Дата изготовления решения: 29 августа 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - заместителя руководителя управления,
членов Комиссии: Притумановой Ю.К. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок, Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
ОБСУСО "Плесский дом-интернат" (далее - Заказчик, Заявитель) - Щадрова Вадима Игоревича (доверенность N77 от 22.08.2022), Сорокиной Галины Игоревны (доверенность N76 от 22.08.2022), Лебедева Александра Александровича (Приказ N57-Л.С. от 08.02.2008), Разживиной Ларисы Ювенальевны (доверенность N78 от 22.08.2022),
ООО "Проксима строй" (далее - Общество, Подрядчик) - Петрова Романа Васильевича (доверенность от 17.09.2021), Музыченко Павла Ивановича (доверенность от 01.12.2021),
на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области 17.08.2022 от ОБСУСО "Плесский дом-интернат" поступило обращение о включении сведений об ООО "Проксима строй" (ИНН: 7801333364; 199034, г. Санкт-Петербург, ул. 17-Я В.О. Линия, Д. 4-6, Литер В, оф. А-208-3), генеральном директоре Общества - Петрове Никите Валентиновиче (ИНН: 782611101800) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по строительству пристройки жилого корпуса на 100 мест ОБСУСО "Плесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (реестровый номер контракта 2371900245022000004), вследствие существенного нарушения условий контракта.
Рассмотрев представленные ОБСУСО "Плесский дом-интернат", ООО "Проксима строй" документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении обращения, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
25.11.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещено извещение 0133200001721003627 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству пристройки жилого корпуса на 100 мест ОБСУСО "Плесский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Победителем открытого конкурса в электронной форме признано ООО "Проксима строй".
По итогам проведения указанной закупки 21.01.2022 ОБСУСО "Плесский дом-интернат" и ООО "Проксима строй" заключен контракт N0133200001721003627 на выполнение работ по строительству пристройки жилого корпуса на 100 мест ОБСУСО "Плесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить работы по строительству пристройки жилого корпуса на 100 мест ОБСУСО "Плесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в объеме и содержании, определенных проектной документацией, иной технической документацией, предусмотренной Техническим заданием, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, которые являются обязательными неотъемлемыми частями Контракта.
В силу п. 3.2 Контракта работы, выполняемые Подрядчиком Заказчику, должны соответствовать работам, указанным в приложении N1 к Контракту. Работы выполняются в соответствии с проектной документацией "Строительство пристройки жилого корпуса на 100 мест ОБСУСО "Плесский дом-интернат для престарелых и инвалидов", получившей положительное заключение государственной экспертизы АГУ "Ивгосэкспертиза" N 37-1-1-2-065086-2021 от 08.11.2021.
На основании п. 3.3 Контракта Срок выполнения работ:
-начало строительства - 01.03.2022.
-окончание строительства - 31.05.2023.
Сроки выполнения работ в полном объеме по Контракту определяются Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту).
Согласно п. 5.3 Контракта Подрядчик обязан:
- принять на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта капитального строительства: Строительство пристройки жилого корпуса на 100 мест ОБСУСО "Пучежский дом-интернат для престарелых и инвалидов (далее - объект) в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N3 к Контракту и его неотъемлемой частью;
- обеспечить поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение. До начала выполнения работ Подрядчик должен представить Заказчику по договору строительного контроля сертификаты (декларации), заключения, свидетельства, и (или) иные документы на используемые материалы;
- обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией. Обеспечить: производство работ в полном соответствии со строительными нормами и правилами, а качество выполнения всех работ - в соответствии с действующими нормами ГОСТ, СНиП, ПУЭ и другими действующими нормами и правилами.
В соответствии с п. 5.1.22 Контракта Подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с проектной документацией и условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного Контрактом.
Согласно п. 5.1.23 Контракта Подрядчик несет ответственность перед Заказчиком за допущенные отступления от проектной документации и рабочей документации.
На основании п. 5.2.3 Контракта Заказчик обязан обеспечить проведение строительного контроля с привлечением организации, осуществляющей строительный контроль.
