Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ Информационно-аналитический Центр поддержки ГАС "Правосудие" (далее - Заказчик), оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении электронного аукциона на поставку программно-технических средств для объектов автоматизации ГАС "Правосудие" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100130722000038) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В ФАС России поступила информация о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукциона.
Согласно полученной информации Заказчиком допущены следующие нарушения:
1. При формировании извещения о проведении закупки неправомерно не применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила) в части описания объекта закупки;
2. Неправомерно объединены в состав одного лота товары, включенные и не включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
3. Неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 10.08.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 622 344 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.08.2022;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе;
6) победителем Аукциона признано ООО "Независимый испытательный центр - Спецтест".
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что при подготовке извещения о проведении закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 14.09.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.09.2022.
1. Согласно полученной информации, Заказчиком неправомерно не применены положения Постановления N 145 в части описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам, позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) формируются в соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ. Пункт 4 Правил использования КТРУ указывает, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
При этом в пункте 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в Каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении Аукциона объектом закупки является поставка программно-технических средств для объектов автоматизации ГАС "Правосудие", в состав которой входит автоматизированное рабочее место, средства вывода информации, устройства ввода информации, устройства управления, источник бесперебойного питания автоматизированного рабочего места, а также программное обеспечение.
Приложением 1 к описанию объекта закупки установлены требования к автоматизированному рабочему месту (далее -АРМ).
Комиссией установлено, что характеристики автоматизированного рабочего места, средства вывода информации, устройства ввода информации, устройства управления и источника бесперебойного питания АРМ применены Заказчиком в соответствии с позициями, установленными в КТРУ.
Таким образом, Заказчик к товарам, входящим в состав АРМ, применил характеристики, установленные в КТРУ, а именно:
- автоматизированное рабочее мест - 26.20.15.000-00000001;
- средство вывода информации - 26.20.17.110-00000001;
- устройства ввода информации - 26.20.16.110-00000001;
- устройство управления - 26.20.16.170-00000001;
- источник бесперебойного питания АРМ - 26.20.40.110-00000013.
При этом в КТРУ отсутствует наименование позиции "Автоматизированное рабочее место", в связи с чем Заказчиком выбран код ОКПД 2 26.20.15.000 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в КТРУ не было обнаружено изделий, отвечающих потребностям Заказчика, обусловленных его уставной деятельностью, а также приказом Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации от 21.07.2022 N 118 "Об утверждении государственного задания федеральному государственному бюджетному учреждению "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие" на 2022 года и на плановый период 2023 и 2024 годов", а именно комплексов, с устройствами ввода и вывода информации, с представленной операционной системой и источником бесперебойного питания.
Таким образом, Заказчиком описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системы.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. Также из представленной информации следует, что неправомерно в состав одного лота объединены товары, включенные и не включенные в перечень, утвержденный Постановлением N 616.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
Согласно пункту 12 Постановления N 616 для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 Постановления N 616, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Исходя из информации, представленной выше, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком закупается единый целостный технический комплекс, а именно автоматизированное рабочее место которому соответствует ОКПД 2 26.20.15.000 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода", имеющийся в Постановлении N 616.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик при описании объекта закупки правомерно установил запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государств в соответствии с Постановлением N 616.
3. Кроме того, согласно представленной информации, Заказчиком неправомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с требованиями Постановления N1236 в извещении о проведении закупки.
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком закупается АРМ с установкой программного обеспечения (далее - ПО), требования к техническим характеристикам которого, установлены техническим заданием.
Согласно извещению о проведении Аукциона Заказчиком установлен запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с требованиями Постановления N1236.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 1236 заказчик обязан установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением случае установленных в подпунктах "а", "б", части 2 Постановления N 1236.
Подпунктом "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
При этом в пункте 4 требования к программному обеспечению описания объекта закупки установлено, что базовая система ввода-вывода, операционная система, программное обеспечение мониторинга и управления, программное обеспечение интернет браузера, а также программное обеспечение сканирования от вредоносного кода должны быть внесены в Единый Реестр Российских Программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
С учетом вышеизложенного, Комиссия считает, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия в рассматриваемой части не может согласиться с выводами Московского УФАС России, изложенными в решениях от 31.08.2022 по делу N 077/06/106-13055/2022, N 077/06/106-13026/2022, поскольку территориальным органом ФАС России не в полной мере исследованы представленные сторонами материалы, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия заказчика ФГБУ Информационно-аналитический Центр поддержки ГАС "Правосудие" соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 сентября 2022 г. N 22/44/99/П2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022