Резолютивная часть решения оглашена 16.08.2022
В полном объеме решение изготовлено 19.08.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Сарсенбаевой Е.Н. |
|
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения ООО "Флагман" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169100000922000056 на поставку бумаги для офисной техники (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме представителя Главного управления МЧС по Челябинской области Келлер Н.Г., действующего на основании доверенности от 02.08.2022,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 15.07.2022 поступило обращение ООО "Флагман" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169100000922000056 на поставку бумаги для офисной техники (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 29.06.2022 Главное управление МЧС по Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 699 992, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 29.06.2022.
На дату рассмотрения обращения контракт N 55А-2022 от 18.07.2022 заключен с ИП Емельяновым А.С.
В обращении заявителя указано, что по позиции 2 описания объекта закупки указаны показатели бумаги, которые не соответствуют требованиям каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ). При этом, под указанную марку подходит только марка SvetoCopy, которая не соответствует требованиям КТРУ.
Представитель заказчика с доводами обращения не согласился, представил письменные пояснения и документы на заседании Комиссии указал, что заказчик сформировал описание бумаги в соответствии с КТРУ, дополнительные характеристики указаны в целях конкретизации характеристик в соответствии с ГОСТом Р 57641-2017 "Бумага ксерографическая для офисной техники. Общие технические условия". Кроме того, под характеристики, указанные в описании объекта закупки, подходят несколько марок бумаги (Монди, Комус, Cactus), в том числе хозяйствующими субъектами представлены 3 коммерческих предложения от различных хозяйствующих субъектов.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент размещения закупки), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
Так, заявителем указано, что в описании объекта закупки включены показатели товара, которые приводят к ограничению количества участников закупки и возможности поставки бумаги SvetoCopy производителя Sylvamo.
Вместе с тем, на участие в закупке подано семь заявок, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 14,5 %, что свидетельствует о наличии конкурентной среды при проведении закупки.
Более того, на заседание Комиссии заказчиком предоставлены сведения из интернет источников, согласно которым по показателю белизны - не менее 60% подходит бумага производства Cactus.
Таким образом, антимонопольный орган не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в части указания характеристик бумаги, ограничивающих количество участников закупки.
2. В пункте 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно пункту 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при формировании объекта закупки заказчик должен указать обоснование дополнительных показателей, то есть раскрыть необходимость их наличия с точки зрения целей, которые намерен достичь заказчик при приобретении соответствующего товара.
В извещении о закупке товар отнесен к коду по КТРУ 29.10.20.000-00000008 "бумага для офисной техники белая".
В разделе 4 приложения N 1 к извещению о закупке содержится описание объекта закупки (далее - описание объекта закупки), в том числе характеристики бумаги.
Так, в отношении бумаги для офисной техники белая - количество пачек - 400 (позиция N 1) указаны следующие показатели:
- марка бумаги - не ниже С;
- формат - А4;
- белизна - не менее 146%;
- плотность - не менее 80 г/м2;
- толщина - не менее 104мкм;
Бумага для офисной техники белая - количество листов в пачке - 1800 (позиция N 2):
- марка бумаги - не ниже С;
- формат - А4;
- белизна - не менее 60 %;
- плотность - не менее 80 г/м2;
- толщина - не менее 104мкм.
В примечаниях к характеристикам: белизна, плотность, толщина, указано, что данные показатели конкретизированы, так как позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - КТРУ) не содержат исчерпывающего перечня характеристик.
Таким образом, в извещении о закупке не предусмотрено обоснование необходимости данных показателей с точки зрения их необходимости для удовлетворения потребности заказчика в нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил N 145.
Более того, в пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки с учетом фактической потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности, соответствующей требованиям действующего законодательства.
В пункте 2.1 описания объекта закупки указано, что поставляемый товар должен соответствовать Национальному стандарту ГОСТ Р 57641-2017 "Бумага ксерографическая для офисной техники. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 57641-2017).
Пунктом 3.1.8 ГОСТа Р 57641-2017 предусмотрено, что показатели качества бумаги должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1. Так, в отношении марки "С" указан следующий показатель белизны по CIE - 140 - 150 %.
Вместе с тем, по позиции 1 указана белизна бумаги по CIE - не менее 146%, что не соответствует минимальному показателю, установленному в государственном стандарте -140, по позиции 2 указан показатель белизны - не менее 60%, который не входит в диапазон, предусмотренный ГОСТом Р 57641-2017.
Более того, на заседании Комиссии заказчик не предоставил обоснование необходимости установления бумаги по показателю белизны - не менее 60%, в том числе положения государственных стандартов, в соответствии с которыми установлен данный показатель для бумаги класса С.
Более того, Комиссия отмечает, что согласно положениям ГОСТа Р 57641-2017 в зависимости от марки бумаги (А, В, С) определяются ее производные характеристики, в том числе белизна, плотность, толщина, в связи с чем установление данных показателей в извещении о закупке является нецелесообразным.
Таким образом, в извещении о закупке указаны характеристики белизны бумаги (по двум позициям), которые не соответствуют требованиям государственного стандарта и не подтверждают потребность заказчика в установлении данных значений белизны бумаги, в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения части 6 статьи 23, пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, пунктов 5, 6 Правил N 145.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт на день проведения внеплановой проверки заключен.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Н. Сарсенбаева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 августа 2022 г. N 074/06/99-2023/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2022