рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка оборудования для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (номер извещения в ЕИС - 0313100006922000098, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
08.08.2022 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N4611) на положения извещения о проведении Аукциона.
Согласно жалобе описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона (по позиции N1, по позиции N5) содержит излишние требования, которые ограничивают конкуренцию и соответствуют товарам единственного производителя.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой не согласились и пояснили, что при описании объекта закупки Заказчик руководствовался своими объективными потребностями. При этом Заказчик не отрицает, что при установлении дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, Заказчик не учитывал то обстоятельство, что коды ОКПД2 в отношении товаров по некоторым позициям включены в Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N878.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
30.07.2022 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 086 144,00 руб.
08.08.2022 - дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 10.08.2022 поступило две заявки на участие в Аукционе: одна заявка признана соответствующей установленным требованиям, вторая заявка признана не соответствующей установленным требованиям.
1. Рассмотрев довод жалобы о том, что описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона (по позиции N1) содержит излишние требования, Комиссия признает данный довод обоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. "б" п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила использования каталога), каталог используется в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 4 Правил использования каталога заказчики обязаны использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать описание товара, работы, услуги.
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 (далее - Постановление N878).
Пунктом 2 Постановления N878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
В Перечень включены товары, имеющие код ОКПД2 - 26.30.11.190 "Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки".
В соответствии с описанием объекта закупки извещения о проведении Аукциона, в отношении товара по позиции N1 выбран код КТРУ - 26.30.11.190-00000015, включенный в код ОКПД2 - 26.30.11.190.
В соответствии с размещенным в ЕИС КТРУ в отношении кода 26.30.11.190-00000015 допускается установление следующих характеристик: возможность подключения, количество учеников, максимальный частотный диапазон, наличие для каждого ученика в комплекте, наличие системы шумоподавления, обеспечение двухсторонней связи, соотношение сигнал/шум на выходе усилителя низкой частоты, тип, уровень выходного сигнала.
Согласно описанию объекта закупки извещения о проведении Аукциона в отношении товара по позиции N1 предусмотрены такие характеристики как: состав системы, характеристики FM-передатчика, тип гнезда подключения микрофона, высота корпуса без учета антенны и с учетом антенны, светодиодный индикатор заряда и разряда, количество рабочих радио каналов, тип встроенного аккумулятора, время непрерывной работы, время полной зарядки передатчика, возможность ношения на шее, характеристики заушного индуктора, характеристики индивидуальной индукционной петли, характеристики выносного микрофона и др., которые не предусмотрены кодом КТРУ 26.30.11.190-00000015, что не соответствует ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как код ОКПД2 приобретаемого товара по позиции N1 включен в Перечень.
При этом довод Заявителя о том, что характеристики товара по позиции N1 соответствует товару единственного производителя, не подтвержден достаточными доказательствами, анализ рынка со стороны Заявителя не проводился. Заявитель участие представителей при рассмотрении настоящего дела не обеспечил, при этом на Заявителя как на лицо, подавшее жалобу, возложена обязанность доказать обоснованность своих доводов.
С учетом изложенного, Заказчиком нарушены положения ч. 6 ст. 23 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона (по позиции N5) содержит излишние требования, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с описанием объекта закупки извещения о проведении Аукциона в отношении товара по позиции N5 выбран код ОКПД2 - 26.30.23.000, код КТРУ не выбран. Товар по позиции N5 имеет такие характеристики как: устройство распознавания речи, комплект поставки, устройство распознавания речи, инструкция на Брайле, функции устройства: перевод устной речи в текстовый и тактильный формат, захват речи на расстоянии двух метров от говорящего, возможность подключить внешний микрофон к устройству, возможность поддержания режима диалога при подключении Брайлевского дисплея, поддержка специального мобильного приложения и др.
Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Указание в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно пояснениям Заказчика установленные характеристики в отношении товара по позиции N5 соответствуют объективным потребностям Заказчика и лицам, в отношении которых приобретается данный товар - обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Со стороны Заявителя не предоставлено достаточных доказательств, подтверждающих, что описание объекта закупки в отношении товара по позиции N5 не соответствует Закону о контрактной системе, объективным потребностям Заказчика, либо соответствует товару единственного производителя, так как анализ товарного рынка со стороны Заявителя не проводился.
