Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, заместитель начальника отдела, А.Н. Пшенникова, ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А. на действия заказчика - Администрации Саянского района (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в здании Администрации Саянского района", размещенного на электронной площадке ЭТП ТЭК-Торг (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 19.09.2022 года в 10 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в отсутствии представителя подателя жалобы, представителя заказчика.
Из содержания жалобы следует что, заказчик неправомерно установил в извещении о проведении закупки требование, об отсутствии контрактов подаваемых в качестве подтверждения опыта, по которым заказчиками не выставлялись пени, штрафы.
В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные возражения заказчика, сообщающие о том, что извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме составлено в полном соответствии с положениями действующего законодательства.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Таким образом, заказчику при формировании закупок необходимо учитывать нормы действующего законодательства и устанавливать (либо не устанавливать) соответствующие требования к участникам закупки в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление N 2604) регулируются вопросы оценки заявок.
Согласно разделу V Правил утвержденных Постановлением Правительства N 2604, которые регламентируют порядок оценки контрактов (договоров) по Критерию оценки "Квалификация участников конкурса", установлены следующие положения:
В соответствии с п. 28 Правил в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
Таким образом, в соответствии с Правилами (ПП N 2604) по показателю оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" заказчиком может быть установлено положение об оценке контрактов при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Проанализировав описание объекта закупки, включенное в состав извещения, а так же проект муниципального контракта, Комиссия установила, что объектом закупки является "Оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в здании Администрации Саянского района".
При этом Комиссией установлено, что приложение N 4 к извещению о проведении закупки "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе" установлен в том числе следующий критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
"1.2.1. Опыт работы - количество заключенных (исполняемых и исполненных) контрактов и договоров в 2016 - 2021 годах, сведения о которых внесены в соответствующий реестр (реестр контрактов, заключенных заказчиками и реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки), предметом которых является оказание услуг по энергосбережению тепловой энергии на объектах заказчиков и по которым заказчиками не выставлялись пени, штрафы."
Таким образом, Комиссия отмечает, что установленное заказчиком требование о предоставлении контрактов, по которым заказчиками не выставлялись пени, штрафы, не соответствует положениям, установленным Постановлением Правительства РФ N 2604.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в данном случае речь идет не об обязанности заказчика по установлению требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 2604, а о неправомерном установлении заказчиком требований в отношений представления участником закупки именно таких договоров, по которым не было начислено ни пеней, ни штрафов.
Комиссия также обращает внимание, что из буквального толкования положения, установленного пунктом 28 Постановления Правительства РФ N 2604 следует, что участник вправе предоставить исполненный договор, при исполнении которого поставщиком исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом, заказчиком установлено требование, которое ограничивает возможность участия наибольшего количества потенциальных исполнителей в рассматриваемой процедуре.
На основании вышеизложенного заказчиком при формировании положений извещения были нарушены положения статьи 42 Закона о контрактной системе.
Ввиду чего довод подателя жалобы является обоснованным.
Указанное выше нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А.А. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Конкурсной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
5. Продлить срок подачи заявок не менее, чем на 10 дней, начиная со дня внесения изменений в извещение о закупке.
6. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
М.А. Дударева |
Члены Комиссии |
М.А. Грицай |
|
А.Н. Пшенникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 19 сентября 2022 г. N 024/06/105-2458/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022