Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- врио зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей:
заказчика - ГБУ НСО "Медтранс N 3": уведомлено надлежащим образом,
подателя жалобы - ООО "Фортуна Плюс": представителю не удалось подключиться к ВКС ввиду технических проблем с подключением,
рассмотрев жалобу ООО "Фортуна Плюс" на действия заказчика - ГБУ НСО "Медтранс N 3" при проведении электронного аукциона N 0351300089122000012 на разработку проектно-сметной документации на систему пожарной сигнализации (СПС), систему оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), охранную сигнализацию зданий ГБУ НСО "Медтранс N 3", начальная (максимальная) цена контракта 172 138 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Фортуна Плюс" с жалобой на действия заказчика - ГБУ НСО "Медтранс N 3" при проведении электронного аукциона N 0351300089122000012 на разработку проектно-сметной документации на систему пожарной сигнализации (СПС), систему оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), охранную сигнализацию зданий ГБУ НСО "Медтранс N 3".
Суть жалобы ООО "Фортуна Плюс" заключается в следующем.
1. Пунктом 2.5 описания объекта закупки установлены требования к согласованию проекта, в соответствии с которыми подрядчик должен представить заказчику комплект рабочей и сметной документации, согласованной с компетентными государственными и надзорными органами.
Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчик установил требование о согласовании проектной документации с третьими лицами.
Вместе с тем, в соответствии с ч.16 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные ГрК РФ.
ООО "Фортуна Плюс" считает, что все согласования заказчик проходит самостоятельно, подрядчик осуществляет сопроводительную (техническую) помощь в части пояснений касательно разработанной документации и, при необходимости, внесение в нее изменений.
Кроме того, согласно ч.1 ст.760 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
подрядчик не вправе передавать техническую документацию третьим лицам без согласия заказчика.
Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчиком в описании объекта закупки установлено требование, которое противоречит положениям ГрК РФ.
2. В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, заказчику дважды направлялся запрос на разъяснение положений извещения о закупке, содержащий вопрос, указанный в доводе жалобы N 1.
Вместе с тем, ООО "Фортуна Плюс" считает, что в нарушение положений ч.5 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком не были представлены соответствующие разъяснения положений извещения о закупке.
ГБУ НСО "Медтранс N 3" в возражениях на жалобу ООО "Фортуна Плюс" сообщило следующее.
Требование о получении подрядчиком согласования с компетентными государственными и надзорными органами, предусмотренное описанием объекта закупки, установлено в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчик считает, что требования ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе были полностью соблюдены ГБУ НСО "Медтранс N 3". Так, в установленные сроки заказчиком были размещены в ЕИС разъяснения положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. При этом, представленные заказчиком разъяснения не меняли суть извещения об осуществлении закупки.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО "Фортуна Плюс", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 2.5 описания объекта закупки установлены требования к согласованию проекта, в соответствии с которыми подрядчик должен представить заказчику комплект рабочей и сметной документации, согласованной с компетентными государственными и надзорными органами.
Частью 1 ст.760 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан, в том числе, согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
Между тем, ч.1 ст.49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, 3.1 и 3.8 данной статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик, технический заказчик или лицо, обеспечившее выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48 данного Кодекса, по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с данной статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Таким образом, указанной нормой установлена необходимость проведения экспертизы проектной документации, что предусматривает её согласование с компетентными государственными и надзорными органами.
При этом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, исходя из положений п.2.5 описания объекта закупки нельзя сделать вывод о том, что согласование проектной документации осуществляется исключительно силами подрядчика. Так, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанные положения описания объекта закупки не противоречат ч.1 ст.760 ГК РФ, в соответствии с которой согласование с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления при такой необходимости осуществляется подрядчиком совместно с заказчиком. Довод жалобы не нашел подтверждения.
2. Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в ЕИС, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что 28.07.2022 и 01.08.2022 в ответ на поступившие запросы заказчик разместил в ЕИС разъяснения положений извещения о закупке. Указанные запросы содержали выводы ООО "Фортуна Плюс", изложенные в доводе жалобы N 1.
При этом, заказчик по данным запросам разместил ответы следующего содержания: описание объекта закупки сформировано в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе и требованиями заказчика, в связи с чем извещение о закупке оставлено без изменений.
Вместе с тем, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, заказчиком фактически не были представлены разъяснения положений извещения об электронном аукционе, что является нарушением ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы нашел подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фортуна Плюс" на действия заказчика - ГБУ НСО "Медтранс N 3" при проведении электронного аукциона N 0351300089122000012 на разработку проектно-сметной документации на систему пожарной сигнализации (СПС), систему оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), охранную сигнализацию зданий ГБУ НСО "Медтранс N 3" частично обоснованной (обоснован довод N 2).
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии Д.Е. Студеникин
А.В. Новосельцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.