Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, вр.и.о руководителя управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
при участии представителя заявителя: Сенякиной И.С. (доверенность N 3 от 20.07.2022);
при участии главы администрации Калачеевского сельского поселения - Валюкас Н.Н.,
рассмотрев жалобу ООО "ПрофЭнерго" на действия заказчика - администрации Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального
района Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации уличного освещения Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области (извещение N 0131300061422000002 ),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ПрофЭнерго" (далее-заявитель) на действия заказчика - администрации Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области (далее-заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации уличного освещения Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области (извещение N 0131300061422000002, далее - аукцион ).
Жалоба заявителя содержит следующие доводы.
- требование технического задания о сроке выезда оперативной бригады в течение 24 часов не соответствуют п. 5.3 контракта и по мнению заявителя ограничивают число участников;
- в локально-сметном расчете в позиции 15 указана марка светильника "светильник светодиодный Тополь МLE-CKУ-32-035-3047-66/67X-7 без указания эквивалентности;
- заказчик необоснованно установил в техническом задании требование о получении в течении 10 календарных дней допуска на электрические сети собственника (заключение договора на допуск с сетевой организацией ПАО "МРСК-Центра"- филиал "Воронежэнерго";
- заявитель считает неправомерным установление в проекте контракта срока выполнения работ-65 календарных дней, так, как выполнив все мероприятия по получению допуска к электрическим сетям и сдачи работ заказчику на выполнение работ остается 25 календарных дней;
- заявитель считает, что заказчик в нарушение требований Постановления Правительства РФ N 2255 от 24.12.2020 установил коэффициент мощности уличного светильника не менее 0, 97, тогда, как Постановлением Правительства установлен коэффициент 0,95.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, представил устные и письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, а также осуществив на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение и документы о проведении аукциона N 0131300061422000002 размещены 14.07.2022 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
В документах к извещению о проведении аукциона (с изменениями на 26.07.2022) содержатся следующие требования к выполняемым работам и к участникам закупки:
- срок выполнения работ в течении 65 (шестьдесят пять) календарных дней со дня заключения контракта (п.1.7 технического задания);
- перед началом выполнения работ исполнитель обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий допуск на проведение работ от собственника сети филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" на основании ранее заключенного договора о намерении Исполнителя и филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" получения такого допуска;
- исполнитель гарантирует качество выполнения всех работ, своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ. Исполнитель несет ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные во время гарантийного срока и обязан их устранять за свой счет. В рамках исполнения гарантийных обязательств выезд оперативно-ремонтной бригады в течение 24 часов.
Гарантийный срок на выполненные работы составляет 24 (двадцать четыре) месяца с момента подписания Акта сдачи - приемки выполненных работ. (п.5 технического задания).
- исполнителю необходимо получить допуск на электрические сети собственника (Заключение договора на допуск с сетевой организацией филиал ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго") в срок не более 10 календарных дней. Обязательно предоставить заказчику договор с собственником сетей, а также все разрешительные документы от сетевой организации на производство работ данного объекта (п. 1 перечня мероприятий, выполняемых исполнителем.
Приложение N 3 (описание объекта закупки) содержит следующие характеристики товара, необходимого для выполнения работ.
Характеристики светильника |
Значения светильника |
Потребляемая мощность в номинальном режиме: |
Не более 35 Вт |
Напряжение питания переменного тока: |
от 175 В (включительно) до 264 В (включительно) |
Коэффициент мощности (cos ): |
Не менее 0,97 |
Класс защиты от поражения электрическим током: |
2 |
Световой поток светильников: |
Не менее 5600 Лм |
Цветовая температура: |
4500 К - 5800 К |
Индекс цветопередачи: |
Не менее 70 |
Тип кривой силы света: |
Ш |
Степень защиты от воздействия окружающей среды |
Не менее IP 67 |
Заводская гарантия производителя на светильник: |
Не менее 7 лет |
Коэффициент пульсации: |
Не более 1%: |
Защита от скачков напряжения |
Не менее 380 В |
Грозозащита от импульсов |
от 4000 В (включительно) до 6000 В (включительно) |
Протокол испытаний аккредитованной независимой светотехнической лаборатории на момент проведения конкурсной процедуры |
Наличие |
Комиссия, проанализировав документы к извещению о проведении аукциона на соответствие требованиям Закона о контрактной системе находит, что доводы заявителя являются частично обоснованными в силу следующего.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, указав в локально-сметном расчете требование о том, что необходимо установить светильник светодиодный ТопольМ LE-СКУ-32-035-3047-66/67Х-7 без сопровождения словами "или эквивалент" ограничил возможность участников составить ценовое предложение по иным светильникам с характеристиками, указанными в техническом задании, так, как при выполнении работ ему необходимо будет приобрести именно светильник ТопольМLE-СКУ-32-035-3047-66/67Х-7.
