Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
А. -руководителя управления;
членов комиссии:
К. - начальника отдела контроля монополистической деятельности;
Д. - специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической
деятельности,
рассмотрев обращение(вх.N6003от 11.08.2022), поступившее в Томское УФАС России от ФКУ "ИК N3 УФСИН России по Томской области"(далее - Заказчик) и содержащее сведения об ООО "СТАЛЬ-КОМПЛЕКТ" (далее - Общество), победителе электронного аукциона "Труба стальная водогазопроводная" (извещение N 0365100005822000013) (далее - аукцион), в связи с уклонением участника от заключения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
при участии представителя Общества-Воронина Валерия Степановича (приказ о приеме работника на работу от 27.01.2014), без участии представителяЗаказчика, уведомленного о дате и времени рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки установила следующее.
07.07.2022на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона"Труба стальная водогазопроводная" (извещение N 0365100005822000013) с начальной (максимальной) ценой контракта 333 164,18 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N 0365100005822000013 от 19.07.2022 на участие в аукционе подано 8 заявок
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером N 9 (ООО "СТАЛЬ-КОМПЛЕКТ", ИНН7017345937), с ценовым предложением 195 570,07 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
На основании пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
21.07.2022 Заказчиком был сформирован с использованием ЕИС и размещен в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Регламентированный срок подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта либо формирования протокола разногласий - 28.07.2022.
В регламентированный срок Обществом был подписан проект контракта, однако обеспечение исполнения Контракта было внесено не в полном объеме.
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
01.08.2022 Заказчик сформировал с использованием ЕИСи разместил в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол об уклонении Общества от заключения контракта и направил в адрес Томского УФАС России обращение о включении информации об ООО "СТАЛЬ-КОМПЛЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение (вх.N5390 от 01.08.2022) было подано Заказчиком с нарушениями требований к составу, предусмотренных разделом N2 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила), а именно в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Правил, при проведении электронной процедуры заказчик формирует обращение, прилагает предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил документы с использованием единой информационной системы и подписывает их усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
Таким образом, Заказчик не приложил к обращению протокол о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, что было отражено в уведомлениио возврате сведений (исх.NДА/3400 от 03.08.2022).
11.08.2022 Заказчик в адрес Томского УФАС России направил обращение(вх.N6003 от 11.08.2022) с устранением установленных ранее нарушений.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Обществапояснил следующее.
Намерений не заключать контракт у Общества не было. В ходе изучения проекта контракта у Общества возникли вопросы к Заказчику относительно разгрузки и наименования поставляемых позиций. Данные вопросы были отражены в протоколе разногласий и направлены Заказчику на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ".
27.07.2022 Общество ознакомилось с причинами отклонения протокола разногласий на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ", после чего 28.07.2022 посредством телефонной связи стороны обсудили возникшие у Общества вопросы.
В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Томского УФАС России было установлено, что Заказчиком не были представлены в полном объеме документы, составленные в ходе проведения аукциона и запрашиваемые Томским УФАС России в уведомлении о рассмотрении сведений о включении в Реестр (исх.NДА/3541 от 12.08.2022), а именно, не был представлен указанный ранее протокол разногласий. Также Комиссия Томского УФАС России отмечает, что указанный протокол не был размещен Заказчиком в ЕИС и на электронной площадке.
В связи с чем, Комиссия приняла решение отложить рассмотрение обращения до 16:00 18.08.2022. После объявленного перерыва Заказчик представил запрашиваемый протокол разногласий, и Комиссия в том же составе продолжила рассмотрение обращения.
28.07.2022 Обществом был подписан проект контракта и в соответствии с пунктом 8.2 проекта контракта, предоставлено обеспечение исполнения контракта в размере 9778, 50 руб., что подтверждается платежным поручением N 194 от 28.07.2022.
Однако, согласно пункту 8.3 проекта контракта в случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ, условий Контракта, в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона N44-ФЗ), а именно в сумме 19 557,01 руб.(девятнадцать тысяч пятьсот пятьдесят семь рублей 01 копейка), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона N44-ФЗ, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
01.08.2022 Заказчик сформировал с использованием ЕИС и разместил в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) протокол о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.
01.08.2022 Общество получило уведомление от электронной площадки о том, что Заказчиком был сформирован и размещен указанный протокол.
На заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что обеспечение исполнения контракта было предоставлено не в полном объеме в связи с тем, что у бухгалтера отсутствовала информация о понижении цены по контракту, поскольку специалист по закупкам не передал данную информацию бухгалтеру.
02.08.2022 Обществом была произведена доплата в размере 9778, 51, что подтверждается платежным поручением N195 от 02.08.2022.
Согласно ответу Заказчика на уведомление о рассмотрении сведений о включении в Реестр, Заказчик не настаивает на включении Общества в Реестр, а обращение было направлено в Томское УФАС России поскольку, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, данные действия являются обязанностью, а не правом Заказчика.
Комиссия Томского УФАС России, изучив доводы представителя ООО"СТАЛЬ-КОМПЛЕКТ" и представленные документы, приходит к выводу о том, что Общество совершало действия, направленные на заключение контракта, а именно в регламентированный срок Обществом был подписан проект контракта, и было предоставлено обеспечение исполнения контракта, что свидетельствует о намерении Общества заключить контракт.
Указанное обеспечение было внесено не в полном объеме в связи с ошибкой ответственного лица со стороны Общества. При этом, как только Обществу стало известно о том, что ответственным лицом была допущена ошибка при внесении обеспечения исполнения контракта, Обществом была произведена доплата недостающей суммы.
Таким образом, в действиях ООО "СТАЛЬ-КОМПЛЕКТ" не усматриваются признаки недобросовестного поведения при заключения контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о возможности не включения сведений об Обществе с ограниченной ответственностью"СТАЛЬ-КОМПЛЕКТ" (ИНН 7017345937) в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "СТАЛЬ-КОМПЛЕКТ"(адрес: 634015, г. Томск, проезд 1-й Вилюйский, 4А, ИНН 7017345937; лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа - Воронин Валерий Степанович - директор, ИНН 701720510020) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 18 августа 2022 г. N РНП-70-98-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022