Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик), ФБУН "Уфимский НИИ Медицины Труда и Экологии Человека" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции нежилых помещений 2-этажного здания литера "Д" (спец. лабораторный корпус) ФБУН "Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0301100010622000113) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, а именно:
1) ненадлежащим образом установивших в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) требование к участникам закупки в части представления сведений в соответствии пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2) не установивших в Извещении требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки декларации о соответствии участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
3) неправомерно установивших в Извещении основание об увеличении срока исполнения обязательств по государственному контракту.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 12.08.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.08.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.07.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 808 536,17 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 14109070120194009414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 09.08.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки;
7) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 09.08.2022;
8) предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок 2 заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "ГК Лидергупп" с предложением о цене контракта в размере 11 935 444,81 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено в Извещении требование к участникам закупки в части представления сведений в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, о том, что участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Комиссией установлено, что подпунктом 7 пункта 14 Извещения предусмотрено следующее требование: "участник закупки не является офшорной компанией".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при формировании вышеуказанного требования к участникам закупки допущена техническая ошибка, в связи с чем Заказчиком в Извещении установлено данное требование к участникам Аукциона в редакции Закона о контрактной системе не действующей на момент размещения Извещения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших в Извещении вышеуказанное требование к участникам закупки, нарушают часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении неправомерно не установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки декларации о соответствии участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Заказчиком в составе Извещения не установлено требование к участникам закупки о предоставлении декларации о соответствии участника закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе в составе заявки.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в Извещении основание увеличения срока исполнения обязательств по государственному контракту.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, регламентированных статьей 95 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 16.4 проекта государственного контракта (приложение N III к Извещению): "Если, по мнению Сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то сроки исполнения обязательств по Контракту, продлеваются соразмерно времени, которое необходимо для учета действия этих обстоятельств и их последствий".
Вместе с тем установление в проекте контракта Извещения условий о продлении сроков исполнения обязательств по контракту по основаниям, указанным в пункте 16.4 проекта государственного контракта, не соответствует части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.32 КоАП РФ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 3 части 13 статьи 48 ГрК РФ cостав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями настоящей статьи, а именно подготовка проектной документации осуществляется в объеме отдельных разделов применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при реконструкции объектов капитального строительства (в случае проведения реконструкции объекта капитального строительства).
В соответствии с Извещением объектом закупки является реконструкции нежилых помещений 2-этажного здания.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 08.06.2016 N 0278-16/КГЭ-2316/03 проектная документация содержит, в том числе следующие разделы: 01/1-14-АТХ, 01/1-14-АОВ, 01/1-14-АВК, 01/1-14-ВК, 01/1-14-ТХ.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные разделы проектной документации не размещены в ЕИС.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не разместивших в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законе о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что подпунктом 8 пункта 14 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших требование к участникам закупки об отсутствии сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения частей 1, 1.1 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 43, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 16.08.2022 по делу N 28/06/105-2620/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2022 г. N 28/06/105-2620/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022