Таким образом, второй довод жалобы не нашел своего подтверждения.
3.При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
3.1. Согласно п. 4 Правил использования каталога заказчики обязаны использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать описание товара, работы, услуги.
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением N878.
В Перечень включены товары, имеющие группу ОКПД2 - 26.11.2 "Диоды и транзисторы".
Согласно описанию объекта закупки извещения о проведении Аукциона в отношении товара по позиции N2 выбран код КТРУ - 26.11.22.100-00000004 "Система индукционная для слабослышащих", который включен в группу ОКПД2 - 26.11.2 .
В соответствии с размещенным в ЕИС КТРУ в отношении кода 26.11.22.100-00000004 допускается установление следующих характеристик: максимальное значение частотного диапазона, наличие индикаторов уровня электромагнитного поля, наличие крепежей в комплекте, наличие разъема, наличие регулятора уровня электромагнитного поля, покрываемая площадь, потребляемая мощность, тип.
Согласно описанию объекта закупки извещения о проведении Аукциона в отношении товара по позиции N2 предусмотрены такие характеристики как: вес, ширина, высота, толщина, выносной блок питания, напряжение питания от внешнего источника, максимальное расстояние системы от слабослышащего, уровень входного линейного входа в диапазоне, количество клавиш управления, встроенный микрофон, встроенный аккумулятор и др., которые не предусмотрены кодом КТРУ 26.11.22.100-00000004, что не соответствует ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как код ОКПД2 приобретаемого товара по позиции N2 включен в Перечень.
В Перечень включены товары, имеющие группу ОКПД2 - 26.11.2 "Диоды и транзисторы".
Согласно описанию объекта закупки извещения о проведении Аукциона в отношении товара по позиции N4 выбран код КТРУ - 26.20.16.120-00000102 "Устройство, печатающее шрифтом Брайля", который включен в группу ОКПД2 - 26.20.16 .
В соответствии с размещенным в ЕИС КТРУ в отношении кода 26.20.16.120-00000102 допускается установление следующих характеристик: возможность настройки межстрочного расстояния, интерфейсы, наличие речевой обратной связи, печать графических объектов, плотность бумаги, размер бумаги, русифицированное программное обеспечение для перевода текста в Брайль в комплекте, скорость печати (символов в минуту), тип представления символов, тип устройства по принципу действия, тип устройства по способу подачи носителя в устройстве, тип устройства по способу формирования изображения символа, тип устройства по способу формирования текста на двух поверхностях носителя данных, тип устройства по способу формирования текста на одной поверхности носителя данных.
Согласно описанию объекта закупки извещения о проведении Аукциона в отношении товара по позиции N4 предусмотрены такие характеристики как: настаиваемые высоты точек Брайля, разрешение при тактильной печати, полимерные пластины для создания гладких и округлых точек, возможность подачи по одному листу, совместимость с операционными системами Windows, рабочее напряжение, потребление при нагрузке, звуковые индикаторы, размеры, тактильно выделяющийся рычажок выбора бумаги и др., которые не предусмотрены кодом КТРУ 26.20.16.120-00000102, что не соответствует ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, так как код ОКПД2 приобретаемого товара по позиции N4 включен в Перечень, что со стороны Заказчика не отрицается.
Следовательно, описание объекта закупки по позициям N2 и N4 извещения о проведении Аукциона не соответствует ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.2. Пунктом 7 Постановления N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Таким образом, при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением 878 (далее - Перечень), предметом одного лота не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в Перечень и не включенная в него.
Следовательно, с учетом п. 7 Постановление N878, в описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона неправомерно включены товары, включенные в Перечень (по позициям N1, N2, N4), а также товары, не включенные в Перечень (по позициям N3, N5).
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
С целью устранения выявленных нарушений, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Сити Витал Лимит" на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка оборудования для лиц с ограниченными возможностями здоровья" (номер извещения в ЕИС - 0313100006922000098) частично обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика - ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко" нарушение ч. 6 ст. 23 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко" предписание об устранении выявленного нарушения путем отмены протоколов, составленных при проведении аукциона, внесения изменений в извещение о проведении аукциона.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 12 августа 2022 г. N 018/06/106-595/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2022