Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Остапенко О.О. - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - Управления по ЖКХ, строительству, транспортному обслуживанию, дорожной деятельности администрации Михайловского района Алтайского края - Краснобрыжева Владислава Николаевича, Лоор Карины Викторовны;
от ООО "МИКА СТРОЙ" - Мхоян Тиграна Спартаковича (директор общества), Степановой Маргариты Викторовны,
рассмотрев обращение заказчика - Управления по ЖКХ, строительству, транспортному обслуживанию, дорожной деятельности администрации Михайловского района Алтайского края о включении сведений об ООО "МИКА СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 12 от 21.12.2021 г. на выполнение работ по благоустройству пешеходной зоны по пр. Октябрьский, ул. Садовая в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края II этап заключенного по результатам закупки N 0817200000321016892 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Управления по ЖКХ, строительству, транспортному обслуживанию, дорожной деятельности администрации Михайловского района Алтайского края о включении сведений об ООО "МИКА СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 12 от 21.12.2021 г. на выполнение работ по благоустройству пешеходной зоны по пр. Октябрьский, ул. Садовая в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края II этап заключенного по результатам закупки N 0817200000321016892.
Согласно обращению заказчика 21.12.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000321016892 заказчиком был заключен контракт с ООО "МИКА СТРОЙ" (далее - общество, подрядчик, исполнитель) на выполнение работ по благоустройству пешеходной зоны по пр. Октябрьский, ул. Садовая в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края II этап. Согласно п. 1.1. контракта подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно выполнить на условиях Контракта работу по благоустройству пешеходной зоны по пр. Октябрьский, ул. Садовая в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края II этап (далее - "Объект") (далее - "работа") в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N1 к Контракту) и сметной документацией (приложение N2 к Контракту) в сроки, указанные в Контракте и сдать результат работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В соответствии с п. 5.2. п. 5.3. 5.2. подрядчик приступает к выполнению работ не позднее 01 мая 2022 года. Работа должна быть закончена в срок не позднее 01 августа 2022 года. Однако подрядчиком в срок, предусмотренный контрактом работы не исполнены. Заказчиком неоднократно направлялись претензии в адрес общества и сообщалось о необходимости своевременного и надлежащего исполнения условий контракта. Кроме того, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.07.2022 г., которое впоследствии было отменено на основании гарантийного письма исполнителя о исполнении работ в срок до 21.08.2022 г. При этом, на момент рассмотрения обращения заказчика (14.09.2022 г.) работы по контракту исполнены лишь в объеме 38%, выполненные работы не соответствуют условиям контракта и требованиям ГОСТ. Учитывая вышеизложенное, заказчиком принято решение об одностороннем контракте от исполнения контракта от 26.08.2022 г., которое размещено в ЕИС и получено поставщиком. На основании изложенного, заказчик просит включить ООО "МИКА СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители общества предоставили письменные объяснения, пояснили что работы по контракту не могут быть исполнены в полном объеме по причине наличия линий электропередач на объекте, которые должны были быть демонтированы заказчиком. В обоснование указанной позиции предоставили копии фото. Кроме того, подрядчик указал, что о решении заказчика об отказе от исполнения контракта ему стало известно лишь при получении уведомления 09.09.2022 г. о рассмотрении обращения о включении в реестр.
Заслушав пояснения представителя, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
21.12.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000321016892 заказчиком был заключен контракт с ООО "МИКА СТРОЙ" (далее - общество, подрядчик, исполнитель) на выполнение работ по благоустройству пешеходной зоны по пр. Октябрьский, ул. Садовая в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края II этап.
Согласно п. 1.1. контракта подрядчик обязуется собственными и (или) привлеченными силами своевременно выполнить на условиях Контракта работу по благоустройству пешеходной зоны по пр. Октябрьский, ул. Садовая в с. Михайловское Михайловского района Алтайского края II этап (далее - "Объект") (далее - "работа") в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N1 к Контракту) и сметной документацией (приложение N2 к Контракту) в сроки, указанные в Контракте и сдать результат работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с п. 5.2. п. 5.3. 5.2. подрядчик приступает к выполнению работ не позднее 01 мая 2022 года. Работа должна быть закончена в срок не позднее 01 августа 2022 года.
