Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), в следующем составе:
- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при отсутствии:
заказчика ГОСУДАРСТВЕННОГО КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ДИРЕКЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) (далее также - ГКУ "ДЖС РС(Я)", заказчик): не участвовал, уведомлен надлежащим образом,
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "САХАЛЕНСТРОЙ" (далее также - ООО "САХАЛЕНСТРОЙ", заинтересованное лицо): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев обращение, представленное заказчиком ГКУ "ДЖС РС(Я)" об участнике закупки ООО "САХАЛЕНСТРОЙ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Ленске, Ленского района Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (извещение N 0816500000622011251), действуя в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании пунктов 13, 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступило обращение, представленное заказчиком ГКУ "ДЖС РС(Я)" об участнике закупки ООО "САХАЛЕНСТРОЙ" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Ленске, Ленского района Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (извещение N 0816500000622011251).
Из обращения заказчика следует, что ООО "САХАЛЕНСТРОЙ" не подписал в установленный срок контракт, в связи с чем, Заказчиком принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Из письменного пояснения заинтересованного лица следует, что умысла на уклонение от заключения контракта либо недобросовестного поведения со стороны Общества не имелось, так как у участника закупки возникли непредвиденные затруднения при получении независимой гарантий у банков, таким образом в регламентированный срок подписания контракта не уложились. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) 01.07.2022 года уполномоченным учреждением ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЦЕНТР ЗАКУПОК РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, ЭТП "ТЭК-Торг" опубликовано извещение N 0816500000622011251 о проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Ленске, Ленского района Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы". 2) Начальная (максимальная) цена контракта - 19 983 882,17 рублей; 3) 14.07.2022 года подведены итоги электронного аукциона, по результатам которого заявка единственного участника ООО "САХАЛЕНСТРОЙ" признана соответствующей требованиям извещения о проведений закупки; 4) 18.07.2022 года заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, АО "ТЭК-Торг" опубликован проект контракта; 5) 25.07.2022 года Размещен "Протокол разногласии". 6) 27.07.2022 года Размещен документ "Доработанный проект контракта" 7) 29.07.2022 Процедура заключения контракта N 0816500000622011251 переведена на этап "Контракт не заключен"; 8) 29.07.2022 Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.07.2022 NППУ20_1" для закупки N 0816500000622011251. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведения об участнике закупки ООО "САХАЛЕНСТРОЙ" по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпункт "а" пункт 2 часть 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в часть 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Исходя из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьи 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пункт 1 часть 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пункт 2 часть 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пункт 1 часть 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с часть 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пункт 2 часть 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпункт "б" пункт 2 часть 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 частью 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 частью 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного часть 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных часть 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Согласно пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные часть 3 (за исключением случая, предусмотренного пункт 3 часть 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный часть 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункт 3 часть 3 настоящей статьи) и часть 5 настоящей статьи: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.07.2022 года, заявка единственного участника закупки ООО "САХАЛЕНСТРОЙ" признана победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта 19 983 882,17 рублей. 18.07.2022 года заказчиком на официальном сайте zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки, АО "ТЭК-Торг" опубликован проект контракта. 25.07.2022 года Размещен "Протокол разногласии". 27.07.2022 года Размещен документ "Доработанный проект контракта" 29.07.2022 Процедура заключения контракта N 0816500000622011251 переведена на этап "Контракт не заключен"; 29.07.2022 Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.07.2022 NППУ20_1" для закупки N 0816500000622011251
При рассмотрении дела, представитель ООО "САХАЛЕНСТРОЙ" не явился, посредством видео конференции не подключился, были представлены письменные пояснения об уклонении подписания контракта в установленные сроки, из которых следует, что умысла на уклонение от заключения контракта либо недобросовестного поведения со стороны Общества не имелось. Неподписание проекта контракта в установленный срок было обусловлено непредвиденными затруднениями, возникшими при получении независимых гарантии у банков. При подаче запросов на получение независимых гарантий из - за крупной суммы обеспечения исполнения контрактов, одним из условий одобрения и выпуска гарантии было найти поручителя. Время рассмотрения документов и проверки финансового состояния поручителя затянулось и в регламентированный срок подписания контракта заинтересованное лицо не уложилось. Общество было готово заключить контракт и исполнить условия контракта в полном объеме.
В подтверждение пояснений заинтересованным лицом представлены:
1. Копия договора N2107/1146 от 21.07.2022 г. на подбор банков по выдаче гарантий.
2. Копия договора N 89 от 02.08.2022 г. на получение БГ.
3. Копия договора N 90 от 02.08.2022 г. на получение БГ.
4. Копия платежного поручения N 33 от 21.07.2022 г. на оформление БГ.
5. Копия платежного поручения N 37 от 02.08.2022 г. комиссия на выдачу БГ ПАО АКБ "Металливестбанк".
6. Копия платежного поручения N 40 от 02.08.2022 г. комиссия за выдачу БГ ПАО АКБ "Металливестбанк".
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий, как внесения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции, обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является наличие однозначных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности победителя закупки, в том числе и не подписавшего в установленный срок проект контракта.
Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. 28.06.2017), согласно которой нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
В соответствии с пункт 14 Правил Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Изучив материалы дела, Комиссия Якутского УФАС России по контролю закупок приходит к мнению, что действия ООО "САХАЛЕНСТРОЙ", приведшие к уклонению от заключения контракта, вызваны не умыслом в уклонении от подписания контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, Комиссия по результатам проверки факта уклонения участника закупки от заключения государственного контракта,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗЕННЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ДИРЕКЦИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) об участнике закупки ООО "САХАЛЕНСТРОЙ" в связи с уклонением от заключения контрактов на приобретение жилых помещений (благоустроенных квартир) у лица, являющегося застройщиком, в строящемся жилом доме в г. Ленске, Ленского района Республики Саха (Якутия), в рамках реализации республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы" (извещения N 0816500000622011251) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) РФ не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 августа 2022 г. N 014/06/104-1132/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2022