Приложением N3 "График выполнения строительно-монтажных работ" (далее - График выполнения работ) к Контракту предусмотрены следующие сроки выполнения работ:
Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Физический объем работ |
Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии) |
||
Дата начала выполнения работ |
Дата окончания выполнения работ |
|||||
2022 год | ||||||
1 |
Подготовительные и общестроительные работы, работы по основным объектам строительства |
В соответствии с проектной документацией |
01.03.2022 |
31.12.2022 |
- |
|
1.1 |
Подготовительные работы |
В соответствии с проектной документацией |
01.03.2022 |
31.05.2022 |
- |
|
1.2 |
Общестроительные работы |
В соответствии с проектной документацией |
01.03.2022 |
31.12.2022 |
- |
|
1.2.1 |
Земляные работы |
В соответствии с проектной документацией |
01.03.2022 |
31.05.2022 |
- |
|
1.2.2 |
Устройство фундаментов |
В соответствии с проектной документацией |
01.03.2022 |
30.06.2022 |
- |
|
1.2.3 |
Кирпичная кладка стен |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2022 |
31.07.2022 |
- |
|
1.2.4 |
Монтаж плит перекрытия, покрытия, перемычек |
В соответствии с проектной документацией |
01.03.2022 |
30.06.2022 |
- |
|
1.2.5 |
Устройство перегородок |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2022 |
31.07.2022 |
- |
|
1.2.6 |
Монтаж лестниц |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2022 |
31.07.2022 |
- |
|
1.2.7 |
Монтаж окон, витражей, наружных дверей |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2022 |
31.07.2022 |
- |
|
1.2.8 |
Устройство кровли |
В соответствии с проектной документацией |
01.05.2022 |
30.08.2022 |
- |
|
1.2.9 |
Монтаж лифтов |
В соответствии с проектной документацией |
01.08.2022 |
31.08.2022 |
- |
|
1.3 |
Устройство наружных сетей |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2022 |
31.07.2022 |
- |
|
1.4 |
Монтаж системы отопления |
В соответствии с проектной документацией |
01.07.2022 |
31.12.2022 |
- |
|
1.5 |
Электромонтажные работы внутренние |
В соответствии с проектной документацией |
01.08.2022 |
31.12.2022 |
- |
|
2023 год | ||||||
2 |
Работы по основным объектам строительства |
В соответствии с проектной документацией |
01.01.2023 |
31.05.2023 |
- |
|
2.1 |
Устройство фасадов |
В соответствии с проектной документацией |
01.01.2023 |
31.03.2023 |
- |
|
2.2 |
Монтаж системы вентиляции |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2023 |
31.05.2023 |
- |
|
2.3 |
Монтаж ГВС, ХВС, канализации |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2023 |
31.05.2023 |
- |
|
2.4 |
Электромонтажные работы внутренние |
В соответствии с проектной документацией |
01.03.2023 |
31.05.2023 |
- |
|
2.5 |
Пожарная сигнализация (слаботочные сети) |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2023 |
31.05.2023 |
- |
|
2.6 |
Внутренняя отделка (включая полы) |
В соответствии с проектной документацией |
01.01.2023 |
31.03.2023 |
- |
|
2.7 |
Пусконаладочные работы |
В соответствии с проектной документацией |
01.04.2023 |
31.05.2023 |
- |
|
2.8 |
Благоустройство территории |
В соответствии с проектной документацией |
01.03.2023 |
31.05.2023 |
|
|
2.9 |
Установка дизельного оборудования |
В соответствии с проектной документацией |
01.05.2023 |
31.05.2023 |
|
16.02.2022 Общество в письме N382 от 16.02.2022 указало Заказчику, что в проектной документации для возведения здания рекомендуется применять 2 башенных крана КБ-403. По мнению Общества, данное проектное решение нецелесообразно. В связи с чем, Общество предложило Заказчику использовать один автомобильный кран на все виды грузоподъемных работ (данное письмо было перенаправлено Заказчиком в адрес БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" и ООО "Генпроект").
БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" (организация, осуществляющая строительный контроль на объекте) в письме N56 от 18.02.2022 сообщило Заказчику, что применение других кранов с аналогичными характеристиками возможно. Подрядчику необходимо разработать и утвердить проект производства работ с учетом предлагаемых изменений. Кроме того, БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" запросило от Заказчика документы, необходимые для осуществления контроля на объекте.
18.02.2022 Заказчик направил Обществу письмо N61 от 18.02.2022 о необходимости установить видеонаблюдение на строительной площадке в срок до 01.03.2022.
22.02.2022 Заказчик направил Обществу генеральный план в формате dwg.
25.02.2022 в письме N29/02 от 25.02.2022 ООО "Генпроект" (далее - проектная организация) сообщило, что для соблюдения проектных сроков строительства необходимо использование не менее двух автомобильных кранов. Кроме того, проектная организация отметила, что выполнение работ с использованием грузоподъемных механизмов должно выполняться при наличии проекта производства работ.
В письме N77 от 28.02.2022 Заказчик для согласования замены двух башенных кранов на автомобильный кран запросил у Общества проект производства работ с учетом предлагаемых изменений.
