Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова" (далее - заказчик) действующей на основании доверенности Nб/н от 01.09.2022,
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный сервис" (далее - заявитель, ООО "Утилизационный сервис"), действующей на основании доверенности от N2547-1/4, надлежащим образом извещенных уведомлением N2521-1/4 от 12.09.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Утилизационный сервис", рассмотрев жалобу ООО "Утилизационный сервис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0379200006722000314 "Оказание услуг по организации централизованного сбора, транспортирования медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием для обеспечения государственных нужд" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Утилизационный сервис" на действия заказчика при проведении аукциона.
Суть доводов жалобы сводится к следующему.
1. В извещении о проведении электронного аукциона, а также в Техническом задании отсутствуют сведения о объемах подлежащих утилизации отходов, так же не указана цена за единицу.
2. Заказчиком в объект закупки включены товары, функционально и технологически не связанные между собой.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
Рассмотрение жалобы ООО "Утилизационный сервис" Комиссией состоялось 16 сентября 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Утилизационный сервис", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
02.09.2022 в 11:12 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379200006722000314 "Оказание услуг по организации централизованного сбора, транспортирования медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием для обеспечения государственных нужд" (извещение о проведении аукциона - 02.09.2022 в 11:12 ч.) для неограниченного количества участников путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 6 647 746,94 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 02.09.2022 в 11:12 (МСК), Дата и время окончания срока подачи заявок - 12.09.2022 10:48 (МСК), Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 12.09.2022, Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.09.2022.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.6 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе информация извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В соответствии с п.7 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно извещению о проведении аукциона, в том числе описание объекта закупки, содержит следующую информацию:
N |
Наименование |
Технические характеристики |
Ед. Измер. |
Кол-во |
1 |
Организация централизованного сбора, транспортирования медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием. |
Организация централизованного сбора, транспортирования медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием. осуществляется по рабочим дням период с 8-00 до 17-00. |
Килограмм |
10400 |
Учитывая изложенное, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Предметом проводимой закупки, является "Оказание услуг по организации централизованного сбора, транспортирования медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием для обеспечения государственных нужд".
В отношении закупаемых услуг Заказчиком установлен код ОКПД2 38.22.29.000 "Оказание услуг по транспортированию медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием".
Техническое задание содержит 25 позиций, в том числе:
- позиция 1 "Организация централизованного сбора, транспортирования медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием;
- позиция 2 "Пакет белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размер 500*600 мм";
- позиция 3 "Пакет белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размер 600*1000 мм";
- позиция 4 "Пакет белого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса А (неопасные отходы), размер 700*1100 мм";
- позиция 5 "Пакет желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размер 300*330 мм";
- позиция 6 "Пакет желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размер 500*600 мм";
- позиция 7 "Пакет желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размер 600*1000 мм";
- позиция 8 "Пакет желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Б (опасные, рискованные отходы), размер 700*1100 мм";
- позиция 9 "Пакет желтого цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса В (чрезвычайно опасные, рискованные отходы), размер 700*1100 мм";
- позиция 10 "Емкость-контейнер для сбора острого инструментария кл. Б, одноразовая 0,5л";
- позиция 11 "Емкость-контейнер для сбора острого инструментария кл. Б, одноразовая 1,0 л.";
- позиция 12 "Емкость для сбора органических отходов класса Б, объем 3,0л";
- позиция 13 "Емкость для сбора органических отходов класса Б, объем 6,0л";
- позиция 14 "Бак многоразовый для сбора и временного хранения неопасных медицинских отходов класса А, размер 20 л.";
- позиция 15 "Бак многоразовый для сбора и временного хранения опасных медицинских отходов класса Б, размер 20 л.";
- позиция 16 "Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС +Третичный амин + Гуанидин+ Поверхностно-активные вещества (ПАВ) + Вспомогательные компоненты"
- позиция 17 "Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС+СПИРТЫ+ ГУАНИДИН+ ТРЕТИЧНЫЙ АМИН+(ПАВ)";
- позиция 18 "Средство дезинфицирующее на основе композиции: аммониевые соединения (ЧАС): бензалкония хлорид, алкилдиметилбензиламмония хлорид, алкилтриметиламмония хлорид и дидецилдиметиламмония хлорид";
- позиция 19 "Дезинфицирующее средство";
- позиция 20 "Дезинфицирующее средство - кожный антисептик";
- позиция 21 "Дезинфицирующее средство, представляющее собой готовый раствор, содержащее в качестве активной основы альдегиды";
- позиция 22 "Дезинфицирующее средство, представляющее собой жидкий концентрат содержащее в качестве активной основы ферменты";
- позиция 23 "Средство дезинфицирующее на основе композиции: ПАВ, кокомидопропиленбетаина, кокамида ДЭА, глицерина, лимонной кислоты, отдушки, красителя, вода особой очистки";
- позиция 24 "Средство дезинфицирующее";
- позиция 25 "Средство дезинфицирующее".
