Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
24.03.2022 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единой информационной системы по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на монтаж АПС и СОУЭ (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона, между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 1/22 от 22.04.2022 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения в Ленинградское УФАС следует, что 02.07.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС, оценив представленные Заказчиком и Участником документы и пояснения, пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 13.7. Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято в связи с тем, что по состоянию на 02.07.2022 Участник не производил работы по монтажу АПС и СОУЭ.
Однако, Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок выполнить работы: монтаж АПС и СОУЭ (далее - работа), а Заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.
Пунктом 1.2. Контракта установлено, что Работа выполняется Подрядчиком в соответствии с требованиями описания объекта закупки (приложение N1 к Контракту), сметой (Приложение N 2 к Контракту), графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту) являющегося неотъемлемой частью Контракта.
Согласно Контракта
- 4.1. Работа выполняется в сроки, указанные в Контракте.
Срок выполнения работ: 30 (тридцать) дней. Начало выполнения работ 01.06.2022 г.
- 4.2. Датой исполнения Подрядчиком обязательств по Контракту считается дата подписания Сторонами документа о приемке.
- 4.3. Место выполнение работ: Ленинградская область, Выборгский район, пос. Селезнево, ул. Центральная, д.15а.
Исходя из пункта 12.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по "31" августа 2022 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту.
Перечень приложений к описанию объекта закупки, являющихся его неотъемлемой частью:
Приложение N1 - Ведомость работ.
Приложение N2 - Проект автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад N5 г. Выборга" Селезневский филиал по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, пос. Селезнево, ул. Центральная, д.15а 02.12.21-ПС
Комиссия Ленинградского УФАС, из анализа документов между Заказчиком и Участником (все приобщены к материалам дела), усматривает, следующие важные обстоятельства.
22.04.2022 стороны заключили Контракт.
Из Позиции Участника следует.
Участник направил Заказчику информацию о невозможности закупить все необходимое оборудование для выполнения Контракта поскольку поскольку в России данного оборудования в наличии нет ни у кого, а завод-изготовитель ООО "Аргус-Спектр" не сообщает сроки изготовления нового оборудования.
Участник просил обратить внимание, что проектной документацией предусмотрено выполнение работ с использованием оборудования для АПС и СОУЭ производства ООО "Аргус-Спектр", однако, оборудование необходимое для АПС и СОУЭ на момент производства работ у дилеров ООО "Аргус-Спектр" (официальные дилеры ООО Луис+, ООО ТД "Тинко", ООО "Сатро-Паладин") отсутствует, сроки поставки на рынок не известны, а так же что, частично заменить оборудование для АПС и СОУЭ производимого ООО "Аргус-Спектр" аналогами других производителей невозможно, по причине того, что информация в системах "Аргус-Спектр" передается по защищенным, закрытым радиоканалам связи и протоколам на определенной частоте, а у каждого производителя свои каналы связи и они не работают между собой.
Подрядчик считает, что не мог приступить к выполнению работ, и выполнить их, по не зависящим от Подрядчика обстоятельствам: отсутствие оборудования, подлежащего установке в полном объеме для установки работоспособной системы АПС и СОУЭ, введении ее в эксплуатацию, в связи с чем обращался в Торгово-Промышленную палату для выдачи заключения о форс-мажорных обстоятельствах (заключение не выдано).
Подрядчик, в связи с указанными обстоятельствами обращался к Заказчику с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон, также в Заказчика было направлено уведомление о приостановке работ, предлагалось внесении изменения в заключенный Контракт, позднее Общество приняло решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке со своей стороны.
Вышеуказанное подтверждено Письмами в адрес Заказчика: Исх. N 25/22 от 05.05.2022 (вх. 63/1 от 06.05.2022), Исх. N 26/22 от 11.05.2022 (вх.68 от 17.05.2022), Исх. N 31/22 от 25.05.2022 (вх. 71\1 от 25.05.2022), Исх. N 33/22 от 07.06.2022 (вх. 77 от 07.06.2022), Исх. N 40/22 от 10.06.2022 (вх.79/1 от 10.06.2022), Исх. N 41/22 от 10.06.2022 (вх.81\1 от 15.06.2022), Исх. N 49/22 от 29.06.2022 (вх. 88/1 от 30.06.2022) с приложением соответствующих документов.
Из Позиции Заказчика следует.
Срок выполнения работ: 30 (тридцать) дней. Начало выполнения работ 01.06.2022, то есть, работы должны были быть завершены 30.06.2022.
Вместе с тем, по состоянию на 30.06.2022, Подрядчик так и не приступил к выполнению работ, объясняя это отсутствием поставок со стороны субподрядчиков.
Заказчик, своими письмами уведомлял Подрядчика о том, что работы по Контракту не начаты и требовал приступить к их выполнению.
30.06.2022 комиссией Заказчика составлен Акт о том, что по состоянию на 30.06.2022 Подрядчик к производству работ по монтажу системы АПС и СОУЭ, предусмотренных Контрактом, не приступил.
Таким образом, Подрядчиком нарушены и не выполняются положения, установленные Контрактом, в связи с чем 02.07.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе в связи с истечением срока поставки и неполучением Товара..
