Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГБУК "Государственный исторический музей": К.В. Солохина (по дов.Nб/н от 01.08.2022), А.А. Моряковой (по дов.Nб/н от 01.08.2022), Ю.С. Литвиненко (по дов.Nб/н от 01.08.2022), Г.Г. Короткова (по дов.N128 от 29.12.2021),
ИП Вайс А.Г.: Д.Ю. Привалова (дов. Nб/н от 17.08.2022),
а также при участии слушателя: Д.К. Комаровой,
рассмотрев жалобу ИП Вайс А.Г. (далее - Заявитель) на действия ФГБУК
"Государственный исторический музей" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию комплекса зданий ФГБУК "Государственный исторический музей" в 2022-2023 годах (Закупка N 0373100039122000006) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.08.2022 NЕИ/42548/22.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлено неправомерное требование о наличии у исполнителя по государственному контракту лицензии Минкультуры России на проведение работ по ремонту и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия у Подрядчика.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу п.48 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежат обязательному лицензированию.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является выполнение работ по содержанию комплекса зданий ФГБУК "Государственный исторический музей".
Согласно требованиям п.5.31 Технического задания в день заключения Контракта Подрядчик предъявляет Заказчику оригиналы и передает Заказчику заверенные копии всех лицензий, допусков, свидетельств и иных документов, необходимых в соответствии с применимыми нормативно-правовыми актами для выполнения Работ, в том числе лицензию Минкультуры России на проведение работ по ремонту и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с технической частью конкурсной документации необходимо выполнение комплекса работ по содержанию в технически исправном состоянии, планово-предупредительному и текущему ремонту, восстановлению эффективности функционирования инженерных систем и оборудования (электроснабжения, электроосвещения, отопления, вентиляции и кондиционирования, водоотведения, связи, лифтового оборудования, водяного пожаротушения, системы автоматического управления инженерными системами (АСУС), системы оповещения о пожаре и управления эвакуацией (СОУЭ), системы автоматического газового пожаротушения (АГПТ), системы противопожарной автоматики (ППА) и автоматической пожарной сигнализации (АПС)) комплекса зданий; охранной сигнализации (ОС), системы тревожной сигнализации (СТС), системы управления и контроля доступа (СКУД), системы охранного теленаблюдения (СОТН), что не подразумевает обязательного наличия у исполнителя лицензии на проведение работ по ремонту и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия) сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии со ст. 43 Закона об объектах культурного наследия к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу приведенных норм права работами по сохранению объекта культурного наследия являются такие виды работ, которые направлены на восстановление внешнего облика существующего объекта культурного наследия и его сохранность.
Согласно ст. 45 Закона об объектах культурного наследия работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании:
- задания на проведение указанных работ;
- разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия;
- проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия; а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 N 349 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" установлен перечень работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Перечень), включающий в себя:
1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Реставрация, консервация и воссоздание оснований, фундаментов, кладок, ограждающих конструкций и распорных систем.
4. Реставрация, консервация и воссоздание металлических конструкций и деталей.
5. Реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
6. Реставрация, консервация и воссоздание декоративно-художественных покрасок, штукатурной отделки и архитектурно-лепного декора.
7. Реставрация, консервация и воссоздание конструкций и деталей из естественного и искусственного камней.
8. Реставрация, консервация и воссоздание произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
9. Реставрация, консервация и воссоздание живописи (монументальной, станковой).
10. Реставрация, консервация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
11. Ремонт и приспособление объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Вместе с тем в рамках обжалуемой закупки предусмотрены работы по техническому обслуживанию инженерных сетей (систем) здания, которые не являются работами по сохранению объектов культурного наследия, в частности Техническое задание и документация об аукционе не содержит работ, связанных с сохранением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отнесенных к Перечню.
Таким образом, требование Заказчика к наличию у исполнителя лицензии Минкультуры России на проведение работ по ремонту и приспособлению к современному использованию объектов культурного наследия является неправомерным.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что Исторический музей является уникальным и сложным инженерным комплексом с взаимозависимыми инженерными системами, обеспечивающими сохранность экспонатов путем, поддержания температурно-влажностного режима (ТВР) в экспозиционных залах и фондохранилищах, жизнедеятельность и безопасность посетителей, сотрудников, зданий и сооружений музея. Здания и сооружений музея являются объектами культурного наследия Российской Федерации. При исполнения контракта будет выполняться комплекс взаимосвязанных работ.
Таким образом, указанные в технической части конкурсной документации работы попадают под п.11 Перечня и являются работами по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Кроме того, представитель Заказчика обратил внимание, что в соответствии с письмом Минкультуры России от 17.07.2017 N 207-01.1-39-ВА "Разъяснение о проведении работ по инженерным сетям на территории объекта культурного наследия" в ситуации, когда требуется ремонт существующих инженерных коммуникаций на объекте культурного наследия согласование проектной (рабочей) документации по ремонту в органе охраны объекта культурного наследия не требуется. Однако, необходимо получение разрешения на проведение ремонтных работ. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, для получения разрешения подает в орган охраны объекта культурного наследия необходимые документы.
Комиссия Управления отмечает, что в соответствии со ст. 45 Закона об объектах культурного наследия работы по сохранению объекта культурного наследия помимо проектной (рабочей) документации и разрешения, также в обязательном порядке проводятся на основании задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, по мнению ФГБУК "Государственный исторический музей", под заданием на проведение вышеуказанных работ понимается Техническое задание, размещенное в составе конкурсной документации.
Вместе с тем, вопреки пояснениям Заказчика, согласно ч.2 ст.45 Закона об объектах культурного наследия выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Ч.4 ст.45 Закона об объектах культурного наследия предусмотрена форма выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, а также порядок выдачи указанного документа.
При этом, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия по вышеуказанной форме, а также в составе конкурсной документации такое задание не размещено, что свидетельствует о том обстоятельстве, что в рамках рассматриваемой закупочной процедуры закупаемые услуги по обслуживанию помещений комплексные не относятся к деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и не требуют наличия соответствующей лицензии.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 28.07.2022 NИИ1 в ред. N2 Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ, оказание услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ, оказанных услуг в соответствии с п.5 раздела I приложения к Постановлению N2571.
В соответствии с п.5 раздела I приложения к Постановлению N2571 дополнительные требования устанавливаются к участникам закупки в случае выполнения работ, услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Комиссия Управления обращает внимание, что Абзацем вторым подпункта "а" пункта 3 Постановления N2571 предусмотрено, что позиция Приложения к Постановлению N2571 применяется в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в соответствующей позиции в графе "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки", при этом в рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение работ по содержанию комплекса зданий Исторического музея.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме от 28.07.2022 NИИ1 в ред. N2 Заказчиком закупаемые услуги отнесены к коду ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные", таким образом, объектом закупки не являются услуги\работы, связанные с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Технической частью конкурсной документации также не предусмотрены услуги, при которых у исполнителя будет доступ непосредственно к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, закупаемые Заказчиком услуги по обслуживанию помещений комплексные подразумевают под собой техническое обслуживание инженерных систем здания, объект закупки не относится к п.5 раздела I приложения к Постановлению N2571.
Комиссия Управления дополнительно отмечает, что услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений отражены в п.14 раздела I приложения к Постановлению N2571, что подразумевает наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Вайс А.Г. на действия ФГБУК "Государственный исторический музей" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий К.А. Сомов
Члены Комиссии Н.А. Узкий
А.А. Кутейников
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 августа 2022 г. N 077/06/106-12382/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2022