28.02.2022 в письме N78 от 20.02.2022 Заявитель повторно сообщил Обществу о необходимости организовать онлайн-трансляцию строительной площадки в сети интернет.
02.03.2022 Заказчиком и Обществом были составлены следующие акты:
- акт приема-передачи проектной документации;
- акт приема-передачи общего и специального журналов работ;
-акт приема-передачи проектной документации.
11.03.2022 Заказчик направил в адрес Общества письмо N107 от 11.03.2022, в котором сообщил, что Подрядчик обязан приступить к работам 01.03.2022. В связи с чем, Заявитель предложил Обществу в кратчайшие сроки приступить к работам.
14.03.2022 Общество письмом N408 от 14.03.2022 направило в адрес Заказчика проекты производства работ для согласования. Кроме того, в письме N409 от 14.03.2022 Подрядчик просил Заказчика передать геодезическую разбивочную основу для выполнения работ по ограждению территории строительства. Вместе с тем, Общество просило передать строительную площадку.
22.03.2022 Заявителем и Подрядчиком был составлен акт приемки геодезической разбивочной основы для строительства.
25.03.2022 строительная площадка была передана Подрядчику на основании акта приема-передачи строительной площадки.
29.03.2022 ОБСУСО "Плесский дом-интернат" письмом N158 от 29.03.2022 направило Подрядчику сводные и локальные сметные расчеты в сметной программе.
04.04.2022 ООО "Проксима строй" направило Заказчику для согласования откорректированный проект производства работ. Кроме того, в письме N435 от 04.04.2022 Общество просило Заказчика, в целях ускорения производства работ, представить проектную документацию в формате dwg.
07.04.2022 Заказчик направил Подрядчику чертежи комплекта стройгенплана в формате dwg.
11.04.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо N51 от 11.04.2022, в котором указало, что в соответствии п. 5 Постановления Правительства N505 от 29.03.2022 "О приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и установлении размеров авансовых платежей при заключении государственных (муниципальных) контрактов в 2022 году" (далее Постановление Правительства N505 от 29.03.2022) высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять меры, обеспечивающие включение в ранее заключенные договоры (государственные (муниципальные) контракты) условий об авансовых платежах в размерах, аналогичных размерам, установленным в соответствии с п. 2 настоящего Постановления Правительства N505 от 29.03.2022 для получателей средств федерального бюджета. В связи с чем, учитывая ухудшение финансово-экономической ситуации, ООО "Проксима строй" просило Заказчика рассмотреть вопрос о заключении дополнительного соглашения к Контракту об увеличении размера аванса до 90% от размера цены этапа исполнения контракта.
11.04.2022 в письме N185 от 11.04.2022 Заказчик сообщил Обществу, что ОБСУСО "Плесский дом-интернат" не может согласовать увеличение размера авансового платежа, в связи с отсутствием решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
14.04.2022 Заказчик в письме N204 от 14.04.2022 просил Общество представить ссылку на видеонаблюдение за строительной площадкой.
Письмом N442 от 18.04.2022 Общество просило Заказчика представить точку подключения для технологического присоединения с выделенной мощностью 80 кВт.
19.04.2022 Заявитель направил Подрядчику технические условия на электроснабжение N207 от 19.04.2022.
В письме N210 от 19.04.2022 БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" сообщило Подрядчику и Заказчику о том, что в соответствии с календарным планом проектной документации подготовительный период закачивается 30.04.2022. Вместе с тем, по состоянию на 19.04.2022 выполнены следующие виды работ:
- срубка существующих деревьев, распил;
- устройство помещений (временные бытовки для строителей);
- устройство инвентарного ограждения;
- установка камер видеонаблюдения.
Не выполнены следующие работы:
- демонтаж стальных и бетонных опор;
- вынос из зоны строительства существующих коммуникаций;
- устройство временных и постоянных дорог;
- устройство площадки для мусорных контейнеров;
- устройство решеток на окнах.
В связи с чем, БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" рекомендовало Подрядчику ускорить темпы выполнения подготовительных работ.
ООО "Проксима строй" направило Заказчику запрос N382 от 26.04.2022 о согласовании с проектной организацией монтажа колодцев канализации и водопровода. Также Общество сообщило, что при раскопке существующей трубы канализации было обнаружено, что существующая канализационная труба выполнена из раструбных керамических труб. При оголении основания нижней части трубы может произойти авария. Основание под существующей трубой необходимо оставить нетронутым. Днище вновь монтируемого колодца необходимо выполнить из 2 частей. Кроме того, Общество просило перенести канализационный колодец N4 на пересечение прохода монтируемой трубы с существующей канализацией.