Вышеуказанное подтверждено Письмами и Претензиями в адрес Участника: Исх. N63 от 06.05.2022, Исх. N71\1 от 24.05.2022, Исх. N74/1 от 01.06.2022, Исх. N79 от 10.06.2022, Исх. N79/2 от 01.06.2022, Исх. N81 от 15.06.2022, Исх. N85 от 22.06.2022, Исх. N90 от 02.07.2022 с приложением соответствующих документов.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято - 02.07.2022, размешено в Единой Информационной системе, дополнительно решение оправлялось по электронной почте и почтовым отправлением.
Участник просит Комиссию обратить внимание на следующие обстоятельства: Исполнитель не предпринимал действий по уклонению принятых на себя обязательств в рамках Контракта, однако в условиях международных санкций имелись трудности по исполнению обязательств не по вине Общества.
Заказчик просит Комиссию обратить внимание на следующие обстоятельства: Заказчик принял решение об одностороннем отказе правомерно, поскольку он нуждается в работах согласно Контракту, все изменения существенных условий не соответствуют потребностям Заказчика.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо подчеркнуть, что в настоящем деле она полностью соглашается с позицией Заказчика о том, что у него действительно имелись основания принять решение об одностороннем отказе, так как материалами дела подтверждается, что к монтажу Участник все не приступил.
Вместе с тем, Комиссия исходит из того, что в том числе правомерно принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
Комиссия исходит из того, что применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года невозможно без рассмотрения дела с учетом всех обстоятельств и фактов.
А в ходе анализа всех документов в материалах дела в своей совокупности находят свое подтверждение факты того, что Участник все же стремился выполнить свои обязательства по Контракту.
А в материалах дела, Комиссия находит письма и документы, которые свидетельствуют о том, что Участник делал запросы заводу-производителю и его официальным дистрибьюторам, которые сообщили об отсутствии товара на неопределённый срок.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает, что период исполнения Контракта в настоящем деле действительно приходятся на период недружественных действий со стороны иных стран, повлиявших на производство комплекрующих в РФ.
В связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ 21.03.2022 N 417, разработанного Минфином России, Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, изготовил письмо о следующем (от 08.04.2022 N 24-01-09/29768): "В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик вправе расторгнуть контракт путем принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если по результатам рассмотрения обращения заказчика будет установлено, что надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, информация о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежит включению в Реестр.
В частности, в соответствии с подпунктом "в" пункта 15 Правил к таким обстоятельствам непреодолимой силы относится введение:
политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц;
иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Учитывая изложенное, если введение санкций повлекло невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта и, как следствие, расторжение с ним контракта и направление заказчиком в уполномоченный орган обращения о включении информации в Реестр, представляется целесообразным такому поставщику (подрядчику, исполнителю) с целью обеспечения защиты своих прав и законных интересов принять участие в заседании комиссии уполномоченного органа с представлением информации и документов, подтверждающих, что исполнение контракта оказалось невозможным в связи с введением санкций.
К таким информации и документам могут быть отнесены любые информация и документы, содержание которых позволяет определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть, последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта)".
Участником в материалы дела приобщены письма официальных дистрибьюторов о трудностях с реализацией товара, чего Общество объективно не могло предвидеть подавая заявку и заключая Контракт.
То есть, Комиссия учитывает и принимает во внимание все сложности и обстоятельства с которыми сталкиваются Участники, Заказчики, банковские службы, операторы электронных площадок, органы законодательной, исполнительной и судебной власти в связи с особой международной ситуацией.
Комиссия, в настоящем деле руководствуется тем, что действительно могли возникнуть сложности при исполнении данного Контракта, что невозможно было предвидеть даже при надлежащей степени заботливости и осмотрительности.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков, Общество документально подтвердило свою позицию, то есть Участник документально подтвердил связь длящегося влияния ситуации на рынке, как и принятие от него разумно ожидаемых мер.
Так, в ходе анализа всех документов в материалах дела в своей совокупности, находят свое подтверждение факты того, что Участник стремился выполнить свои обязательства по Контракту, а именно:
- Участник заключил Контракт с Заказчиком предоставив все необходимые обеспечительные документы;
- делал запрос производителям о поставке необходимого Заказчику товара;
- проинформировал Заказчика о возникших форс-мажорных обстоятельствах и предлагал пути решения, приостановив исполнение Контракта.
Таким образом, Комиссия усматривает, что на исполнение Контракта Участником действительно могли повлиять вышеуказанные обстоятельства на данном товарном рынке.
Из вышеуказанного, оснований для безусловной необходимости включения сведения об Участнике в РНП, Комиссия не усматривает, при этом какого-либо противодействия или не содействия Участнику со стороны Заказчика Комиссия не выявляет.
2) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия, на основе анализа фактической стороны дела, не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях), которые были направлены на уклонение от возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
3) При внеплановой проверке, нарушений в действиях Заказчика по данной закупке не установлено.
Со своей стороны, Комиссия предупреждает Участника, что участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, Исполнителю необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к исполнению контрактов и просчитывать предпринимательские риски на этапе подачи заявки, поскольку повторная ситуация может привести к включению сведений о нем в РНП.
Вместе с тем, Комиссия учитывает, что условиями Контракта, законодательством и положениями предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что является в данном конкретном случае достаточной мерой, по сравнению с исключительной мерой в виде включения сведений в РНП применительно к настоящему делу.
С учетом всех фактов и доказательств рассматриваемого дела, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Ревима" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 июля 2022 г. N 047/06/104-2152/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022