Согласно п. 3.1 контракта цена Контракта составляет 3989690 (Три миллиона девятьсот восемьдесят девять тысяч шестьсот девяносто) рублей 08 копеек, включая налог на добавленную стоимость (20 %): 664948 (Шестьсот шестьдесят четыре тысячи девятьсот сорок восемь) рублей 35 копеек.
В материалах дела имеется переписка сторон: претензии заказчика от 13.05.2022 г., 16.06.2022 г., 20.06.2022 г., 20.07.2022 г., 25.07.2022 г. в которой заказчиком указано на необходимость исполнения работ по контракту в сроки, предусмотренные контрактом. Письмами от 08.07.2022 г., 25.08.2022 г. поставщик сообщал заказчику о финансовых трудностях, возникших у общества и повышением цен на материалы используемые в работе.
Заказчиком была принята часть работ и произведена оплата за выполненные работы в размере - 517200,00 руб.
Актами осмотра от 23.06.2022 г, от 27.07.2022 г. заказчиком зафиксирован факт невыполнения работ на объекте и невозможность исполнения контракта в полном объеме в срок, предусмотренный контрактом.
Учитывая изложенное заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.07.2022 г.
08.08.2022 г. от подрядчика в адрес заказчика поступило гарантийное письмо, в котором общество гарантировало исполнение обязательств по контракту в полном объеме до 21.08.2022 г.
На основании гарантийного письма и в связи с потребностью заказчика в исполнении контракта заказчиком принято решение об отмене решения об одностороннем отказе.
Однако, 22.08.2022 г. заказчик письмом уведомил подрядчика о проведении контрольного обмера выполненных работ. 26.08.2022 г. в акте осмотра заказчиком было установлено, что работы по контракту в полном объеме не исполнены, выполненные работы не соответствуют требованиям контракта и сводам правил по строительству (СП).
На заседании комиссии представители заказчика указали на то, что работы по контракту исполнены лишь в объеме 38% от общего объема работ и на несоответствие выполненных работ требованиям контракта, ГОСТ, СП. Указали, что на объекте выполнения работ проходят линии связи, при этом положениями контракта предусмотрено самостоятельное исполнения работ и большинство работ по контракту могут быть исполнены вне зависимости от наличия линий связи на объекте. Однако подрядчик работы не выполнял.
Представители общества указывали на невозможность исполнения контракта, в виду нахождения на объекте линий электропередач.
В связи с тем, что работы по контракту не исполнены, а часть исполненных работ не соответствует требованиям контракта, ГОСТ, СП, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании п. 12.2 контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ГК РФ.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 26.08.2022 г. было размещено в ЕИС.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что завершение работы к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
во время выполнения работы стало очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, и Подрядчик не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с ч. 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено контрактом.
Порядок направления и уведомления подрядчика о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта установлен п. 12.5 контракта.
На момент рассмотрения обращения о включении в реестр заказчиком в материалы дела не представлены доказательства исполнения требований п. 12.5 контракта.
На заседании комиссии представители общества указали, что им стало известно о решении заказчика лишь при получении уведомления 09.09.2022 г. о рассмотрении обращения о включении в реестр. В письменных объяснениях указывали на размещение решения в ЕИС 07.09.2022 г.
Учитывая вышеизложенное, у Комиссии УФАС по Алтайскому краю на момент рассмотрения обращения отсутствуют однозначные доказательства соблюдения порядка уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении, предусмотренные контрактом и согласованные между сторонами.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
Учитывая положения ч. 2 ст.104 основания для включения информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков в рассматриваемом случае отсутствуют.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "МИКА СТРОЙ" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.О. Остапенко |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 сентября 2022 г. N РНП-22-208/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022