Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района (далее - Заказчик):
ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20093-ЭП/22 от 04.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в помещениях СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района в 2022 году (извещение N 0372200142121000038),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в помещениях СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района в 2022 году (извещение N 0372200142121000038) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 982 563,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 03.12.2021 N 0372200142121000038-3 победителем Аукциона признано ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" заключен государственный контракт N 03-2022-ЭА от 16.12.2021 на сумму 1 705 004,28 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.4.1 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям предусмотренным Гражданским Кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а также в случаях, предусмотренных Контрактом:
- Если Исполнитель после заключения Контракта отказался от оказания услуг;
- Если Исполнитель не явился на передачу Объектов по акту передачи Объекта (ов) для оказания услуг в срок, указанный в п. 1.2 Контракта;
- Если Исполнитель не приступил к оказанию услуг в течение 5 дней после передачи объекта (ов) по акту;
- Если Исполнитель оказал услуги ненадлежащего качества в соответствии с заключением Заказчика, либо эксперта или экспертной организации;
- Если у Исполнителя отозвана лицензия на частную охранную деятельность либо закончился и не продлен срок действия лицензии и Исполнитель не предоставил новую.
- В иных случаях, предусмотренных соглашением сторон или действующим законодательством РФ.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 22.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуг по обеспечению охраны объектов и имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в помещениях СПб ГБУ ЦСРИ Выборгского района (далее - Услуги) в период с 01.01.2022 по 31.12.2022.
В п. 4 Контракта установлено, что Исполнитель гарантирует Заказчику качество оказания услуг в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) и согласно Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), а также Исполнитель обязуется оказывать услуги с надлежащим качеством в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к качеству данного вида оказываемых услуг, которые должны осуществляться с соблюдением трудового законодательства РФ в части обеспечения требований по нормам выработки, режиму работы, сменности, условиями отдыха.
В период с 01.01.2022 по 21.07.2022 Услуги исполнялись Участником ненадлежащим образом.
По результатам проведения экспертизы оказанных Услуг (экспертные заключения от 04.02.2022, 07.04.2022, 12.05.2022, 02.06.2022, 04.07.2022) было выявлено следующее:
В январе 2022 года охрану объектов Заказчика несли охранники ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ", которые не были включены в График оказания услуг и Список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности (Акт проверки по объекту: Б. Сампсониевский пр., 98 от 26.01.2022 и 27.01.2022; Акт проверки по объекту: Светлановский пр., 35 от 25.01.2022). Документы, подтверждающие право данных сотрудников замещать должность охранника и исполнять функциональные обязанности, не представлены Заказчику.
31.01.2022 на объекте по адресу: Светлановский пр., 35 выявлен факт отсутствия работника ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" на рабочем месте (служебная записка от 31.01.2022, Протокол осмотра места происшествия от 31.01.2022);
В марте 2022 года в графики оказания услуг на март 2022 года включены работники ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ", которые не соответствовали Списку работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности, представленному ранее.
По объекту Светлановский пр., 35 в график оказания услуг на март 2022 года включены работники Мусатова Е.В. и Комаров М.В., у которых удостоверение частного охранника действительны до 18.04.2019 и 29.04.2021 соответственно.
По объекту Б. Сампсониевский пр., 98 в график оказания услуг на март 2022 года включены работники Ванюшкова О.И. и Кашпир Е.С. - соответствующих документов на них не было представлено (Служебная записка от 31.03.2022, рекламационный акт N 2);
В апреле 2022 года по объекту Светлановский пр., 35 в график оказания услуг на апрель 2022 года включены работники Мусатова Е.В., у которой удостоверение частного охранника действительно до 18.04.2019 и Давыдов А.И., в отношении которого документы не представлены.
По объекту: Б. Сампсониевский пр., 98 - в график оказания услуг на апрель 2022 года включен работник Кашпар Н.П., однако в ранее представленном списке работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности, данный работник отсутствовал.
В отношении работников Ванюшкова О.И., Кашпар Е.С., Вилакова Л.В., включенных в график оказания услуг, документы не представлены (служебная записка от 04.05.2022, рекламационный акт N 3).
В мае 2022 года по объекту Светлановский пр., 35 в график оказания услуг на май 2022 года включен работник Давыдов А.И., в отношении которого документы не были представлены Заказчику.
По объекту Б. Сампсониевский пр., 98 в график оказания услуг на май 2022 года включены работники Кашпар Н.П., Ванюшкова О.И., Мохов В.А., однако в ранее представленном Списке работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности, данные работники отсутствовали.
В график оказания услуг не был включен работник Кашпар Е.С., однако в Список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов включена. В отношении Кашпар Е.С., документы не были представлены Заказчику (служебная записка от 02.06.2022, рекламационный акт N 4).
