рассмотрев обращение МБУ "Управление по ремонту, строительству и инженерной инфраструктуре Соликамского городского округа" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ГТМ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по ремонту дворовой территории по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Матросова, д.45 (изв.N 0156300001222000019),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300001222000019 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по ремонту дворовой территории по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Матросова, д.45. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 165 043,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.03.2022 г. между Заказчиком и ООО "ГТМ" (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по ремонту дворовой территории по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Матросова, д.45 (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 13.07.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 8 Контракта:
Из поступившего обращения и пояснений Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по ремонту дворовой территории по адресу: Пермский край, г. Соликамск, ул. Матросова, д.45 (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных Контрактом. Согласно пункту 1.3., 1.4. Контракта срок начала выполнения работ - 16.05.2022 г., срок окончания выполнения работ - 45 календарных дней с даты начала выполнения работ (т.е. по 29.06.2022 г. включительно). На основании пункта 4.4.12. Подрядчик обязан разработать и утвердить до начала производства работ, но не позднее чем в течение 5-ти дней с момента заключения контракта проект производства работ (далее - ППР), регламентирующий технологию ведения работ на объекте с целью обеспечения надлежащего качества выполнения работ и согласовать с Заказчиком. Подрядчику было направлено предписание о предоставлении указанных документов в соответствии с п. 4.4.12 Контракта. 19.05.2022 г. в адрес Подрядчика было направлено уведомление о необходимости предоставить документы. 23.05.2022 г. представленные Подрядчиком сметы были исправлены инженером Заказчика Кокориным А.В. и 25.05.2022 г. сметы и ППР были согласованы на бумажном носителе. Однако, Подрядчик на работы не вышел, работы не начал. 25.05.2022 года было направлено уведомление о нарушении сроков исполнения контракта. 31.05.2022 г. Заказчиком было приято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с невыполнением Подрядчиком контрактных обязательств, в том числе в связи с нарушением графика производства работ и неоднократным неисполнением требований по устранению выявленных нарушений. 13.05.2022 г. в адрес Заказчика поступило письмо о том, что работы на объекте начаты, установлены щиты, Подрядчик гарантирует неукоснительное исполнение своих обязательств. 21.06.2022 г. Заказчиком принято решение об отмене решение об одностороннем откате от исполнения контракта. 23.06.2022 г. была проведена проверка исполнения обязательств Подрядчиком, о чем составлено предписание N 2 от 23.06.2022 г. 29.06.2022 г. в адрес Подрядчика вновь было направлено уведомление о нарушении сроков исполнения контракта. На 13.07.2022 г. Подрядчик на объект для выполнения работ не вышел.
В дополнительных пояснениях Заказчик указал, что 13.06.2022 г. Подрядчиком были произведены демонтажные работы уже после того как Заказчиком было принято первое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанные работы производились без получения соответствующих разрешений. После отмены первоначально принятого решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Подрядчик на объект для выполнения работ не выходил, что зафиксировано в фотоматериалах, вместе с тем срок окончания выполнения работ истек 29.06.2022 г.
В связи с повторными нарушением Подрядчиком своих обязательств по исполнению контракта, а также на основании ст. 715 Гражданского кодекса РФ, 13.07.2022 г. Заказчиком было принято повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 3591901481022000015 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 13.07.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 25.07.2022 г. Информация об ООО "ГТМ" направлена в адрес Пермского УФАС России 27.07.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что был намерен надлежащим образом исполнить свои обязательства по контракту. Но выполнение работ и исполнение иных обязательств, в полном объеме и в предусмотренные договором сроки, для Подрядчика являлось невозможным из-за бездействия Заказчика и иных факторов. Невозможность выполнять работы, возникла не по вине Подрядчика, а в результате действий обстоятельств, препятствующих надлежащему и своевременному выполнению работ, о чем Заказчику неоднократно сообщалось, от Заказчика требовалось принимать необходимые меры по обеспечению возможности в выполнении работ, но Заказчик таких мер не принял, часть мер было принято с задержкой, чем Заказчик и спровоцировал невозможность выполнения работ и исполнение Подрядчиком иных обязательств. Перед началом выполнения работ Подрядчиком в адрес Заказчика были предоставлены необходимые документы, в то числе локально-сметные расчеты (ЛСР), приказ о назначении ответственного, ПНР (проект производства работ), список сотрудников Подрядчика, предполагаемых для работ на объекте и так далее. Кроме того, Подрядчику необходимо было согласовать с Заказчиком и соответствующими органами мероприятия в рамках спила деревьев, а также оформить и установить на объекте до начала производства работ информационные щиты (содержащие (при необходимости) информацию о заказчике, подрядчике, производимых работах, реквизитах муниципального контракта, в рамках которого выполняются ремонтные работы, сроки начала и окончания производства работ). Подрядчик надлежащим образом приступил к исполнению своих обязательств: Заказчику были предоставлены список сотрудников Подрядчика, предполагаемых для работ на объекте, приказ о назначении ответственного, локально-сметные расчеты (ЛСР) на согласование, ППР для согласования, и прочие документы. При этом, в течении практически двух месяцев, с даты, когда Заказчику были предоставлены ЛСР, они согласованы Заказчиком не были. Кроме того, рассмотрение ЛСР производилось недопустимо долго, сами замечания Заказчика по ним Подрядчик считает несущественными. Окончательный вариант смет был согласован лишь в июне 2022 г. Без согласованной сметы Подрядчик не вправе приступать к работам. Замечания по ППР от Заказчика поступали несвоевременно и являлись несущественные, могли быть отработаны в рабочем порядке, уже при согласованном ППР в рамках его корректировки. Вместе с тем, Подрядчик все же приступил к работам, часть работ были выполнены. Также между Подрядчиком, и Заказчиком, производился обмен письмами и сообщениями, что также подтверждает отсутствие намерений уклоняться от исполнения контракта.
