом, согласно информации, представленной Заказчиком в ходе заседания Комиссии, а также исходя из материалов дела, по состоянию на 04.07.2022, работы, предусмотренные Контрактом, в полном объеме не были выполнены Подрядчиком (из 120 716 945,90 рублей, предусмотренных Контрактом выполнены, приняты и оплачены работы на 1 331 505,29 рублей).
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ определено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.2 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ более чем на 30 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематического нарушения Подрядчиком сроков (два и более раз) выполнения работ, влекущего увеличение срока окончания выполнения работ более чем на 30 дней (несоблюдение Подрядчиком установленных графиком выполнения работ сроков выполнения работ);
- несоблюдения Подрядчиком требований по качеству работ, если исправление соответствующих некачественно выполненных работ влечет задержку выполнения работ более чем на 30 дней;
- отступление Подрядчика в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- существенное нарушение Подрядчиком требований к качеству оборудования, материалов, используемых при выполнении работ, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
В связи с тем, что ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" в установленный Контрактом срок не исполнило свои обязательства по Контракту в полном объеме, в том числе, в связи с тем, что Подрядчик выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным (указанное также зафиксировано в заключении эксперта N 050-03-00111 от 23.06.2022, составленного экспертом Союза "Тульская торгово-промышленная палата", ссылка на которое содержится в принятом Учреждении решении, при этом, в котором также сделан вывод о том, что у Общества имелась объективная возможность исполнения Контракта с учетом его особенностей, обусловленных возникшими обстоятельствами) 04.07.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0366200035621000771 от 29.03.2021 "на выполнение работ по капитальному ремонту здания государственного учреждения Тульской области "Тульский областной центр молодежи"" (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Решение).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона, в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.1, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта сформировано с использованием единой информационной системы 04.07.2022.
Следовательно, датой поступления Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона считается дата размещения в единой информационной системе такого Решения - 04.07.2022.
Из представленных в материалы дела документов и сведений Комиссией установлено, что с момента принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в том числе с момента надлежащего уведомления Исполнителя о принятии Заказчиком такового и до момента вступления указанного решения в силу, ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" не были предприняты все возможные меры, направленные на добросовестное исполнение условий Контракта, устранение нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком указанного решения.
Следовательно, на момент рассмотрения Комиссией обращения Заказчика о размещении информации об ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" в реестре недобросовестных поставщиков, Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу и Контракт является расторгнутым.
Подрядчиком в материалы дела представлены пояснения следующего содержания.
Для начала производства ремонтных работ необходима была установка ограждения. Цветовая гамма ограждения была согласована после 20.04.2021.
Также, для начала работ Подрядчик должен принять строительную площадку. Однако, 20.04.2021 в здании находились сотрудники Заказчика. Площадка еще не была принята.
В процессе выполнения работ были выявлены несоответствия в проектно-сметной документации. Вносились изменения в проектное решение в связи с дефицитом материалов.
Также в проектной документации было выявлено, что часть работ не была запланирована, а значит, не включена в стоимость и сроки выполнения работ.
В ответ на уведомления нашей организацией Заказчика о проблемах, с которыми мы сталкивались в ходе производства работ, Заказчик затягивал с принятием каких-либо технических решений.
Для завершения Контракта необходима закупка материалов, которые в данный момент не поставляются в страну в связи со сложившейся ситуацией в мире.
Таким образом, исполнение контракта считаем невозможным.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее.
Согласно пункту 1.5 постановления Совета ТПП РФ от 24.06.2021 N 7-2 "Об утверждении Положения о свидетельствовании уполномоченными торгово-промышленными палатами обстоятельств непреодолимой силы по договорам (контрактам), заключенным в рамках внутрироссийской экономической деятельности" (далее - постановление Совета ТПП РФ от 24.06.2021 N 7-2) уполномоченные торгово-промышленные палаты выдают заключения об обстоятельствах непреодолимой силы, наступивших на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, территории муниципального образования, которая является территорией их деятельности.
В соответствии с пунктом 1.3 постановления Совета ТПП РФ от 24.06.2021 N 7-2 под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в процессе исполнения договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта) либо избежать или преодолеть в ходе его исполнения, находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта).
