Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
по средством использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
в присутствии представителей:
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 08.04.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0345100008822000004 на оказание услуг по техническому обслуживанию систем автоматического газового пожаротушения (далее - запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта: 489 336,00 рублей.
По результатам запроса котировок между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 03451000088220000040001 от 22.04.2020 (далее - Контракт).
Цена Контракта по результатам аукциона составила: 339 000,00 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.08.2022, Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.7 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Техническим заданием (неотъемлемая часть Контракта), выявила, что согласно п. 1.1. Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по техническому обслуживанию систем автоматического газового пожаротушения служебно-производственного здания Выборгской таможни (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
На основании п. 2.1 Контракта услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к настоящему Контракту) являющегося неотъемлемой частью Контракта.
Согласно Контракту:
- 4.1. услуги оказываются ежемесячно, в сроки, указанные в Контракте.
Начало оказания услуг - с момента заключения Контракта.
Окончание оказания услуг - 31 декабря 2023 г.
- 4.2. Датой исполнения Исполнителем обязательств по Контракту, подлежащих выполнению в течение месяца, считается дата подписания Сторонами документа о приемке оказанных услуг.
- 4.3. Место оказания услуг: Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, проезд Таможенный, д. 6.
На основании п. 5.1. Контракта Исполнитель обязан в письменной форме уведомить Заказчика о готовности оказываемых услуг к сдаче в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Уведомление Исполнителя о готовности оказываемых услуг к сдаче должно быть подписано руководителем Исполнителя (иным уполномоченным лицом).
В виду п. 11.1. Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31 января 2024 года. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя.
Контракт включает в себя:
- Техническое задание (приложение N 1);
- Спецификация (приложение N 2).
Согласно п. 1. Технического задания цель оказания услуг: поддержание автоматических систем газового пожаротушения (далее - АСГПТ) в исправном и работоспособном состоянии в процессе эксплуатации, а также обеспечение их срабатывания при возникновении пожара в соответствии с действующими нормативными документами, путем периодического (ежемесячного) проведения работ по их профилактике и контролю технического состояния.
Таким образом, Комиссия усматривает, что из подписанного Контракта, Технического задания, а также его приложений, стороны изначально знали о всех сроках и объемах услуг.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующее.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято 10.08.2022 в связи с тем, что Участник с мая 2022 перестал оказывать услуги.
Из материалов дела следует, что Участник действительно прибыл на объект и осуществлял необходимые услуги Заказчику.
Вместе с тем, услуги фактически были оказаны Участником только в апреле 2022 года (документ о приемке в электронной форме АЛУТ-973 от 25.05.2022).
При этом Исполнителем не в полном объеме представлены документы на бумажном носителе в соответствии с пунктом 8 Приложения N 1 (Техническое задание) к Контракту.
27.05.2022 на адрес электронной почты Исполнителя, указанный в Контракте, направлен запрос о представлении Заказчику данных документов, оформленных в установленном порядке.
19.07.2022 Исполнителю была направлена претензия (исх. N 40-41/15817) об уплате штрафа в связи с неисполнением обязательств, предусмотренных Контрактом, в мае и июне 2022 г. Штраф Исполнителем не оплачен. Меры по исполнению Контракта Исполнителем не предпринимались.
04.08.2022 Исполнителю выставлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств по Контракту за период с мая по июль 2022 г. и уплате штрафа в размере 10 % цены Контракта согласно пункту 8.4 Контракта, на сумму 33 900,0 руб. (Тридцать три тысячи девятьсот рублей 00 коп.).
Из материалов дела следует, что обязательства по Контракту исполнены на 15518,00 рублей из 339000,00 рублей.
Поскольку Участник перестал появлялся на объекте, на письма Заказчика перестал реагировать, не предоставил результат услуг, то 10.08.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" указанного пункта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 10.08.2022, а также разместил решение в Единой Информационной системе.
Участник, уведомленный по электронной почте, а также уведомлением в ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание Комиссии в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу (попытки отправить телефонограмму сотрудником Ленинградского УФАС не увенчались успехом).
Таким образом, в материалы дела Участник не представил доказательств о невозможности оказания услуг ежемесячно.
Из обращения и пояснений представителей Заказчика следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу и указывал письмами на необходимость исполнить обязательства, поскольку нуждался в услугах.
Представитель Заказчика дополнительно сообщил, что бездействие Исполнителя ставит под угрозу бесперебойную работу Заказчика. При отсутствии регулярного технического обслуживания АСГПТ серверных помещений в результате пожара возможно значительное причинение ущерба и выход из строя серверного оборудования Заказчика. Приостановка деятельности таможенного органа может причинить материальный ущерб неограниченному кругу лиц.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению действиях (бездействии) Участника, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Исходя из чего, Комиссия в совокупности оценивает материалы, документы, письма с точки зрения исключительно добросовестности/недобросовестности со стороны Участника при исполнении Контракта.
2) Подписав Контракт, Общество согласилось со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями Контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об аукционе).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Участник в материалы дела не представил документальных подтверждений о каких-либо сложностях, приостановку оказания услуг не осуществлял.
Более того, Заказчик неоднократно предоставлял дополнительный срок, а после принятия одностороннего отказа, Участником никаких мер для устранения недостатков, послуживших основанием для одностороннего отказа Заказчиком от исполнения настоящего Контракта, не принималось.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Анализ всех вышеуказанных действий Участника, в рамках принятых на себя Контрактом обязательств, не позволяет Комиссии сделать вывод о какой-либо заботливости и осмотрительности с его стороны.
Факт того, что в настоящее время работы частично исполнены, не является основанием для неприменения меры ответственности в виде включения сведений об Исполнителе в РНП, поскольку согласно ТЗ, Заказчик нуждается в ежемесячном обслуживании, которое было осуществлено лишь в апреле 2022 года.
Комиссия в каждом деле исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% обязательств, привезенная часть товара и выполнение работ не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности в исполнении всех условий Контракта, а не в исполнении Участником Контракта в какой-либо части.
Анализ претензий Заказчика имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны способствовал и предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта в соответствии с условиями Контракта.
Комиссия также подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, что не способствовало учету интересов контрагента, в данном случае Заказчика.
Участник также не реагировал на все претензии Заказчика, поскольку ни Комиссии, ни Заказчику не предоставлено документальных доказательств, которые свидетельствуют о том, что Участник действительно сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению Контракта, то следует признать подобные действия в полной мере недобросовестными.
3) При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги ежемесячно в полном объеме не были сданы Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в оказании услуг по техническому обслуживанию систем автоматического газового пожаротушения, нанесен ущерб, в виде угрозы отсутствии регулярного технического обслуживания АСГПТ серверных помещений таможенного органа.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "КПК Альянс Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 августа 2022 г. N 047/06/104-2492/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022