Действия заказчика по указанию в локально-сметном расчете требования о том, что необходимо установить светильник светодиодный Тополь М
LE-СКУ-32-035-3047-66/67Х-7 приводят к нарушению требований п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Установленные Законом о контрактной системе единые требования к участникам закупки указаны заказчиком в приложении N 4 к извещению.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Комиссией Воронежского УФАС России при ознакомлении с документами было установлено, что в заказчиком в техническом задании было установлено требование о том, что перед началом выполнения работ исполнитель обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий допуск на проведение работ от собственника сети филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" на основании ранее заключенного договора о намерении Исполнителя и филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" получения такого допуска.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительством Российской Федерации не установлено дополнительное требование о том, что перед началом выполнения работ исполнитель обязан предоставить заказчику документ, подтверждающий допуск на проведение работ от собственника сети филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" на основании ранее заключенного договора о намерении Исполнителя и филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" получения такого допуска.
Услуга по получению указанного допуска регулируется Федеральным законом "Об электроэнергетике" и подзаконными актами в сфере отношений, вытекающих из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии.
В рассматриваемом случае, при общем сроке выполнения в течении 65 (шестьдесят пять) календарных дней с момента подписания муниципального контракта, для того, чтобы получить указанный допуск, участнику аукциона к моменту подписания контракта необходимо иметь ранее заключенный договор о намерении Исполнителя и филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" получения такого допуска и зависит данное условие от волеизъявления собственника сетей.
Следовательно, заказчик, установив такое требование к исполнителю, возлагает на исполнителя обязанность к дате заключения контракта иметь заключенный договор о намерении Исполнителя и филиала ПАО "Россети Центр" - "Воронежэнерго" получения такого допуска, тем самым устанавливая требование к участнику в нарушение положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, которая устанавливает, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Относительно довода заявителя об установлении коэффициента мощности уличного светильника не менее 0, 97, тогда, как Постановлением Правительства установлен коэффициент 0,95, Комиссией Воронежского УФАС России было установлено следующее.
Согласно, пункту 24 Постановления Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения", к коэффициенту мощности светильников устанавливаются следующие минимальные требования:
Таблица 20
Вид светильника |
Коэффициент мощности, не менее |
С люминесцентными лампами |
0,95 |
С натриевыми лампами высокого давления, с металлогалогенными лампами или с ртутными лампами высокого давления |
0,90 |
Со светодиодами при потребляемой мощности до 5 Вт включительно |
0,50 |
Со светодиодами при потребляемой мощности от 5 до 10 Вт включительно |
0,70 |
Со светодиодами при потребляемой мощности от 10 до 25 Вт включительно |
0,80 |
Со светодиодами при потребляемой мощности более 25 Вт |
0,95. |
В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчику при описании объекта закупки необходимо применять, в том числе следующее правило: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В рассматриваемом случае, заказчик, установив коэффициент мощности уличного светильника не менее 0, 97 не применил минимальные требования к коэффициенту мощности светильников, установленные Постановлением Правительства РФ от 24.12.2020 N 2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения", что привело к нарушению требований п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика при проведении аукциона имеются нарушения п.п.1,2 ч.1 ст. 33 и ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о неправомерности срока выезда оперативной бригады в течение 24 часов и неправомерном установлении в проекте контракта срока выполнения работ-65 календарных дней не нашли своего подтверждения в материалах дела, в связи с тем, что требование о сроке выезда оперативной бригады установлено в п. 5.3 контракта и направлено на то, чтобы после обнаружения дефектов ремонт можно было осуществить в том числе в течении одного светового дня.
Требование о сроке выполнения работ - 65 календарных дней по контракту не противоречит требованиям ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой в контракт включается обязательное условие о сроке выполнения работ по контракту.
Доказательств того, что работы по контракту невозможно выполнить в течение 65 календарных дней и устранить дефекты в течение 24 часов заявитель не предоставил.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПрофЭнерго" на действия заказчика - администрации Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации уличного освещения Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области (извещение N 0131300061422000002 ) частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области нарушение требований п.п.1,2 ч.1 ст. 33 и ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание заказчику администрации Калачеевского сельского поселения Калачеевского муниципального района Воронежской области об устранении нарушений п.п.1,2 ч.1 ст. 33 и ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.