Комиссия, изучив представленные в материалы обращения документы, приходит к выводу, что Подрядчиком нарушены условия исполнения Контракта. Так Комиссия отмечает, что исходя из имеющихся в материалах дела документов следует, что Подрядчиком нарушен срок начала выполнения работ. Также Комиссия отмечает, что Подрядчиком было указано на невозможность своевременно приступить к выполнению работ по причине задержки согласования документов со стороны Заказчика. Вместе с тем, как указывает Подрядчик в пояснениях, к выполнениям работ он приступил вовремя. Таким образом, Подрядчиком осуществлялись работы в отсутствие согласованных с Заказчиком документов. Кроме того, некоторые из них - разрешение на производство земляных работ, были получены Подрядчиком 13.07.2022 г. - уже после установленного Контрактом срока выполнения работ. Также Комиссия усматривает в действиях Подрядчика затягивание сроков выполнения работ, что повлекло отсутствие требуемого результатам по Контракту - исходя из представленных фотоизображениях Объекта работы на объекте не выполнены.
ООО "ГТМ" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в извещении, Контракте требованиями Заказчика.
Относительно объемов работ, исполненных Подрядчиков, Комиссия отмечает, что часть выполненных работ на Объекте, а именно снятие поверхностного слоя асфальта в отсутствие согласованных с Заказчиком документов и получения разрешения на производство работ, привели Объект в ненадлежащее состояние, что подтверждается фотоизображениями. Допущенное ненадлежащее состояние объекта ущемляет права Заказчика в получении удовлетворительного результата работ. Кроме того, несвоевременное исправление Подрядчиком замечаний, указанных в уведомлениях и предписаниях Заказчика, не позволило получить согласованную между сторонами документацию, необходимую для производства работ. Допущенное нарушение Подрядчика повлияло на сроки и возможности выполнить работы на объекте в установленный Контрактом срок. Также Комиссия обращает внимание, что Подрядчик не воспользовался оказанным со стороны Заказчика содействием в части отмены первоначально принятого решения об одностороннем отказе и корректировке смет, направленных Подрядчиком, сотрудником Заказчика.
Участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупке, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
Таким бездействием ООО "ГТМ" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом сезонности работ, включённых в объект закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 104 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включается, в том числе наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи, фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом социальной значимости объекта, пришла к выводу о том, что Подрядчиком были совершены действия, которые свидетельствуют о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об ООО "ГТМ", подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу ООО "ГТМ", не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1074 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "ГТМ" (614065, Пермский край, г. Пермь, ш. Космонавтов, д. 213, кв. 89, ИНН: 5904382137, КПП 590501001) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведений о единственном учредителе ООО "ГТМ", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ГТМ"", Газаряне Тигране Мелисовиче (ИНН 590508260708) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "ГТМ", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ГТМ", Газаряне Т.М. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО "ГТМ", о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "ГТМ", Газаряне Т.М. из реестра недобросовестных поставщиков считать 08.08.2024 г.
5. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-311 от 03.08.2022 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-311 от 03.08.2022 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
25.07.2022 |
27.07.2022 |
27.07.2022 |
- |
27.07.2022 |
03.08.2022 |
03.08.2022 |
- |
08.08.2022 |
08.08.2022 |
- |
- |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.