Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - главного государственного инспектора, Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителей заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"- Мусина И.М. (доверенность от 05.09.2022 г. N246), Фарахова И.Р. (доверенность N247 от 05.09.2022 г.), Чупиной Е.Ю. (доверенность N245 от 05.09.2022 г.), в присутствии представителя заявителя ООО НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР "БАШКОРТОСТАН" - Воленко М.А. (доверенность N1 от 08.02.2022 г.), рассмотрев в режиме видеоконференции жалобу заявителя ООО НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР "БАШКОРТОСТАН" (вх.N11099/ж от 31.08.2022 г.) на действия заказчика ГБУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" при проведении закупки N 0311200046522000103 на предмет: "поставка камер видеонаблюдения",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311200046522000103 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 05.07.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 060 582,40 руб.
Заказчик - ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ".
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерности отсутствия установления в извещении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, предусмотренного требованиями Постановления Правительства от 16 ноября 2015 г. N 1236.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, определённых настоящем Постановлением.
По мнению заявителя, в рамках объекта рассматриваемой закупки у заказчика была обязанность установить запрет согласно подпункту "а" пункта 2.1 ПП РФ 1236, т.к. камера видеонаблюдения является непосредственно материальным носителем встроенного программного обеспечения. В подтверждение изложенного, заявитель ссылается в жалобе на сведения из выписок Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Из анализа имеющихся и представленных сведений Комиссией установлено следующее.
Предметом настоящей закупки является поставка камер видеонаблюдения.
В соответствии с описанием объекта закупки к поставке предполагается следующий товар:
N п/п |
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Ед. изм. |
|
IP камера видеонаблюдения |
128 |
Шт. |
1. |
Разрешение матрицы |
Не менее 2592х1944 |
|
2. |
Исполнение |
Уличная |
|
3. |
Максимальная рабочая температура |
не менее + 50 |
Градус Цельсия |
4. |
Минимальная рабочая температура |
не более - 30 |
Градус Цельсия |
5. |
Ночная съемка |
Да |
|
6. |
Поддержка |
12 В (DC) / PoE |
|
7. |
Дальность подсветки |
Не менее 30 |
Метров |
8. |
Размер матрицы |
Не менее 1/2,8" |
|
9. |
Объектив |
2,8 |
Мм |
10. |
Разъемы |
Ethernet |
|
11. |
Тип конструкции камеры |
Цилиндрическая |
|
12. |
Тип крепления |
Настенные, потолочные |
|
13. |
Частота кадров |
25 |
кадр/сек |
14. |
Число мегапикселей матрицы |
Не менее 5 |
Мегапиксель |
15. |
Угол обзора по горизонтали |
Не менее 100 |
Градус |
16. |
Степень защиты |
Не менее Ip 66 |
|
17. |
Видео сжатие |
Н.265/Н.264 |
|
18. |
Гарантийный срок эксплуатации |
Не менее 3 |
года |
19. |
Программное обеспечение |
Предустановлено |
|
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) Установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Исходя из положений части 2(1) Постановления N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае программное обеспечение, которое упоминается в описании предмета закупки - это микрокод, не выполняющий функций программного обеспечения в классическом понимании, следовательно, он не требует покупки, а является связующим звеном технологических составляющих камеры, для первичного начала ее работы и включения. Эта встроенная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Камера видеонаблюдения является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга.
Таким образом, по мнению Комиссии, в рассматриваемом случае заказчиком приобретается именно товар, камеры видеонаблюдения. Так, при приобретении, например, электронных часов, мобильного телефона невозможно в отдельности приобрести программное обеспечение, отвечающее за работу данного товара, отчет времени, функции звонка и СМС, без приобретения самого оборудования. В указанном случае, также, без встроенного ПО, камеры функционировать не будут.
Кроме того, в ходе анализа Комиссией было установлено, что в рамках заключаемого контракта не предусмотрены:
a) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Таким образом, объектом закупки является именно электронное оборудование (товар), а не ПО. Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО.
На основании изложенного, предмет настоящей закупки под положения пункта 2(1) Постановления N1236 не подпадает.
Вышеуказанное также было ранее проанализировано Комиссией и отражено в решении по делу N 016/06/48-1209/2022 от 02 августа 2022 года по результатам рассмотрении жалобы на действия Заказчика при отклонении заявки участника за непредставление участником информации о включении ПО видеокамер в Реестр российской радиоэлектронной продукции.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу заявителя ООО НАУЧНО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР "БАШКОРТОСТАН" (вх.N11099/ж от 31.08.2022 г.) на действия заказчика ГБУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ" при проведении закупки N 0311200046522000103 на предмет: "поставка камер видеонаблюдения" необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
А.С. Кучеева |
|
Л.А. Акперова |
Исп. Акперова Л.А., тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 7 сентября 2022 г. N 016/06/42-1428/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2022