Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ФГБУ "НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России: А.А. Конакова (дов.N044 от 20.04.2021), И.В. Ефремова (б/н от 25.08.2022),
в отсутствие представителей ИП Кремешкова А.А., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России N ЕИ/43827/22 от 22.08.2022,
рассмотрев жалобы ИП Кремешкова А.А. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытых конкурсов в электронной форме на право
заключения государственных контрактов на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства в рамках осуществления капитальных вложений в реконструкцию и приспособление для современного использования корпусов, а также выполнение работ по капитальному ремонту "Операционного блока" (Закупки N 0373100031922000370, 0373100031922000387) (далее - конкурсы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных конкурсов.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/43827/22 от 22.08.2022, Комиссия Управления установила следующее.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В жалобе Заявитель указывает, что в составе конкурсной документаций указано, что порядок оценки установлен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила), при этом данное постановление утратило силу с 01.01.2022 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
Комиссией Управления установлено, что извещения о проведении открытых конкурсов в электронной форме N0373100031922000387, 0373100031922000370 опубликованы 05.08.2022
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с конкурсной документацией для оценки заявок заказчиком применяется балльная система оценки заявок с учетом предельных величин каждого критерия оценки заявок, определяемых Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 г., Порядком оценки заявок, установленным Правилами и Частью I.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указание на применение положений Правил установлено ввиду технической ошибки, при этом фактически порядок оценки описан в соответствии с требованиями Постановления N2604.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, в составе жалоб заявитель указывает на установление неправомерного порядка оценки по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Абз.1 п.1 Постановления Постановление N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пп. "а" п.28 Положения для оценки заявок по показателям оценки,в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Комиссией Управления определено, что согласно извещению о проведении закупочной процедуры Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Оценка производится на основе документов и сведений, предоставленных участником закупки в составе второй части заявки на участие в конкурсе, а именно: электронных образов или электронных документов с полностью читаемым текстом : исполненных контрактов (договоров), включающих все листы, в том числе все приложения и изменения (дополнения/ дополнительные соглашения) к ним, актов о приемке выполненных работ по контракту (договору), актов ввода объекта в эксплуатацию (по форме КС-14), заключения о соответствии (ЗОС) либо иных документов, подтверждающих факт сдачи и приемки выполненных работ по контракту (договору), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", разрешения (-й) на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), реестра исполненных контрактов (договоров).
Реестр исполненных контрактов (договоров) в обязательном порядке должен содержать следующую информацию: сведения о количестве исполненных контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным в настоящем пункте документации; сведения о номере, дате заключения, предмете контрактов (договоров); сведения о ценах контрактов (договоров) в российских рублях; сведения о датах начала и окончания выполнения работ по контрактам (договорам); сведения о фактической сумме исполнения контрактов (договоров) в российских рублях; сведения об общей стоимости исполненных контрактов (договоров) в российских рублях;. Реестр исполненных контрактов (договоров) может быть оформлен в виде Таблицы 1 "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)", содержащей все сведения в соответствии с настоящим абзацем конкурсной документации.
В случае, если в предоставленных документах об исполненном контракте (договоре), будет выявлена разница между ценой контракта (договора) и фактической суммой исполнения контракта (договора), комиссией Заказчика при оценке заявок к учету будет приниматься фактическая сумма исполнения контракта (договора).
В случае предоставления неполного комплекта документов об исполненном контракте (договоре), и/или несоответсвия предоставленных документов по исполненному контракту (договору), требованиям, указанным в подпунктах а) - д) настояшего пункта конкурсной документации, и/или не предоставления реестра исполненных контрактов (договоров), и/или отсутствия каких-либо сведений в реестре исполненных контрактов (договоров), предусмотренных настоящим пунктом конкурсной документации, и/или отсутствия сведений в реестре исполненных контрактов (договоров) о каком-либо контракте (договоре), представленном в составе заявки, комиссия при оценке не будет учитывать такой контракт (договор)".
Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен вышеуказанный показатель, поскольку требование о предоставлении участником в составе заявки "реестр исполненных контрактов (договоров)" не соответствуют требованиям пп. "в" п. 28 Положения.
В соответствии с пп. "в" п.28 Положений в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положений документом, предусмотренным приложением N1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что условие о предоставление реестра исполненных контрактов и реестра исполненных договоров позволяет Заказчику проверить достоверность представленных сведений в качестве подтверждения опыта выполнения работ.
Таким образом, устанавливая такие требования, Заказчик обеспечивает возможность конкурсной комиссии выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно оценить предложения участников.
При этом представитель Заказчика пояснил, что спорное требование является рекомендуемым и не является обязательным.
Вместе с тем Комиссия Управления установлено, что из установленного порядка оценки прямо следует, что реестр исполненных контрактов и реестр исполненных договоров являются сведениями подтверждающие опыт участников закупки и в случае если предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствует указанным требованиям, то такие сведения к оценке не принимаются.
Комиссия Управления отмечает, что Положением и Законом о контрактной системе не предусмотрено требование о предоставлении в составе заявки опыта выполнения работ в виде реестра исполненных контрактов, кроме того непредоставление такого реестра не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта выполнения работ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе,что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Управления обращает внимание, что в соответствии с протоколами подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.08.2022 NИЭОК1 на участие в конкурса подана 1 заявка, что свидетельствует о неприменении установленного порядка оценки.
3. Также в составе жалобы Заявитель указывает на неправомерные положения порядка оценки по показателям "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" и "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения по оспариваемым показателям: "Контракт (договор) должен быть исполнен в период с 01.01.2017 до даты окончания подачи заявки на участие в настоящей закупке".
В составе жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с Положениями закупочной комиссией Заказчика должны оцениваться контракты (договора) исполненные участником закупки за последние 5 лет, при этом иные сроки не предусмотрены.
Согласно пп. "г" п.28 Положений в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положений последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положений, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что положения порядка оценки свидетельствуют о том обстоятельстве, что контракт (договор) должен быть исполнен в период с 01.01.2017 до даты окончания подачи заявки, что фактически устанавливают срок в рамках, предусмотренных Положением, а именно более 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в ходе заседания Комиссии Управления, а так же в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм действующего законодательства, а именно, Заявителем не представлено документов и сведений однозначно свидетельствующих о том, что установленный порядок оценки является неправомерным, не позволяет участникам закупки приложить в качестве подтверждения опыта договора, исполненные договора в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" или каким-либо иным образом нарушает требования Закона о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ИП Кремешкова А.А. на действия ФГБУ "НМИЦ хирургии им. А.В. Вишневского" Минздрава России обоснованными в части установления ненадлежащих и неправомерных положений порядка оценки заявок.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 августа 2022 г. N 077/06/106-12773/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022