Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Алуштинская ЦГБ" (далее - Заказчик) - Суфьянов Ш.Т. (по доверенности);
- ООО "Савир" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка дезинфицирующих средств" (извещение N 0375200051722000095) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 4 Правил определено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка средств дезинфицирующих.
Согласно Техническому заданию установлены следующие коды КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее", 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее" и 20.20.14.000-00000009 "Средство дезинфицирующее", имеющие такую обязательную характеристику для применения как форма выпуска, при этом информация по описанию средств дезинфицирующих отсутствует, иные характеристики товара, кроме формы выпуска отсутствуют.
Установление в описании объекта закупки характеристик требуемого к поставке товара, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ не запрещено, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии включения в описание товара обоснования необходимости использования такой информации.
Согласно Техническому заданию установлено следующее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик:
"-В случае возникновении вопросов по заполнению Заявки на участие в данном электронном аукционе в соответствии с п. 3 ст. 65 ФЗ44, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
*Дополнительные требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара включены на основании п.5, п.6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и обусловлены потребностями заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, являющихся значимыми в целях оказания квалифицированной медицинской помощи, необходимостью обеспечения получения достоверного результата при оптимальных условиях.
Применение иных показателей обусловлено необходимостью отражения потребностей заказчика в части технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе функциональных и иных параметров, не регламентированных соответствующими Стандартами, но являющихся значимыми относительно потребности заказчика.
Ввиду отсутствия в позиции КТРУ технических, эксплуатационных характеристик, обеспечивающих более точное и четкое описание объекта закупки, полностью отвечающего потребности Заказчика для достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд с высокой эффективностью, качеством и соблюдением норм и гарантий Законодательства Российской Федерации в сфере Здравоохранения.*
** в соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145".
В ходе заседания Комиссии установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны дополнительные характеристики требуемых к поставке товаров, а также содержится обоснование необходимости установления дополнительных требований к товарам, не предусмотренных КТРУ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что формирование дополнительных требований к характеристикам товара обусловлено недостаточным количеством характеристик в КТРУ, Заказчик определил свои потребности, а также установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для Заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения с целью обеспечения безопасной работы персонала и безопасности пациентов.
При этом по смыслу положений Закона о контрактной системе Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно жалобе Заявителя:
"При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчики при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
N позиции ТЗ |
Установленные дополнительные характеристики |
Позиция заявителя |
|
3 |
Действующее вещество (состав): спирт,% полигексаметиленбигуанидин гидрохлорид,% |
не менее 70 не менее 0,1 |
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе |
4 |
Действующее вещество (состав): спирт, % |
не менее 70
|
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе |
Режим обработки: для обработки рук хирургов: двукратное нанесение время обработки |
|
Установленное требование Заказчиком не обосновано. Не подтверждена потребность в двухкратной обработке рук. Согласно пункту 3501 Санитарных правил СанПин 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", Обработка рук хирургов проводится в два этапа: 1) I этап - мытье рук жидким мылом и водой, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой); 2) II этап - обработка спиртсодержащим антисептиком кистей рук, запястий и предплечий способом втирания в кожу (до его полного высыхания). П. 3503. Следуя определенному алгоритму, кожным антисептиком обрабатывают кисти рук, запястья и предплечья. Кожный антисептик наносят отдельными порциями, равномерно распределяют и тщательно втирают в кожу. Количество антисептика, кратность обработки и её продолжительность должны соответствовать инструкции по применению кожного антисептика. Длительность обработки определяется инструкцией по применению, в ходе обработки необходимо поддержание рук во влажном состоянии. Стерильные перчатки надевают сразу после полного высыхания антисептика на коже рук. Санитарные правила не содержат кратность обработки рук. Таким образом, установление требования как однократность обработки рук хирургов будет являться более эффективным и экономически целесообразным показателем |
|
5 |
Действующее вещество (состав): спирт,%
|
Не менее 70 |
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе |
12 |
Действующее вещество (состав): третичный амин дидецилдиметиламмоний хлорид полигексаметиленгуанидин гидрохлорид |
не более 0,8 %
не более 3,0 %
не более 0,8 % |
Заказчик выделил конкретные действующие вещества (дидецилдиметиламмоний хлорид, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид), относящиеся по типу направленности к химическим группам "ЧАС", "гуанидины", имеющие одинаковую противомикробную активность. Не подтверждена в соответствии с правилами КТРУ безусловная потребность в точном ДВ |