В июне 2022 года по объекту Светлановский пр., 35 охранник Давыдов А.И. 30.06.2022 самовольно покинул пост охраны. Охрана объекта с 12 час. 30.06.2022 по 08 час. 01.07.2022 не осуществлялась.
Также Участником не были представлены документы, подтверждающие право следующих работников замещать должность охранника и исполнять функциональные обязанности: Давыдов А.И., Кашпар Е.С., Ванюшкова О.И., Мохов В.А., Скварцов И.И. (Служебная записка от 01.07.2022, рекламационный акт N 5, Акты проверки оказанных услуг от 14.06.2022, 20.06.2022, Акт об отсутствии работника на рабочем месте от 01.07.2022).
По объекту Б. Сампсониевский пр., 98 04.07.2022 на дежурство заступила охранник Андреева Л.И., которая при неоднократных срабатываниях системы охранной сигнализации (31 сработка) в нарушение инструкций не поставила в известность ответственных лиц Заказчика и допустила на объект постороннее лицо.
По объекту Светлановский пр., 35 охрана объекта не осуществлялась с 09.час. 21.07.2022 до 08 час. 23.07.2022.
По объекту Б. Сампсониевский пр., 98 охрана объекта не осуществлялась с 09.час. 21.07.2022 до 08 час. 22.07.2022.
Общее время нахождения двух объектов без охраны составило 70 часов.
Указанные нарушения Участником условий Контракта подтверждаются Служебной запиской от 01.08.2022, Актами от 05.07.2022, 21.07.2022, 22.07.2022, служебной запиской от 21.07.2022, рекламационным актом N 6.
Согласно ответу ГУ ФС войск национальной гвардии РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 25.07.2022 N 317/917-Л-2 по результатам проверки, по фактам, изложенным в обращении Заказчика (жалоба от 06.07.2022 N 610) должностное лицо ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.16 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
В связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств по Контракту Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.4.1 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.07.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 03.08.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Пункт 2.2.2. Контракта гласит что Заказчик обязан с участием Исполнителя осмотреть и принять результат оказанных услуг в сроки и порядке, предусмотренные настоящим Контрактом, а при обнаружении отступлений от настоящего Контракта, ухудшающих результат оказанных услуг, немедленно письменно уведомить об этом Исполнителя.
Однако Заказчик о ставших ему известными фактах нарушения уведомлял ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" по прошествии значительного времени, а именно: в начале месяца, следующего за отчетным, в виде требования оплатить штраф, что исключало возможность устранить нарушения, либо опровергнуть их наличие. Соответственно ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" вынуждено было согласится с штрафными санкциями, установленными Заказчиком без привлечения экспертов со стороны ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ".
Исходя из части 1 Контракта "Предмет Контракта, сроки и место оказания услуг" оказание Услуг надлежащим образом предполагает их фактическое оказание в сроки, установленные Контрактом, в качестве, предполагающем сохранность объектов, имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов.
Участник полагает, что данные обязательства ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" исполнило полностью, каких-либо нареканий в данной части со стороны Заказчика озвучено не было. Штрафные санкции за несоблюдение утвержденных графиков работы сотрудниками ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ", представленных в адрес Заказчика - исполнены в полном объеме. Таким образом представитель Участника считает, что основания для одностороннего расторжения Контракта у Заказчика отсутствовали.
Вместе с тем Комиссией УФАС установлено, что ранее, а именно 16.07.2021 СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 87" был расторгнут контракт N 3/87 от 23.12.2020 с ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" (ИНН: 7810626960) по аналогичным основаниям (систематическое нарушение условий контракта) (заседание Санкт-Петербургского УФАС России от 24.08.2021, Решение N РНП-78-956/21), что по мнению Комиссии УФАС свидетельствует о недобросовестном поведении Участника при исполнении государственных и муниципальных контрактов, которое нарушает права государственных и муниципальных заказчиков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" (196006, г. Санкт-Петербург, ул. Рощинская, д. 36, лит. А, пом. 1-Н, оф. 308, комн. 219), ИНН: 7810626960; сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Ахмедов Руфат Ахмед Оглы, ИНН: 344309505865, сведения об учредителях (участниках) юридического лица: Шашерин Виталий Сергеевич, ИНН: 151004842300, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ОО "АДМИРАЛ-БЕЗОПАСНОСТЬ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
03.08.22 |
05.08.22 |
04.08.22 |
0 |
04.08.22 |
11.08.22 |
10.08.22 |
0 |
15.08.22 |
15.08.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 августа 2022 г. N РНП-78-994/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2022