Резолютивная часть решения оглашена "17" августа 2022 г.
В полном объеме решение изготовлено "19" августа 2022 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
члены:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Агаурова А.Э.,
в присутствие представителя администрации города Уварово Тамбовской области -
в отсутствие представителя ООО "ОПТИМУС ТРАНС" (далее - Общество, Подрядчик),
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта от 15.07.2022 N 36 на благоустройство дворовых территорий (подготовительные работы в районе домов N7-14 1микрорайона) и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации города Уварово Тамбовской области (вх. от 11.08.2022 N 823-ЭП/22) о направлении сведений об ООО "ОПТИМУС ТРАНС" (199406, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Гавань, ул. Шевченко, д. 17, литера А, помещ./офис 28-Н/1, РАБ. М. 4, ИНН: 7801710911) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 15.07.2022 N 36 на благоустройство дворовых территорий (подготовительные работы в районе домов N7-14 1микрорайона).
Представитель Заказчика сообщил обстоятельства неисполнения ООО "ОПТИМУС ТРАНС" заключенного контракта от 15.07.2022 N 36, представил подтверждающие документы.
Обществом не представлены в Тамбовское УФАС России какие-либо письменные пояснения, документы, доказательства в опровержение позиции Заказчика по рассматриваемой ситуации.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 15.07.2022 N 36 на благоустройство дворовых территорий (подготовительные работы в районе домов N7-14 1микрорайона), заключенного с ООО "ОПТИМУС ТРАНС", рассмотрев материалы Заказчика и документы закупки, заслушав пояснения Заказчика, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N 0164200003022002001 между Заказчиком и Подрядчиком 15.07.2022 был заключен контракт N 36 на благоустройство дворовых территорий (подготовительные работы в районе домов N7-14 1микрорайона) на сумму 1 286 592,39 рублей.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 контракта: "Подрядчик обязуется выполнить благоустройство дворовых территорий (подготовительные работы в районе домов N7-14 1микрорайона), далее - Работы в соответствии с локальным сметным расчетом (Приложение N1 к Контракту), техническим заданием (Приложение N2 к Контракту) и являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта; на условиях, предусмотренных Контрактом извещением об осуществлении закупки, заявкой участника закупки.
1.2. Объем и виды выполняемых работ указаны в Приложении N 1 к Контракту (локальный сметный расчет)".
Согласно пунктам 6.1 и 6.2 контракта: "Место выполнения Работ: Тамбовская область, город Уварово, 1-й микрорайон, общий двор для многоквартирных домов N 7-14;
Сроки выполнения Работ: в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта".
В Приложении N2 к контракту "Техническое задание" установлено, в том числе, следующее: "Перед началом проведения работ получить в администрации г. Уварово разрешение на осуществление земляных работ, а также получить согласование у ресурсноснабжающей организации".
На заседании Комиссии Тамбовского УФАС России представители Заказчика сообщили, что за выдачей разрешения на производство земляных работ Подрядчик не обратился. В установленный контрактом срок Подрядчик не приступил к исполнению своих обязанностей по контракту.
20.07.2022 Заказчик направил в адрес Общества письмо исх. N 3261 с требованием приступить к исполнению обязательств по контракту не позднее 22.07.2022.
Ответа на данное письмо в адрес Заказчика не поступало.
20.07.2022 Заказчиком составлен акт осмотра территории г. Уварово в целях установления факта исполнения муниципального контракта N 36, в соответствии с котором было выявлено, что работы Подрядчиком не начаты.
22.07.2022 Заказчик направил в Уваровский филиал АО "ТСК" письмо исх. N 3304 с просьбой предоставить информацию о том, поступало ли от ООО "ОПТИМУС ТРАНС" заявление о согласовании производства работ на участке тепловой сети в районе домов 7-14 мкр. 1.
Согласно ответу Уваровского филиала АО "ТСК" (исх. от 22.07.2022 N 001/335) заявление от Общества о согласовании производства работ на участке тепловой сети в районе домов 7-14 мкр. 1 не поступало.
25.07.2022 и 29.07.2022 Заказчиком составлены акты осмотра территории г. Уварово в целях установления факта исполнения муниципального контракта N 36, согласно которым установлено, что работы по контракту не начаты.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 16.2 контракта установлено, что "Право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
29.07.2022 администрация города Уварово Тамбовской области в соответствии с ч.ч. 8, 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и пунктом 16.2 контракта приняла решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.07.2022 N 36 на благоустройство дворовых территорий (подготовительные работы в районе домов N7-14 1микрорайона), заключенного с ООО "ОПТИМУС ТРАНС".
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 29.07.2022.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Поставщику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта действий со стороны Общества по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту предпринято не было, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 15.07.2022 N 36 вступило в законную силу 09.08.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "ОПТИМУС ТРАНС" не выразило каким-либо образом заинтересованность в результатах рассмотрения обращения Заказчика, не обеспечило явку своих представителей на заседание Комиссии Тамбовского УФАС России. Также Обществом не представлены доказательства и пояснения, подтверждающие добросовестность участника закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого Закона, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения контракта. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленные им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "ОПТИМУС ТРАНС" недобросовестное поведение, выраженное в бездействии по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 15.07.2022 N 36.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные администрацией города Уварово Тамбовской области в отношении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" (199406, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. Муниципальный Округ Гавань, ул. Шевченко, д. 17, литера А, помещ./офис 28-Н/1, РАБ. М. 4, ИНН: 7801710911) и лица, исполняющего функции единоличного органа Общества - - генерального директора Скорохода Дмитрия Сергеевича (ИНН: 470313524738), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" и генерального директора Скорохода Д.С. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении ООО "ОПТИМУС ТРАНС" и генерального директора Скорохода Д.С. из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Н.Е. Козлова |
|
|
Члены комиссии Т.В. Четверткова
А.Э. Агаурова
Исп. Агаурова А.Э., тел. 8(4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 19 августа 2022 г. N 068/10/104-455/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022