Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Поликлиника Беби ру" на действия МБУ "Спортивная школа "Чемпион" МО Новопокровского района при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по проведению медицинских осмотров лиц, занимающихся спортом" (извещение N 0818600012222000180) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель "Описание объекта закупки", а именно: Заказчиком не установлено требование о наличии у участников закупки медицинской лицензии в нарушение п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Заказчиком в требованиях к лицензии установлены разночтения. Заказчиком также не установлен конкретный объем проводимых услуг в соответствии с Приказом Минздрава России N1144н.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - МКУ "Служба закупок МО Новопокровский район" проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по проведению медицинских осмотров лиц, занимающихся спортом" (извещение N 0818600012222000180).
Заказчик - МБУ "Спортивная школа "Чемпион" МО Новопокровского района.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 057 633,90 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется:
1.4. Объем оказываемых услуг: Для прохождения медицинского осмотра заявлено 344 человек (спортсмены учреждения) из которых:
N п/п |
Вид спорта |
Этап; пол, возраст (при необходимости) |
Количество (чел) |
1 |
Баскетбол |
Этап начальной подготовки |
158 |
2 |
Волейбол |
15 |
|
3 |
Настольный теннис |
30 |
|
4 |
Футбол |
19 |
|
5 |
Спорт ЛИН (настольный теннис) |
10 |
|
6 |
Легкая атлетика |
12 |
|
7 |
Пауэрлифтинг |
13 |
|
ИТОГО ПО НАЧАЛЬНОМУ ЭТАПУ: |
257 |
||
1 |
Баскетбол |
Этап тренировочный, мальчики до 15 лет |
5 |
Этап тренировочный, мальчики 15 лет и старше |
15 |
||
Этап тренировочный, мужчины |
12 |
||
Этап тренировочный, девочки до 15 лет |
4 |
||
Этап тренировочный, девочки 15 лет и старше |
9 |
||
2 |
Настольный теннис |
Этап тренировочный, мальчики 15 лет и старше |
4 |
Этап тренировочный, мужчины |
5 |
||
Этап тренировочный, девочки 15 лет и старше, женщины |
1 |
||
3 |
Спорт ПОДА (Бочча) |
Этап тренировочный, мужчины |
3 |
Этап тренировочный, женщины |
1 |
||
4 |
Легкая атлетика |
Этап тренировочный, мальчики 15 лет и старше |
2 |
Этап тренировочный, мужчины |
3 |
||
Этап тренировочный, девочки до 15 лет |
1 |
||
Этап тренировочный, девочки 15 лет и старше |
4 |
||
5 |
Пауэрлифтинг |
Этап тренировочный, мальчики 15 лет и старше |
1 |
Этап тренировочный, мужчины |
16 |
||
Этап тренировочный, женщины |
1 |
||
ИТОГО ПО ТРЕНИРОВОЧНОМУ ЭТАПУ: |
87 |
1.5. Общие требования к оказанию услуг (результатам оказания услуг):
1.5.1. Медицинское обследование проводится на основании представляемого Заказчиком Исполнителю списка лиц, занимающихся физической культурой и спортом с указанием этапов подготовки, согласно Приказу Минздрава России от 23 октября 2020 г. N 1144н. (Заказчик оставляет за собой право на внесение изменений в указанные списки в соответствии с приказами о зачислении, отчислении, переводе спортсменов). Медицинское заключение (для этапа начальной подготовки) с установленной группой здоровья, выданное в соответствии с приказом Минздрава РФ от 10 августа 2017 N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних", информационный лист родителя (законного представителя) несовершеннолетнего, занимающегося спортом на этапе начальной подготовки предоставляются Исполнителю Заказчиком. Каждая группа спортсменов допускается к медицинскому обследованию только в присутствии тренера и (или) медицинской сестры учреждения.
На момент заключения контракта Исполнитель обязан предоставить Заказчику информацию об адресе (адресах) оказания услуг на территории станицы Новопокровской. Период прохождения медицинского обследования каждой группы не может превышать трех рабочих дней. Для спортсменов, не прошедших со своей группой медицинское обследование, Исполнителем предоставляются дополнительные дни.
4. Требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки (лицензия и др.):
в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Исполнитель должен иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей вид услуги в составе лицензируемого вида деятельности: лечебная физкультура и спортивная медицина.
5. Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки (лицензия и др.):
Лицензия на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по следующим видам услуг:
- лечебной физической культуре и спортивной медицине.
В силу п.12) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
На основании п.1) ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.46) ч.1 ст.12 N99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В извещении электронного аукциона установлены следующие требования:
3 Требование к участникам закупок в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
|
1)Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ |
Отсутствие участника закупки в перечне юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 мая 2022 г. N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252". 2) Наличие у участника закупки действующей лицензии: на право осуществления медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), в том числе с правом проведения медицинских осмотров (предварительных, периодических), экспертизы профессиональной пригодности Перечень предоставляемых документов: Выписка из реестра лицензий или лицензия (или копия лицензии) на право осуществления медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), в том числе с правом проведения медицинских осмотров (предварительных, периодических), экспертизы профессиональной пригодности. |
Заказчиком в п.4, п.5 "Описания объекта закупки" указано требование о наличии лицензии на следующий вид услуг:
4. Требования к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки (лицензия и др.):
в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Исполнитель должен иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей вид услуги в составе лицензируемого вида деятельности: лечебная физкультура и спортивная медицина.
5. Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом закупки (лицензия и др.):
Лицензия на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по следующим видам услуг:
- лечебной физической культуре и спортивной медицине.
Таким образом, Заказчиком в извещении и в "Описание объекта закупки" содержится разночтение. Также Заказчиком не установлено требование о наличии лицензии по следующим направлениям: кардиологии, урологии-андрологии, хирургии, стоматологии, травматологии и ортопедии, дерматовенерологии, офтальмологии, оторингологии, неврологии, клинической лабораторной диагностике, ультразвуковой диагностике, ультразвуковой диагностике, функциональной диагностике.
Согласно приложению N1 к Приказу Минздрава России N1144н:
Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом, оказывается в виде:
первичной медико-санитарной помощи;
специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию.
Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом, оказывается в следующих условиях:
амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);
вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации).
Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении мероприятий), может оказываться непосредственно в месте проведения мероприятий (на объекте спорта, на спортивной дистанции, трассе, в месте пребывания спортсменов, на территории, специально подготовленной для проведения официального спортивного соревнования, включая природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, воздушное пространство над ними) медицинскими работниками медицинских организаций.
Медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении мероприятий), оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний) на основе клинических рекомендаций с учетом стандартов медицинской помощи.
Обжалуемая закупка предполагает:
1) Оказание услуг взрослым (старше 18 лет) и несовершеннолетних (до 18 лет);
2) Оказание услуги в виде первичной медико-санитарной помощи.
Обозначенные к требованиям медицинские услуги "Проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических), проведение экспертизы профессиональной пригодности" не имеют отношения к закупаемым услугам по причине действующих приказов Минздрава РФ:
1) Приказ Министерства здравоохранения РФ от 5 мая 2016 года N 282н "Об утверждении Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности и формы медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ" определяет порядок определения соответствия состояния здоровья работника (лица, поступающего на работу) (см. п.1 приказа N282н).
2) Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (ред. от 01.02.2022) "Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров рабо тников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры" определяет порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Таким образом, указанные требования к медицинским услугам к лицензии на право проведения экспертизы профессиональной пригодности и проведения медицинских осмотров (предварительных, периодических) соответствуют услугам взрослому населению при трудоустройстве и проверке состояния в процессе осуществления трудовой деятельности и не относятся к несовершеннолетним совершеннолетним лицам, получающим дополнительное образование в спортивной школе.
Заказчиком в "описании объекта закупки" указаны осмотры-врачами специалистами, различные клинико-лабораторные исследования и функционально-диагностические методы обследования:
Педиатр/терапевт (по возрасту) |
Травматолог-ортопед |
Хирург |
Невролог |
Оториноларинголог |
Офтальмолог |
Кардиолог |
Врач по спортивной медицине |
Клинический анализ крови |
Биохимический анализ крови: |
- кортизол |
- тестостерон общий |
- аланинаминотрансферазу (АЛТ) |
- аспартатаминотрансферазу (ACT) |
- щелочную фосфатазу |
- креатинфосфокиназу (КФК) |
Лактатдегидрогенеза (ЛДГ) |
- глюкозу |
- холестерин |
- триглицериды |
-билирубин общий |
-билирубин прямой |
-мочевина |
-мочевая кислота |
-креатинин |
-общий белок |
- фосфор |
- натрий |
- кальций |
- калий |
- железо |
Клинический анализ мочи |
Антропометрия |
ЭКГ |
ЭхоКГ |
Скрининг на наличие сердечно-сосудистых заболеваний (опросники и протоколы) |
Спирография |
Ультразвуковое исследование (далее - УЗИ) органов брюшной полости, малого таза, щитовидной железы |
Нарастающий дозированный нагрузочный тест (не менее субмаксимального) в соответствии с методическими рекомендациями, сообразно с видом спорта, характером и амплитудой выполняемой спортсменом работы, с целью: а) выявления жизнеугрожающих состояний и имеющихся патологических изменений; б) оценки физической работоспособности |
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлен ОКПД2 86.90.19.190 "Услуги в области медицины прочие, не включенные в другие группировки", так как данный предмет закупки имеет самостоятельное описание в КТРУ 86.21.10.120-00000010 "Услуга по проведению профилактического медицинского осмотра несовершеннолетнего", применение данного КТРУ обязательно с 01.04.2020 г.
Таким образом, Заказчиком нарушена ч.6 ст.23, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Поликлиника Беби ру" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика- МБУ "Спортивная школа "Чемпион" МО Новопокровского района нарушение п.1) ч.1 ст.31, ч.6 ст.23, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному учреждения - МКУ "Служба закупок МО Новопокровский район" (комиссии), Заказчику- МБУ "Спортивная школа "Чемпион" МО Новопокровского района выдать предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 25 июля 2022 г. N 563/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2022