Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.09.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Зиминского городского муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика-застройщика" (далее - Заказчик) - ходатайство N111 от 08 сентября 2022 года; в отсутствие представителей Муниципального казенного учреждения "Служба закупок Зиминского городского муниципального образования" (далее - Уполномоченный орган) - ходатайство N30 от 06 сентября 2022 года; в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Т" (далее - ООО "Т", Заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Зима, ул. Клименко, 57А" (извещение N 0834300036622000153), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 05 сентября 2022 года поступила жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что извещение об осуществлении электронного аукциона содержит нарушения Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, по мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Уполномоченным органом незаконно не установлено требование в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 (ред. от 01.12.2021) "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570);
2) Уполномоченным органом в проекте контракта не установлена информация и условия о начислении пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного пунктом 7 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ;
3) Уполномоченным органом в проекте контракта установлено авансирование работ, вместе с тем проект контракта не предусматривает существенного условия, указанного в пункте 13 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ.
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что Уполномоченный орган считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 26 августа 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 26.08.2022 N0834300036622000153".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 248 798 250 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, приходит к выводу о частичной обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
1. Исходя из положений извещения о проведении электронного аукциона, статьи 1 проекта контракта выполнение работ состоит из 2 этапов:
- работы по подготовке проектной документации и выполнить инженерные изыскания для строительства объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Зима, ул. Клименко, 57 А", в том числе разработать рабочую документацию (далее - работы ПИР). Результатом выполненной работы ПИР являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости, а также разработанная рабочая документация.
- работы по строительству объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Зима, ул. Клименко, 57 А" в соответствии и в объеме, определенном проектной и рабочей документациями. Результатом выполненной работы по строительству объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Зима, ул. Клименко, 57 А" является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под строительством понимается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Часть 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской
Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, виды и объемы работ по строительству объекта капитального строительства будут определены только после выполнения первого этапа - подготовка проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы.
В силу части 56 статьи 112 Федерального закона N 44-ФЗ до 1 января 2024 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Статьей 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ определены особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 110.2 Федерального закона N 44-ФЗ
Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением N570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке);
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г. При этом подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий не входят в сферу регулированию Постановления N 570.
Таким образом, положения Постановления N 570 не распространяются на закупки, предметом которых является выполнение одновременно проектно-изыскательских и строительных работ (работ по реконструкции).
Данная позиция содержится в письме Министерства финансов Российской
Федерации от 06.11.2022 г. N 24-03/0796959.
Заявитель не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Требования к контракту установлены статьей 34 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 30 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что в проекте контракта, Уполномоченным органом установлены предусмотренные частью 30 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в разделе 9 Контракта.
Таким образом, довод жалобы заявителя признается не обоснованным.
3. Частью 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включаются обязательные условия:
1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Частью 13 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) (часть 1 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно пункта 2.4 проекта Контракта "Заказчик производит выплату аванса на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте, на основании выставленного Подрядчиком счета на перечисление аванса в размере 5 (Пять) % от цены Контракта, в сумме ________ рублей ___ копеек в течение 7 (семи) рабочих дней со дня выставления Подрядчиком счета на перечисление аванса, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр Контрактов: Обязательство Заказчика по внесению аванса считается исполненным с момента списания денежных средств в размере, указанном в настоящем пункте, со счета Заказчика, указанного в Контракте."
Вместе с тем, в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34, части 13 статьи 37
Федерального закона N 44-ФЗ в проекте контракта не установлено условие, что в случае если начальная (максимальная) цена контракта снижена на 25% и более, выплата аванса не допускается.
Доводы заказчика, уполномоченного учреждения о том, что пунктом 9.1 проекта контракта предусмотрены условия предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ, Комиссия считает несостоятельными, поскольку содержащаяся в пункте 9.1 проекта контракта ссылка на статью 37 Федерального закона N 44-ФЗ относится к обязанности подрядчика о предоставлении обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная цена контракта снижена на 25% и более по отношению к начальной (максимальной) цене контракта.
Таким образом, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Приходя к выводу о наличии в действиях Заказчика вышеназванных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку на участие в данной закупке поступила 1 заявка, признанная соответствующей требованиям Извещению об осуществлении электронного аукциона, что не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Т" частично обоснованной;
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим пункт 1 части 13 статьи 34, часть 13 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать;
4. Направить копии решения сторонам по жалобе;
5. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
"_" |
"_" |
Члены комиссии |
"_" |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2022