Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Барвинко Р.А. (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного органа/Заказчика АМО Усть-Лабинский район при проведении электронного аукциона: "Приобретение в собственность муниципального образования Усть-Лабинский район жилого помещения с отделкой для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" (извещение N 0318300017522000193) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что указание места нахождение объекта закупки - Российская Федерация, Краснодарский край, Усть-Лабинский район приводит к ограничению количества участников закупки. Также, Заявитель полагает, что п.2.8 "Проекта муниципального контракта" нарушает ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
Представителями Уполномоченного органа/Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом/Заказчиком - АМО Усть-Лабинский район проводился электронный аукцион: "Приобретение в собственность муниципального образования Усть-Лабинский район жилого помещения с отделкой для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа" (извещение N 0318300017522000193).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 692 371,38 рублей.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.05.2022 года (недействующая редакция).
Действующая редакция извещения размещена 07.07.2022 года.
Объектом закупки является приобретение в собственность муниципального образования Усть-Лабинский район жилого помещения с отделкой для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик(потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" установлены: п.1 Предмет муниципального контракта (Объект закупки); п.4 Место нахождения объекта закупки; п.14 Форма, сроки и порядок оплаты поставки товара:
N п/п |
Наименование показателя |
Основные требования, указанные заказчиком |
1. |
Предмет муниципального контракта (Объект закупки) |
Приобретение в собственность муниципального образования Усть-Лабинский район жилого помещения (далее по тексту - Объект) с отделкой для обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Покупатель - администрация муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - Покупатель) |
4. |
Место нахождения объекта закупки |
Российская Федерация, Краснодарский край, Усть-Лабинский район |
14. |
Форма, сроки и порядок оплаты поставки товара |
Оплата по муниципальному контракту производится по безналичному расчету путем перечисления денежных средств платежным поручением с расчетного счета Покупателя на расчетный счет Продавца в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Сторонами акта приема-передачи на жилое помещение. В соответствии с пунктом 5 статьи 488 Гражданского кодекса РФ, по соглашению сторон залог на приобретаемое жилое помещение не вводится. |
Заявитель считает, что местонахождение объекта закупки-Российская Федерация, Краснодарский край, Усть-Лабинский район ограничивает потенциальных круг участников в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно соглашению N87 от 17.02.2022 "О предоставлении в 2022, 2023 и 2024 годах из краевого бюджета бюджету муниципального образования Усть-Лабинский район субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", дополнительному соглашению N 1 от 15 марта 2022 года администрации муниципального образования Усть-Лабинский район выделены денежные средства в размере 107799 тыс. рублей на приобретение 44 жилых помещений для детей сирот.
В силу требований ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края N1748-КЗ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края однократно предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном уполномоченным органом местного самоуправления.
Таким образом, при проведении аукциона в первую очередь должны соблюдаться права и законные интересы детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их постоянного места проживания в Усть-Лабинском районе Краснодарского края, где у них уже сложились правоотношения в различных областях (трудоустройство, социальное обеспечение, семейные отношения и т.п.).
Согласно ч.5 Закона Краснодарского края N1748-КЗ указано, что только в случае невозможности предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч.1 данной статьи, по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта с согласия указанных лиц им предоставляются жилые помещения, благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта, в другом населенном пункте в границах Краснодарского края.
В связи с чем, при невозможности предоставления жилых помещений лицам, указанным в Законе Краснодарского края N1748-КЗ, по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта является объявление закупочной процедуры по приобретению жилого помещения на территории Заказчика. В случае отсутствия предложений о поставке жилых помещений в населенном пункте Заказчика будет свидетельствовать о невозможности предоставления жилых помещений по месту жительства.
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017г.NД28м-699 что заказчик вправе территориально ограничить удаленность места оказания услуг, указав границы территориального образования или в километрах.
В июле 2022 года органом местного самоуправления Усть-Лабинский район приобретено в собственность для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений 14 жилых помещений расположенных по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Екатерининская.
При распределении указанных жилых помещений, согласно списку, среди 42 человек, 17 человек отказались от получения жилья в ст. Северская, в связи с желанием получить жилые помещения в Усть-Лабинском районе.
Согласно решению межведомственного совещания по вопросам соблюдения жилищных прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, председателем которого является заместитель прокурора Краснодарского края, органам местного самоуправления рекомендовано, в целях исключения и сокращения фактов отказа детей-сирот от получения жилых помещений в других муниципальных образованиях, отличных от их места жительства, активизировать деятельность органов местного самоуправления по работе со списком детей-сирот, учитывая их волеизъявление при оформлении аукционной документации.
Изменение в техническое задание внесено в связи с положением ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если из проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц, в порядке установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение ч.13.1 ст.34 Закона о контрактной системе в п. 2.8 "Проекте муниципального контракта" установлен срок и порядок оплаты.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч.13.1. ст. 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Закон о контрактной системе не содержит специальной нормы относительно сроков выплаты аванса, таким образом, Заказчик самостоятельно определяет сроки оплаты аванса. Фактически, авансирование не является оплатой выполненных работ (отдельных этапов), напротив является предоплатой, обязанность по выплате которой возникает у Заказчика лишь в случае обращения к нему Подрядчика.
Заказчиком в извещении по данной закупке согласно п.2.8 "Проекта муниципального контракта" установлено: "Авансирование не предусмотрено. Оплата по настоящему Контракту производится Покупателем путем перечисления денежных средств на расчётный счет Продавца не позднее 7 (семи) рабочих дней со дня подписания Сторонами акта приема-передачи".
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Барвинко Р.В. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300017522000193).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 июля 2022 г. N 589/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022