Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - заместителя руководителя - начальника аналитического отдела М.А. Дударевой, членов Комиссии - начальника отдела А.А. Кирилловой, специалиста-эксперта А.Н. Пшенниковой (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Партнер" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - Администрация Новобирилюсского Сельсовета Бирилюсского Района Красноярского Края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по разработке проектов организации сноса многоквартирных домов, расположенных на территории Новобирилюсского сельсовета Бирилюсского района, признанных аварийными и подлежащими сносу" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ", установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Партнер" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление, в том числе содержащее информацию о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В назначенное время к интернет-видеоконференции подключился представитель подателя жалобы, заказчик присутствие своего представителя не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью, уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку светильников светодиодных внутреннего освещения.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
Требования предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, установлены в приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки, а именно:
В соответствии с частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) работы по договорам о подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 статьи 48 ГрК РФ.
Участник закупки подтверждает свое соответствие установленному требованию следующими документами: действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86.
По результатам изучения извещения об осуществлении закупки, а также представленных документов, Комиссия приходит к следующему.
Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 указанной статьи.
Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено данной статьей.
Частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение требований части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ принято Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", при этом, Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 установлены требования к содержанию проектной документации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 предусмотрено, что настоящее Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов:
а) при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства;
б) при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Частью 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 8 настоящей статьи. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
Частью 5 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение требований части 5 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ принято Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства".
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 предусмотрено, что проект организации работ по сносу объекта капитального строительства состоит из текстовой и графической частей, при этом, Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 установлены требования к содержанию проекта.
Исходя из вышеизложенного Комиссия приходит к следующим выводам.
Подготовка проектной документации и проекта организации работ являются самостоятельными видами работ, имеющие различные цели и самостоятельное правовое регулирование, поскольку работы по подготовке проектной документации проводятся для обеспечения строительства, реконструкции и капитального ремонта, в то время, как для подготовки проекта, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту не предусмотрены.
Из анализа части 4 статьи 48 и части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса, Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 и Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 следует, что проектная документация и проект организации работ по сносу объекта капитального строительства являются самостоятельными и абсолютно никак не связанными между собой документами. Исключение составляет пункт 24 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87, в котором указывается, что проект организации работ по сносу или демонтажу объекта капитального строительства является седьмым разделом проектной документации (в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи со строительством или реконструкцией).
То обстоятельство, что проект по сносу объекта капитального строительства включен в качестве седьмого раздела проектной документации (в случае необходимости сноса (демонтажа) объекта или части объекта капитального строительства в связи со строительством или реконструкцией) и соответственно является только составной частью проектных работ, само по себе не свидетельствует о том, что участник закупки в рамках выполнения работ по подготовке проекта на снос должен являться членом СРО.
Из смысла части 4 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ следует, что работы по подготовке проектной документации должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования, в то время, как из анализа части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ следует, что подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, при этом, в части 2 статьи 55.30 Градостроительного кодекса РФ требование о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица членства в СРО отсутствует.
Таким образом, заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование, о наличии у участника закупки членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, и представлении в составе заявки действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86.
Таким образом, доводы подателя жалобы являются обоснованными.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Партнер" обоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
А.Н. Пшенникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 августа 2022 г. N 024/06/105-2104/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022