15 |
Действующее вещество (состав): изопропиловый спирт, % дидецидиметиламмоний хлорид, % |
Не менее 62%
Не менее 0,15% |
Согласно п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе |
- для обработки рук хирургов: двукратное нанесение |
не более 2,5 мл |
Установленное требование Заказчиком не обосновано. Не подтверждена потребность в двухкратной обработке рук. Согласно пункту 3501 Санитарных правил СанПин 3.3686-21 "Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", Обработка рук хирургов проводится в два этапа: 1) I этап - мытье рук жидким мылом и водой, а затем высушивание стерильным полотенцем (салфеткой); 2) II этап - обработка спиртсодержащим антисептиком кистей рук, запястий и предплечий способом втирания в кожу (до его полного высыхания). П. 3503. Следуя определенному алгоритму, кожным антисептиком обрабатывают кисти рук, запястья и предплечья. Кожный антисептик наносят отдельными порциями, равномерно распределяют и тщательно втирают в кожу. Количество антисептика, кратность обработки и её продолжительность должны соответствовать инструкции по применению кожного антисептика. Длительность обработки определяется инструкцией по применению, в ходе обработки необходимо поддержание рук во влажном состоянии. Стерильные перчатки надевают сразу после полного высыхания антисептика на коже рук. Санитарные правила не содержат кратность обработки рук. Таким образом, установление требования как однократность обработки рук хирургов будет являться более эффективным и экономически целесообразным показателем |
В действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
По всему техническому заданию, все установленные Заказчиком дополнительные характеристики в дезинфицирующем средстве не раскрывают безусловную потребность в установленном составе ДС".
В соответствии с возражениями Заказчика:
"Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов в целях удовлетворения государственных и муниципальных нужд, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Это соответствует письму ФАС России от 20.06.2016 N ИА/41732/16, согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения должны формировать аукционную документацию на закупку дезинфицирующих средств исходя из потребностей медицинских организаций, определенных медицинскими организациями самостоятельно, путем мониторинга рынка дезинфицирующих средств, ценовой политики и своих внутренних потребностей. Медицинские же учреждения в свою очередь не могут удовлетворять потребности всех производителей и поставщиков единовременно.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Характеристики являющихся объектом закупки товаров, указанных в Описании объекта закупки, были определены Заказчиком, в том числе, исходя из специфики использования такого товара, и имеют принципиальную значимость для заказчика с учетом его основной деятельности.
Потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, в компетенцию сторонних субъектов не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика.
Описание объекта закупки, отражающего действительную нужду государственного заказчика, не противоречат Закону о контрактной системе.
В рассматриваемом случае необходимость указания дополнительных характеристик обусловлено большим количеством санитарно-эпидемиологических требований, повышенными требованиями к дезинфекции в период распространения вируса covid-19, в частности:
СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней";
СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";
временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVTD-19). Версия 13.1 (17.11.2021)", утв. Минздравом России;
рекомендации по проведению профилактических мероприятий в целях предотвращения распространения СОУШ-19 при восстановлении профильной деятельности медицинских организаций, направленные Письмом Роспотребнадзора от 25.05.2020 N 02/10499-2020-32.
и многие др.
Критерии и показатели эффективности дезинфицирующих средств также устанавливаются различными нормами, например: ГОСТ Р 56990-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности;
и др.
Состав дезинфицирующего средства определяет основное его свойство дезинфицирующее действие.
Согласно СП 3.5.1378-03 выбор дезинфицирующего средства и способа его применения определяются особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечивать должное достижение дезинфекции. Федеральные клинические рекомендации дополняют СанПин раскрывая антимикробную активность при применении химических веществ. Обосновывая применение и выбор химических средств для дезинфекции, позволяя выбрать наиболее эффективные дезинфицирующие средства.
В силу пункта 93 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", требования к порядку проведения дезинфекции с целью профилактики отдельных инфекционных болезней устанавливаются в соответствии с требованиями Санитарных правил по профилактике соответствующего инфекционного заболевания.
Таким образом, потребности Заказчика в указанных характеристиках дезинфицирующих средств обусловлены необходимостью обеспечения безопасности здоровья граждан в медицинских организациях, правилами профилактики инфекционных заболеваний.
Требования в части указания качественных и функциональных технических характеристик закупаемого товара (состава действующих веществ), обусловлены тем, что они необходимы для обеспечения защиты, безопасности и антисептического состояния помещений и медицинского оборудования; дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Приобретаемые средства также должны быть эффективны в отношении микрофлоры в лечебном учреждении заказчика и безопасны для персонала и несовершеннолетних пациентов заказчика.
