Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (по средствам использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 01.07.2022 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте Единой информационной системы по адресу www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения контракта на текущий ремонт помещений. Работы по замене радиаторов отопления и подводящих труб (далее - запрос котировок).
По результатам электронного аукциона между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0345200012022000004 от 14.07.2022 (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения в Ленинградское УФАС следует, что 08.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.3. Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из существа обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта принято в связи с тем, что Участник к выполнению работ не приступил.
Ввиду установленных, по мнению Заказчика, фактов неисполнения обязательств по Контракту, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии Ленинградского УФАС указал, что с одной стороны односторонний отказ принят правомерно, однако Заказчик отметил, что не настаивает на включении данного Участника в РНП, поскольку вышеуказанная мера несоразмерна осуществленным Обществом действиям.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом, установила, что соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по текущему ремонт помещений (работы по замене радиаторов отопления и подводящих труб) в ГБДОУ ЛО "ВДСКВ" (далее по тексту - объект), в соответствии с условиями настоящего контракта, с обеспечением надлежащего качества работ, а Заказчик обязуется принять и оплатить вышеназванные работы, согласно условиям, изложенным в настоящем контракте.
При этом согласно п. 1.2 Контракта календарные сроки выполнения работ: с момента заключения контракта и до 25.08.2022 г. Место выполнения работ: Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Парковая, д. 34 (п. 1.3. Контракта).
В соответствии с пунктом 2.1.2 Контракта Подрядчик обязан выполнить работы (замеры, демонтаж, устранение дефектов, монтаж и иные сопутствующие работы)
в установленные Контрактом сроки с применением своих материалов, в соответствии действующим законодательством Российской Федерации, ведомостью объемов работ (Приложение N1), требованиям к применяемым материалам (Приложение N2), которые являются неотъемлемой частью Контракта.
Кроме того, в соответствии с Контрактом Подрядчик обязан:
- пункт 2.1.7 Контракта: разработать смету на выполнение работ по Контракту согласно действующему законодательству РФ и передать ее на согласование Заказчику
в течение 2 (двух) рабочих дней со дня заключения контракта, то есть, до 18.07.2022 г. включительно;
- пункт 2.1.12 Контракта: в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения разрешения на производство работ принять от Заказчика объект, то есть, до 19.07.2022 г. включительно;
- пункт 2.1.3 Контракта: в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения контракта предоставить Заказчику в письменной форме список лиц, представляющих Подрядчика, с предоставлением копий документов, подтверждающих их полномочия, то есть, до 21.07.2022 г. включительно.
Согласно пункту 12.3. Контракт вступает в действие со дня заключения контракта и действует по 30 сентября 2022 года, а в части оплаты до полного выполнения обязательств по настоящему контракту.
Проанализировав документы, представленные Заказчиком (все приобщены к материалам дела), Комиссия УФАС Ленинградской области выявила следующие обстоятельства.
Из хронологии событий усматривается следующее.
14.07.2022 стороны подписали Контракт.
20.07.2022 Подрядчиком в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N18) с указанием о том, что количество материалов (трубопроводов) отличается от объемов работ по прокладке и монтажу трубопроводов, указанных в разделах Ведомость объемов работ и Общий примерный перечень материалов, в связи с чем Участником сообщено о приостановке работ Подрядчиком до устранения Заказчиком имеющихся доводов и замечаний.
Комиссия внимательно изучила письмо Участника о приостановке и выявила, что оно сводилось к следующему.
В составе документации о закупке, размещенной на электронной площадке, были прикреплены следующие документы:
- Приложение N 3 Обоснование НМЦК;
- Приложение N 2 Проект контракта радиаторы;
- Приложение N 1 Описание объекта закупки;
- Приложение N4 Требования к составу заявки с инструкцией по заполнению.
Ведомостью объема работ, приложенной в составе документации о закупочной процедуре, предусмотрены следующие сведения о количественных показателях по пунктам 16-18:
Таким образом, по вышеуказанной Ведомости объемов работ, требовалась прокладка трубопровода в количестве 17,2 м., 32,4 м., 16,4 м.
Однако, как выявило Общество в последующем в Ведомости объемов работ (Приложение N1 к Государственному контракту), размещенной вместе с проектом контракта, содержалась информация, отличающаяся от той, которая была размещена в составе Документации о закупке (по пунктам N16-18):
По сравнению с первоначальной Ведомостью объемов работ, уже требовалась прокладка трубопровода в количестве 172 м., 324 м., 164 м.
22.07.2022 г. Заказчиком направлен ответ (исх. N 49/07), в котором даны разъяснения, в том числе об объеме работ (по прокладке и монтажу трубопроводов) с указанием, что необходимо руководствоваться объемами, которые определены приложениями N 1 и N 2 к Контракту, а также Заказчик обратил внимание Подрядчика на то, что сам по себе факт уведомления Заказчика о приостановлении работ не является основанием для невыполнения обязательств по Контракту.