26.04.2022 Заказчик перенаправил письмо Общества N382 от 26.04.2022 в проектную организацию для согласования. Кроме того, в письме N237 от 26.04.2022 Заявитель сообщил Обществу, что для подключения временного электроснабжения Подрядчику необходимо разработать проектную документацию электроснабжения.
БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области" 27.04.2022 было выявлено, что Обществом не выполнены следующие работы подготовительного периода:
- демонтаж стальных и бетонных опор;
- вынос из зоны строительства существующих коммуникаций;
- устройство временных и постоянных дорог;
- устройство площадки для мусорных контейнеров;
- устройство решеток на окнах.
В письме N65/04 от 26.04.20222 ООО "Генпроект" согласовало предложение Общества о выполнении бетонного монолитного лотка внутри колодца. Вместе с тем, проектная организация отказала в монтаже плиты основания переливного колодца N1 на канализации из двух отдельных частей. Кроме того, ООО "Генпроект" сообщило, что исключение канализационного колодца N4 с установкой колодца в точке пересечения существующей сети канализации осуществимо, при условии организации выполнения работ в ночное время суток с выполнением перекачки стоков. 27.04.2022 Заказчик направил данное письмо Обществу.
27.04.2022 письмом N239 от 07.04.2022 Заказник согласовал 80 кВт по проекту временного энергоснабжения строительной площадки на период строительства, а также разрешил Подрядчику приступить к монтажу оборудования и питающих линий.
16.05.2022 Общество сообщило Заказчику о выявленных, при выполнении работ по переносу инженерных сетей наружной канализации, недочетах в проектной документации, а именно:
- при прокладке канализационной трубы диаметром 160 мм от колодца N3 до колодца N4 по проектным отметкам, установлено, что она попадает в существующую стальную трубу диаметром 300 мм, когда по документации должна быть труба диаметром 150 мм;
- при монтаже водопроводных колодцев N2, где должна быть переврезка водопроводной трубы в существующую стальную трубу диаметром 100 мм В действительности в колодце N2 проходит труба 50 мм;
- при монтаже водопроводного колодца ПГ1 выяснилось, что существующая труба водопровода не стальная диаметром 100 мм, а чугунная из раструбных труб и проходит выше проектной отметки. В связи с чем, глубина колодца уменьшилась. Таким образом, установка пожарного гидранта в этот колодец невозможна.
В связи с чем, Общество просило согласовать внесение изменений в проектную документацию. Кроме того, Общество просило уточнить количество песка на подсыпку под фундаментные плиты для их монтажа.
17.05.2022 Заказчик направил Обществу письмо проектной организации по уточнению подготовки песчаного грунта.
В письме N489 от 24.05.2022 Общество сообщило Заявителю, что по состоянию на 24.05.2022 на объекте выполнены следующие работы: огорожена строительная площадка, смонтировано видеонаблюдение, выполнены меры пожарной безопасности, установлены инженерные колодцы. Производятся работы по подготовке трубопроводов систем наружного водопровода, канализации, устройству котлована и выносу электрической сети. Вместе с тем, Подрядчик отметил, что в процессе осуществления работ Общество постоянно сталкивается с недочетами в проектной документации, что затягивает сроки исполнения обязательств по Контракту.
25.05.2022 Заказчик направил Обществу письмо ООО "Генпроект" с разъяснениями о порядке осуществления монтажных работ по устройству фундаментов.
30.05.2022 Заказчик направил Обществу замечания, выявленные БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области".
01.06.2022 Общество запросило у Заказчика сведения для прокладки кабельных линий под дорожным основанием.
В письме N501 от 06.06.2022 Общество просило Заказчика организовать совещание с участием всех сторон, участвующих в организации строительства на объекте. Цель совещания - исключение разногласий по организации строительства. Кроме того, в письме N502 от 06.06.2022 Общество сообщило, что Подрядчику не поступали сведения по ранее направленному запросу, а именно: сведения о длинах футляров и привязке на местности.
09.06.2022 Заказчик направил Подрядчику письмо ООО "Генпроект" по уточнению футляров и гофрированной трубы для прокладки кабелей.
28.06.2022 Заказчик в письме N361 от 28.06.2022 предложил Подрядчику расторгнуть Контракт по соглашению сторон, при условии письменного подтверждения Обществом возврата аванса с указанием суммы и срока возврата.
Общество в письме N522 от 29.06.2022 согласилось на расторжение контракта по соглашению сторон. Вместе с тем, Подрядчик предложил Заказчику провести процедуру сдачи-приемки фактически выполненных работ для установления суммы неотработанного аванса, подлежащего возврату ОБСУСО "Плесский дом-интернат".