При организации медицинской деятельности в учреждении на заказчика возложена обязанность оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению при массовых вмешательствах с соблюдением правил асептики и антисептики, а также в виду со сложившейся эпидемиологической обстановкой, с целью профилактики и борьбы с новой коронавирусной инфекцией (СОУШ-19), являющейся острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), обязано проводить дезинфекцию в соответствии с Инструкцией Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. N 02/770-2020-32 по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, которая точно указывает конкретные группы действующих веществ, которые должны быть использованы в вирулицидной (вызывающей гибель вирусов) концентрации для дезинфекции, и необходимые концентрации каждого из них.
Например: Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: ....дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе.
Для исполнения требований Инструкции Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. N 02/770-2020-32 заказчик обязан указать в составе аукционной документации: конкретные группы действующих веществ, требования к количественному составу действующих веществ, относящихся к данным химическим группам, а также режимы применения, определяющие нормы расхода.
Включенные характеристики по содержанию активных действующих веществ гарантируют умерщвление микроорганизмов по эпидемиологическим показаниям.
Кроме того, заказчик, вводя требования к действующим веществам, учитывает необходимость ротации дезинфицирующих средств (которая предполагает замену ДВ).
Обоснованность позиции заказчика подтверждается сложившейся судебной практикой.
В этом отношении показательным является дело N А07-29170/2020, в рамках которого было оспорено решение антимонопольного органа УФАС по РБ, согласившегося с доводами заявителя жалобы о невозможности указания состава закупаемых дезинфицирующих средств.
_
Заказчик в связи с отсутствием характеристик и их значений в описании товара, установленных в каталоге товаров работ услуг (КТРУ) и необходимости полного объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 ФЗ N44-ФЗ Заказчик использует приведенное в документации описание объекта закупки.
Законодательство не предписывает заказчику необходимость подтверждения "безусловной потребности". Необходимость "безусловного подтверждения" потребности, оставит заказчика без необходимых для работы средств.
Указанные в аукционной документации технические характеристики дезинфицирующих средств максимально удовлетворяют потребностям Заказчика, а также действующим санитарно-эпидемиологическим правилам.
Возражения заявителя являются необоснованными.
3 |
Действующее вещество (состав): спирт,% полигексаметиленбигу анидин гидрохлорид,% |
не менее 70 не менее 0,1 |
Согласно п. 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе |
4 |
Действующее вещество (состав): спирт, % |
не менее 70 |
Согласно п. 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе |
В пунктах 3 и 4 заявитель указывает, что согласно п. 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе.
Однако, в техническом задании не указан вид спирта, а согласно 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21 норма процентного содержания спирта в составе дезинфицирующего средства зависит от его вида). Также не сказано о том, что в состав дезинфицирующего средства входит смесь спиртов.
Согласно информационному письму Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами", для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп, в том числе спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе).
Поэтому в техническом задании обоснованно указано процентное содержание спирта не менее 70%
4,1 |
Режим обработки: для обработки хирургов: двукратное нанесение время обработки |
|
Установленное требование Заказчиком не обосновано. Не подтверждена потребность в двухкратной обработке рук. |
В п. 3503 СанПиН 3.3686-21 говорится о том, что, следуя определенному алгоритму, кожным антисептиком обрабатывают кисти рук, запястья и предплечья. Кожный антисептик наносят отдельными порциями, равномерно распределяют и тщательно втирают в кожу. Количество антисептика, кратность обработки и ее продолжительность должны соответствовать инструкции по применению кожного антисептика.
В инструкциях по применению имеющихся на рынке изделий указано о необходимости его нанесения как минимум дважды. Таким образом, нельзя говорить о том, что требование в однократной обработке рук хирургов является более эффективным.