25.07.2022 г. Подрядчик вновь обратился к Заказчику с письмом (Исх. N19) с указанием об имеющемся несоответствии в следующей части.
Поставка труб осуществляется в следующем объеме:
- труба полипропиленовая PN 20 - 172 м.пг.;
- труба полипропиленовая PN 25 - 324 м.пг.;
- труба полипропиленовая PN 32 - 164 м.пг.;
Однако, прокладка труб предусмотрена в следующем объеме:
- полипропиленовые трубы 20 мм - 17,2 м.;
- полипропиленовые трубы 25 мм - 32,4 м.;
- полипропиленовые трубы 30 мм - 16,4 м.
В рамках внутреннего контроля за исполнением Контракта Заказчиком ежедневно составлялись акты о фактическом неисполнении Подрядчиком обязательств по Контракту: N 0345200012022000004/1 от 15.07.2022 г., N 0345200012022000004/2 от 18.07.2022 г., N 0345200012022000004/3 от 19.07.2022 г., N 0345200012022000004/4 от 20.07.2022 г., N 0345200012022000004/5 от 21.07.2022 г., N 0345200012022000004/6 от 22.07.2022 г., N 0345200012022000004/7 от 25.07.2022 г., N 0345200012022000004/8 от 26.07.2022 г., N 0345200012022000004/9 от 27.07.2022 г., N 0345200012022000004/10 от 28.07.2022 г., N 0345200012022000004/11 от 29.07.2022 г., N 0345200012022000004/12 от 01.08.2022 г., N 0345200012022000004/13 от 02.08.2022 г., N 0345200012022000004/14 от 03.08.2022 г., N 0345200012022000004/15 от 04.08.2022 г., N 0345200012022000004/16 от 05.08.2022 г., N 0345200012022000004/17 от 08.08.2022 г., N 0345200012022000004/18 от 09.08.2022 г., N 0345200012022000004/19 от 10.08.2022 г., N 0345200012022000004/20 от 11.08.2022 г., N 0345200012022000004/21 от 12.08.2022 г., N 0345200012022000004/22 от 15.08.2022 г., N 0345200012022000004/23 от 16.08.2022 г., N 0345200012022000004/24 от 17.08.2022 г.
08.08.2022 Заказчик направил Участнику Претензию исх. 51/08, а также принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
12.08.2022 Обществом направлены в адрес Заказчика возражения на решение о расторжении контракта в одностороннем порядке (исх. N 26).
В целях дальнейшего взаимодействия сторон в рамках исполнения настоящего Контракта, Обществом было предложено Заказчику:
1) отменить решение от 08.08.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта N0345200012022000004 на выполнение текущего ремонта помещений, работ по замене радиаторов отопления и подводящих труб;
2) увеличить цену Контракта на 10% (с учетом возникновения дополнительных работ, не предусмотренных изначальной Ведомостью объемов работ, прикрепленной в составе документации о закупке), посредством заключения дополнительного соглашения.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" указанного пункта.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято - 08.08.2022.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на официальном сайте и направлено Почтой России, а также по адресу электронной почты, указанной в Контракте.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту работы должны выполняться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием.
Комиссия Ленинградского УФАС не может в рассматриваемом деле руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта, на которые обращает внимание, в том числе сам Заказчик.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе анализа материалов дела находят свое подтверждение факты того, что Участник стремился исполнить обязательства.
Так, Обществом было установлено и материалами дела подтверждается, что имеется расхождение объемов прокладки труб в ведомости, которая была в составе извещения, по отношению к ведомости, попавшей в Контракт, при этом их 10-тикратное увеличение не могло быть учтено Участником, даже при надлежащей степени заботливости и осмотрительности на стадии изучения извещения, а в дальнейшем Участник приостановил выполнение работ по 716 ГК, о чем сообщил письменно Заказчику.
Комиссия отмечает, что в настоящем деле фактически произошла неразрешимая ситуация, поскольку Заказчик, со своей стороны, не мог увеличить цену Контракта в связи с лимитами финансирования, с другой стороны, признает наличие разночтений, которые Участник не мог предвидеть об увеличении объемов на стадии подготовки к закупки.
Дополнительно Комиссия принимает доводы Участник о том, что протокол разногласий не предусмотрен при закупке в форме запроса котировок, в связи с чем Общество боялось быть признанным уклонившимся, в связи с чем и подписало Контракт с такими объемами.
В связи с чем, Комиссия принимает позицию как представителя Заказчика, так и Участника о том, что мера в виде включения в РНП несоразмерна и руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия, на основе анализа фактической стороны дела, не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях), которые были направлены на уклонение от возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ВЕЛЕС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 30 августа 2022 г. N 047/06/104-2502/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022