Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТУРЭКСПЕРТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Министерства информационных и социальных коммуникаций Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению молодежного окружного конкурса искусств "Город А" (извещение N 0148200003422000019 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего положения Извещения о проведении Конкурса в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с Извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение о проведении Конкурса размещено - 28.07.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 15.08.2022;
4) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям Извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки ненадлежащим образом установлены условия исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"Макеты должны соответствовать брендбуку и Концепции Мероприятия и утверждаются с Заказчиком.
Исполнитель должен разработать, утвердить в рамках Концепции и изготовить раздаточную, наградную, сувенирную, полиграфическую и любую иную брендированную продукцию и раздаточные материалы согласно брендбуку Мероприятия".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что сведения о брендбуке будут представлены исполнителю, а также представили письменные пояснения, согласно которым:
"Брендбук не включен в перечень результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. При этом объектами авторских прав являются, в частности, произведения дизайна, к которым может быть отнесен и брендбук (ст. 1225, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).
Брендбук данного конкурса не имеет прав собственности, но есть логотип и описание проекта в открытом доступе.
В Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе участнику закупки было предложено разработать креативную концепцию фирменного стиля.
Молодежный окружной конкурс искусств "Город А" проводится с 2018 года и имеет составляющие брендбука, образец которого доступен в открытом доступе сети Интернет. Поэтому исполнителю не требовалось разрабатывать брендбук".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных положений Технического задания не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно Пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
1) В Критериях оценки заявок в рамках критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" Заказчиком установлены, в том числе следующие детализирующие показатели: "Признак N 1: Кол-во разработанных креативных концепций мероприятия (ед. измерения - усл. единица)" и "Признак N 2: Кол-во разработанных фирменных стилей мероприятия (ед. измерения - усл. единица)".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки заявки указанных детализирующих показателей в рамках критерия "Квалификация участников закупки" по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" не соответствует подпункту "а" пункта 28 Положения и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В Критериях оценки заявок по детализирующему показателям "Кол-во разработанных креативных концепций мероприятия" и "Кол-во разработанных фирменных стилей мероприятия" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Каждая из представленных креативных концепций должна соответствовать идее технического задания, быть уникальной, эксклюзивной - новизна, погружение в молодежно-социальную сферу, эстетика, все элементы программы объединены единым сюжетом, не массовые варианты. Концепция должна быть разработана таким образом, чтобы гости приняли решение посетить мероприятие из-за его уникальности, необычности, социальной значимости, того чего они ранее еще не видели у других организаций на аналогичных мероприятиях.
Каждый представленный фирменный стиль мероприятия должен быть уникальным, эксклюзивным, соответствовать идее, обозначенной в креативной концепции, а также должен соответствовать идее технического задания".
При этом, в порядке оценки не раскрыты такие понятия, как "уникальной", "эксклюзивной", "новизна", "погружение в молодежно-социальную сферу", "эстетика", "объединены единым сюжетом", "не массовые варианты", "соответствие идее технического задания".
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о неправомерности порядка оценки, поскольку условие о том, что концепция должна быть разработана таким образом, чтобы гости приняли решение посетить мероприятие из-за его уникальности, необычности, социальной значимости, того чего они ранее еще не видели у других организаций на аналогичных мероприятиях не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с чем, указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям Извещения о проведении Конкурса. Порядок оценки, установленный с нарушениями, Конкурсной комиссией не применялся.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТУРЭКСПЕРТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 18.08.2022 N 050/06/105-29873/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 18 августа 2022 г. N 050/06/105-29873/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022