12 |
Действующее вещество (состав): третичный амин дидецилдиметила ммоний хлорид полигексаметилен гуанидин гидрохлорид |
не более 0,8 % не более 3,0 % не более 0,8 % |
Заказчик выделил конкретные действующие вещества (дидецилдиметиламмоний хлорид, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид), относящиеся по типу направленности к химическим группам "ЧАС", "гуанидины", имеющие одинаковую противомикробную активность. Не подтверждена в соответствии с правилами КТРУ безусловная потребность в точном ДВ |
15 |
Действующее вещество (состав): изопропиловый спирт, % дидецидиметилам моний хлорид, % |
Не менее 62% Не менее 0,15% |
Согласно п. 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, кожные антисептики на основе спирта этилового должны содержать не менее 70% спирта по массе, спирта изопропилового должны содержать не менее 60% спирта по массе и смеси спиртов должны содержать не менее 60% спиртов по массе |
Согласно Федеральным клиническим рекомендациям по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях (согласованы Профильной комиссией Минздрава России по эпидемиологии 20 ноября 2014 года, протокол N 4), наиболее распространенными в рецептурах дезинфицирующих средств являются следующие производные гуанидинов: хлоргексидины (мономерные производные гуанидина) и полимерные производные - полигексаметиленбигуанидин, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид и др. Исследования показали, что раствор Полигексаметиленгуанидина проявляет фунгицидное и бактерицидное свойство, активность в отношении и грамотрицательных, и грамположительных бактерий, это вещество имеет моющие, анти-коррозионные и флокулирующие свойства и эффективно против биоплёнок.
Заявитель указал на то, что заказчик выделил конкретные действующие вещества (дидецилдиметиламмоний хлорид и полигексаметиленгуанидин гидрохлорид), которые по типу воздействия относятся к таким химическим группам, как "ЧАСы" и "Гуанидины". Оба эквивалента зарегистрированы на сайте Роспотребнадзора именно с этими названиями действующих веществ (дидецилдиметиламмоний хлорид и полигексаметиленгуанидин гидрохлорид), соответственно, в свидетельстве о государственной регистрации прописаны данные действующие вещества.
К данному дезинфицирующему средству также указан эквивалент с аналогичными характеристиками, это говорит о том, что действия заказчика не ограничивают конкуренцию других участников в аукционе.
_
На рынке дезинфицирующих средств представлена продукция различных производителей, которая находится в свободном обращении, что исключает саму возможность ограничения конкуренции.
Свободное обращение продукции на рынке исключает наличие нарушения, так как заявитель жалобы на самом деле имел и имеет возможность приобрести продукцию для поставки у других хозяйствующих субъектов, изготовителей или распространителей, и поставить ее в рамках контракта.
Предметом закупки является именно поставка, а не изготовление продукции. Документация о закупке также не содержит требований о том, что участвовать могут только изготовители продукции.
Участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе, и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Заказчику поступали предложения о поставке продукции от нескольких независимых друг от друга компаний (которые готовы поставить продукцию с запрошенными характеристиками), и ни одному из них не создаются какие-либо приоритетные условия участия. Данное обстоятельство совершено очевидно исключает довод об ограничении конкуренции.
Участие и победа в торгах различных компаний, не зависит от заказчика, а определяется готовностью хозяйствующих субъектов поставить продукции по ценам не выше, указанных в извещении о закупке, с учетом здоровой конкурентной борьбы.
Торговое наименование, производитель и поставщик продукции не имеют для заказчика никого значения.
Полагаем, что при реальной заинтересованности принять участие в закупке у добросовестных участников никаких сложностей не возникнет. Так, например на участие в данном Электронном аукционе N 0375200051722000095 было подано 4 заявки Участников, которые в свою очередь соответствуют заявленным требованиям. По результатам проведения торгов произошло снижение в 32,64%".