Вышеуказанное техническое задание, в том числе, содержит следующие условия:
"Целями данной закупки является организация системы обращения с медицинскими отходами (в т.ч. обезвреживание медицинских отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду";
"6.3.1. Использовать при оказании услуг товары, характеристики которых указаны в Приложении N1 к Техническому заданию."
"6.3.2. Осуществлять вывоз медицинских отходов с мест временного хранения учреждения в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ по графику, согласованному с Заказчиком".
П.1.3.4., Приложения N2 к Техническому заданию, так же установлено, что исполнитель обязан осуществлять обезвреживание медицинских отходов в строгом соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства.
Требования к дезинфицирующим средства установлены в позиции 16-25 (позиция 16 "Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС +Третичный амин + Гуанидин+ Поверхностно-активные вещества (ПАВ) + Вспомогательные компоненты"; позиция 17 "Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС+СПИРТЫ+ ГУАНИДИН+ ТРЕТИЧНЫЙ АМИН+(ПАВ)"; позиция 18 "Средство дезинфицирующее на основе композиции: аммониевые соединения (ЧАС): бензалкония хлорид, алкилдиметилбензиламмония хлорид, алкилтриметиламмония хлорид и дидецилдиметиламмония хлорид"; позиция 19 "Дезинфицирующее средство"; позиция 20 "Дезинфицирующее средство - кожный антисептик"; позиция 21 "Дезинфицирующее средство, представляющее собой готовый раствор, содержащее в качестве активной основы альдегиды"; позиция 22 "Дезинфицирующее средство, представляющее собой жидкий концентрат содержащее в качестве активной основы ферменты"; позиция 23 "Средство дезинфицирующее на основе композиции: ПАВ, кокомидопропиленбетаина, кокамида ДЭА, глицерина, лимонной кислоты, отдушки, красителя, вода особой очистки"; позиция 24 "Средство дезинфицирующее"; позиция 25 "Средство дезинфицирующее".)
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п. 163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Таким образом, указанные виды деятельности относятся к сфере услуг по обращению с медицинскими отходами.
1-ый этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) Фармацевтическую деятельность осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. Именно на этом этапе Заказчику необходима одноразовая и многоразовая тара (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.).
2-ой этап - перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы также осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения.
3-ий этап - обеззараживание (обезвреживание) отходов подразумевает проведение работниками медицинской организации обеззараживания (обезвреживания) отходов для подготовки их к 4 этапу. Транспортировать медицинские отходы классов Б и В запрещено без предварительного обеззараживания (обезвреживания). На данном этапе по-прежнему принимает участие только медицинская организация.
4-ый этап - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы. Именно на этом этапе при централизованном методе утилизации медицинских отходов вступает Исполнитель. В данном случае, Заказчик использует именно централизованный метод. Исполнитель принимает у Заказчика (медицинской организации) отходы, транспортирует их к месту, где будет производится 5 этап.
5-ый этап - размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов. Этот этап также осуществляется только Исполнителем при централизованном методе утилизации.
Из приведенного списка этапов в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 и их детального рассмотрения следует, что существуют этапы, которые не имеют никакого отношения к Исполнителю и его деятельности по приему, транспортированию, размещению, обезвреживанию или утилизации медицинских отходов, но именно такими этапами предусмотрено использование товаров, которые Заказчик считает сопутствующими. Из всего выше перечисленного видно, что такие товары не связаны функционально и технологически с услугами по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов, а именно такую услуг закупает Заказчик.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что может привести к ограничению участников закупки.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении при описании объекта закупки требований, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, действия заказчика нарушают п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, Карачаево-Черкесского УФАС России в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный сервис" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Карачаево-Черкесский онкологический диспансер имени С.П. Бутова" нарушения, п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 16 сентября 2022 г. N 009/06/106-91/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2022