В письме N307 от 30.06.2022 Заказчик сообщил, что на основании письма БГУ "Агентство капитального строительства" Обществом не могут быть сданы выполненные по Контракту работы. Кроме того, Заказчик повторно запросил у Общества письменную гарантию о возврате аванса в полном объеме.
05.07.2022 Заказчик сообщил Обществу о необходимости направить представителей для осуществления приемки выполненных работ.
06.07.2022 Заказчик просил Общество до решения вопроса о подписании документов приемки выполненных работ письменно сообщить о ходе выполнения работ и проценте строительной готовности.
08.07.2022 Заказчиком и Подрядчиком был составлен протокол N1 о приемке работ, выполненных по Контракту. В ходе приемки работ было установлено, что не выполнены следующие работы, предусмотренные проектной документацией:
- устройство временного электроснабжения и освещения;
- вынос из зоны строительства существующих коммуникаций;
- устройство временных и постоянных дорог;
- устройство площадки для временных контейнеров.
Подрядчику рекомендовано устранить данные замечания в срок до 15.07.2022.
22.07.2022 Заказчик в письме N408 от 22.07.2022 просил у Общества откорректировать представленные акты выполненных работ, в соответствии с замечаниями БГУ "Агентство капитального строительства Ивановской области". Кроме того, Заказчик запросил представить полный комплект исполнительной документации для данных актов.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 11.8 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
На основании п. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с невыполнением ООО "Проксима строй" обусловленных Контрактом обязательств, 03.08.2022 ОБСУСО "Плесский дом-интернат" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ОБСУСО "Плесский дом-интернат" своевременно выполнены указанные требования Закона о контрактной системе. 03.08.2022 Заказчик сформировал и разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на официальном сайте. 03.08.2022 данное решение поступило Подрядчику.
На основании ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая изложенное, правовые последствия в виде расторжения контракта наступили в рассматриваемом случае с 16.08.2022.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании указанной нормы, 17.08.2022 Заказчик направил в Ивановское УФАС России документы, предусмотренные Законом о контрактной системе.
Согласно пояснениям представителей Подрядчика, нарушение сроков для выполнения работ было вызвано, в том числе следующими обстоятельствами:
- фактическая передача строительной площадки была осуществлена только 25.03.2022;
- для надлежащего выполнения работ по Контракту Общество многократно обращалось к Заказчику для внесения необходимых изменений в проектную документацию. Выдача решений по расхождению проектной и сметной документации увеличила срок поставки необходимых материалов на объект, что также привело к задержке выполнения работ по Контракту.
Изучив обстоятельства, на основании которых Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
Из смысла ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления государственной или муниципальной закупки обязательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
По смыслу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
С учетом изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, не может ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения тех или иных требований без выяснения всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт направленности действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к нарушению прав Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
После заключения Контракта Общество не уклонялось от его исполнения, принимало меры, направленные на надлежащее исполнение Контракта. Кроме того, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что Подрядчиком совершались действия для надлежащего исполнения своих обязательств по Контракту. Оценив деятельность Подрядчика при исполнении Контракта, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о том, что нарушение сроков для выполнения работ, предусмотренных Графиком выполнения работ, было связано, в том числе с объективными обстоятельствами, выраженными в наличии недочетов, содержащихся в проектной документации. Данные обстоятельства требовали дополнительных согласований проектной организации, с инициативой получения которых выступал непосредственно Подрядчик, что свидетельствует о направленности воли Подрядчика на исполнение Контракта.
В материалах дела отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие недобросовестное поведение Общества или его намеренное уклонение от исполнения заключенного Контракта.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что Подрядчиком предпринимались действия к исполнению Контракта, что свидетельствует о его добросовестном поведении. Следовательно, включение сведений об ООО "Проксима строй" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно, так как не отвечает принципам и целям применения рассматриваемой санкции.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные ОБСУСО "Плесский дом-интернат" в отношении ООО "Проксима строй" (ИНН: 7801333364; 199034, г. Санкт-Петербург, ул. 17-Я В.О. Линия, Д. 4-6, Литер В, оф. А-208-3), генерального директора - Петрова Никиты Валентиновича (ИНН: 782611101800) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по строительству пристройки жилого корпуса на 100 мест ОБСУСО "Плесский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (реестровый номер контракта 2371900245022000004), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные законом.
Председатель Комиссии: ___________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ___________________ Ю.К. Притуманова
___________________ Г.П. Долакидзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 24 августа 2022 г. N РНП-N37-068
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022