Также Заказчиком была представлена следующая таблица эквивалентов:
|
Техническое задание |
1 эквивалент |
2 эквивалент |
Пункт 3 |
Действующее вещество (состав): спирт не менее 70%; полигексаметиленбигуанидин гидрохлорид не менее 0,1%; |
"Неосептик" ООО "НПФ "Геникс" Действующее вещество (состав): спирт изопропиловый - 70,0%, дидецилдиметиламмоний хлорид - 0,2%, полигексаметиленбигуанидин гидрохлорид - 0,1%; |
"Тап-Таса" ООО "Производитель моющих и дезинфицирующих средств" Действующее вещество (состав): пропан-2-ол (изопропиловый спирт) - 70,0%, полигексаметиленбигуанид гидрохлорид -0,1%; |
Пункт 4 |
Действующее вещество (состав): спирт не менее 70%;
|
"Неосептик" ООО "НПФ "Геникс" Действующее вещество (состав): спирт изопропиловый - 70,0%, дидецилдиметиламмоний хлорид - 0,2%, полигексаметиленбигуанидин гидрохлорид - 0,1%; |
"Тап-Таса" ООО "Производитель моющих и дезинфицирующих средств" Действующее вещество (состав): пропан-2-ол (изопропиловый спирт) - 70,0%, полигексаметиленбигуанид гидрохлорид -0,1%; |
Режим обработки: для обработки рук хирургов не более 5 мл; двукратное нанесение, время обработки не более 3 мин. |
Режим для обработки рук хирургов: перед применением средства кисти рук и предплечий предварительно тщательно моют теплой проточной водой и туалетным мылом в течение 2 минут, после чего их высушивают стерильной марлевой салфеткой. Затем на кисти рук наносят средство порциями (как минимум дважды по 5 мл), равномерно распределяя и втирая его в кожу кистей рук и предплечий, поддерживая увлажненной средством на протяжении всего периода обработки (общее времени обработки - 3 минуты). |
Режим для обработки рук хирургов: перед применением средства кисти рук и предплечий предварительно тщательно моют теплой проточной водой и туалетным мылом (предпочтительно жидким) в течение 2 минут, после чего их высушивают стерильной марлевой салфеткой. Затем на кисти рук средство наносят несколькими порциями (от 2 мл до 3 мл), обработку проводят поддерживания кожу рук во влажном состоянии, втирая каждую порцию в кожу обеих рук и предплечий до полного высыхания. Общее время обработки - 3 минуты. |
|
Пункт 5 |
Действующее вещество (состав): спирт не менее 70%; |
"Неосептик" ООО "НПФ "Геникс"
Действующее вещество (состав): спирт изопропиловый - 70,0%, дидецилдиметиламмоний хлорид - 0,2%, полигексаметиленбигуанидин гидрохлорид - 0,1%; |
"Тап-Таса" ООО "Производитель моющих и дезинфицирующих средств"
Действующее вещество (состав): пропан-2-ол (изопропиловый спирт) - 70,0%, полигексаметиленбигуанид гидрохлорид -0,1%; |
Пункт 12 |
Действующее вещество (состав): третичный амин - не более 0,8 %; дидецилдиметиламмоний хлорид - не более 3,0 %; полигексаметиленгуанидин гидрохлорид - не более 0,8 %; |
"Ника Экстра М Профи" ООО "НПФ "Геникс" В качестве действующих веществ содержит третичный амин-0,7%, дидецилдиметиламмоний хлорид-2,7%, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид 0,7%; |
"Индибак Софт" ООО "Индиго" В качестве действующих веществ содержит третичный амин-0,6%,дидецилдиметиламмоний хлорид 2,5%, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид 0,6%; |
Пункт 15 |
Действующее вещество (состав): изопропиловый спирт - не менее 62%; дидецидиметиламмоний хлорид - не менее 0,15%; |
"Ника Изосептик" ООО "НПФ "Геникс" В качестве действующих веществ средство содержит спирт изопропиловый 65% и дидецилдиметиламмоний хлорид (ЧАС) 0,2%; |
"Индисепт Изо" ООО "Индиго" Средство содержит спирт изопропиловый 65% и дидецилдиметиламмоний хлорид (ЧАС) 0,2%; |
Режимы обработки: для обработки рук хирургов: двукратное нанесение не более 2,5 мл, время экспозиции - не более 5 минут; |
Обработка рук хирургов: перед применением средства кисти рук и предплечья в течение двух минут моют теплой проточной водой и туалетным мылом (твердым или жидким), а затем высушивают стерильной марлевой салфеткой. Затем на кисти рук наносят 2,5 мл средства и втирают его в кожу рук (ладонные, тыльные поверхности, межпальцевые промежутки обеих рук, обращая особое внимание на кончики пальцев и околоногтевые ложа) и предплечий в течение 2,5 мин;после этого снова наносят 2,5 мл средства на кисти рук и втирают его в кожу кистей рук и предплечий в течение 2,5 мин, поддерживая руки во влажном состоянии в течение всего времени обработки. Общее время обработки составляет 5 мин. |
Обработка рук хирургов: перед применением средства руки тщательно моют теплой проточной водой и мылом в течение 2 минут, высушивают стерильной марлевой салфеткой. Затем на сухие руки наносят средство порциями двукратно по 2,5 мл (по 10 доз при нажатии распылителя) и втирают его в кожу рук, поддерживая их во влажном состоянии в течение 5 минут. |
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что указанным Заявителем товарам соответствуют дезинфицирующие средства нескольких производителей.
На основании изложенного и учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств подтверждающих обоснованность довода не представил, Комиссия Крымского УФАС считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.Д. Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 сентября 2022 г. N 082/06/106-972/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022