В частности, к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган и т.п.), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры органов государственной власти или местного самоуправления и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства.
К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены обстоятельства, составляющие предпринимательские риски, такие, в частности, как: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, обстоятельства, вызванные финансово-экономическим кризисом, изменение валютного курса или девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, неправомерные действия представителей заявителя, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, на которые стороны прямо указали в договоре (контракте).
При этом, в материалы настоящего дела его сторонами не представлено какого-либо заключения компетентного органа, которое бы засвидетельствовало наступление обстоятельств непреодолимой силы при исполнении Контракта.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1. при существенном нарушении договора другой стороной;
2. в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 1 статьи 740 ГК РФ предусмотрено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что Обществом работы в соответствии с условиями Контракта не выполнены в полном объеме.
Кроме того, в материалах дела имеется информация, свидетельствующая о неоднократности нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ.
При таких обстоятельствах, следует признать, что невыполнение работы в установленный срок является нарушением существенных условий Контракта и нарушение данных условий Контракта фактически не позволило Заказчику получить требуемый результат в установленные сроки.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, приняв во внимание непредставление Обществом доказательств выполнения работ в полном объеме и в установленный срок.
Ввиду данного факта Комиссия приходит к выводу о том, что Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не противоречит Закону и является обоснованным.
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Между тем, недобросовестность юридического лица определяется не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельства и условиям оборота.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 определено, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Доказательств возникновения у Общества вследствие непреодолимой силы каких-либо обстоятельств, не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства и условия Контракта, в Тульское УФАС России не представлено.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Заказчиком нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, требований к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе не допущено.
2. В материалы дела Заказчиком представлены документы и информация, подтверждающие факты существенного нарушения Обществом условий Контракта.
3. Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Принимая решение об участии в процедуре публичных закупок и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения принятых на себя обязательств.
Участие Общества в электронном аукционе является добровольным и на стадии заключения Контракта ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" были известны абсолютно все условия такого Контракта. При этом Общество должно было оценить все риски исполнения Контракта на стадии принятия решения об участии в конкурентной процедуре. Следовательно, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" оценило свои возможности по исполнению Контракта и согласился со всеми его условиями.
Своим бездействием Общество не обеспечило соблюдение прав Заказчика относительно условий и срока исполнения Контракта, в рамках которого предусматривается эффективное использование бюджетных средств в предусмотренном законодательством порядке и в установленные сроки, что привело к нарушению публичных интересов в правоотношениях по исполнению контракта, в свою очередь, влечет наложение на ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" санкции за недобросовестное исполнение Контракта.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него при исполнении Контракта, и в силу действующего гражданского законодательства влечет применение к нему мер как частно-правовой, так и публично-правовой ответственности.
Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения Контракта в срок, и включение ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения заказчиков от недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 N ВАС-5621/12 об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности общества.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта послужило неисполнение ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" условий Контракта, при этом факт неисполнения условий Контракта установлен Комиссией на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств и подтверждается материалами дела.
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" условий Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Обществом также не предоставлено.
Оценка действий ООО "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС", совершенных им в ходе исполнения Контракта, в совокупности и взаимосвязи явно свидетельствует о допущенных Обществом существенных нарушениях положений Контракта и необходимости на основании части 16 статьи 95, части 2 статьи 104 Закона, Правил ведения реестра включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков информацию об обществе с ограниченной ответственностью "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" (ИНН 7116508614; ул. 1-я Транспортная, д.13, оф. 13, г. Новомосковск, 301651) генеральный директор Копаев Андрей Валерьевич, ИНН 711611038608) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 29.03.2021 N 0366200035621000771 на выполнение работ по капитальному ремонту здания государственного учреждения Тульской области "Тульский областной центр молодежи" (закупка N 0366200035621000771, реестровый номер контракта 2711850677121000024).
2. Датой включения информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕКОСТРОЙСЕРВИС" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.07.2022 |
19.07.2022 |
18.07.2022 |
0 |
18.07.2022 |
25.07.2022 |
25.07.2022 |
0 |
28.07.2022 |
28.07.2022 |
0 |
0 |
*Дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 25 июля 2022 г. N 071/06/104-649/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022