Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Рощупкина Ю.В. - член Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
в отсутствие представителей ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" (о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
при участии представителя Заказчиков:
- Старикова Артёма Сергеевича (доверенность от 07.09.2022 года),
при участии представителя управления муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж:
- Максимовой Юлии Сергеевны (доверенность от 04.04.2022 года),
рассмотрев жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания школьников на 2022-2023 учебный год (номер извещения 0131300000622001829),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" (далее - Заявитель) на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания школьников на 2022-2023 учебный год (номер извещения 0131300000622001829) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, установленный Заказчиками порядок оценки заявок нарушает Федеральный закон от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно:
1. "В разделе III Порядка рассмотрения и оценки описание КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК объекта закупки не содержит перечня свойств объекта закупки, подлежащих оценке, а формулировка "предоствпение наиболее детализированного и содеожательно проработанного предложения пореализации мероприятий_" свойств объекта закупки, подлежащих оценке, не содержит. Как участники закупки должны это предоставлять в заявке не понятно. ТЗ также никакой информации по описанию свойств объекта закупки, подлежащих оценке, не содержит".
2. "В разделе II Порядка рассмотрения и оценки ограничение предельного значения наибольшей цены одного исполненного участника закупки договора ценой 7 000 000 рублей не позволяет выявить лучшее предложение".
3. "В разделе III Порядка рассмотрения и оценки описание перечень специалистов (в том числе их количество, являющееся предметом оценки заявок), необходимых для оказания услуг, являющихся объектом закупки, отсутствует. Предельное значение поваров не ниже 4 разряда (в том числе их количество, являющееся предметом оценки заявок), необходимых для оказания услуг, являющихся объектом закупки, не установлено".
4. "Шкала установлена только на получение 100, 50, 25, 0 баллов, а 75 баллов нет, то установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю "достижение высокого качества оказания услуг по организации горячего питания школьников", что приводит к необоснованному ограничению конкуренции".
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
23.08.2022 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 23.08.2022 N0131300000622001829 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 42 319 062,50 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по организации горячего питания школьников на 2022-2023 учебный год.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
Частью 4 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в' судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" в свой жалобе указано, что "Заказчик нарушает наши права и ограничивает конкуренцию путем установления неправомерных требований извещения".
Частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрольный орган в сфере закупок вправе направлять запросы о предоставлении информации и документов, необходимых для рассмотрения жалобы, в том числе запросить у субъектов контроля указанные информацию и документы.
14.09.2022 года Управление федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в адрес ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" направлен запрос о предоставлении информации (исх. NДЧ/6650/22), согласно которому Обществу необходимо было предоставить информацию и документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов Общества проведением вышеуказанных конкурсов с объявленными условиями, как потенциального участника закупки, а также информацию о наличии у участника закупки опыта исполнения договоров, предусматривающих оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Вместе с тем, ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" не предоставило сведения (информацию) и документы, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, а также не подтвердило возможность ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" принять участие в рассматриваемом Конкурсе.
В ходе заседания Комиссии УФАС по Воронежской области, представитель Заявителя пояснил, что Общество не намерено участвовать в Конкурсе, однако ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" представляет интересы своего доверителя, который данное намерение имеет. Вместе с тем, сведений (информации) и документов о нарушении прав и законных интересов иных лиц, в том числе доверителя Общества, обстоятельствами, указанными в доводах жалобы, в ходе рассмотрения также не предоставлено.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не имеет возможности однозначно прийти к выводу о нарушении действиями Заказчиков прав и законных интересов Заявителя, доверителя Заявителя, что является одним из основополагающих условий, для защиты своих прав в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
При этом, какие-либо обстоятельства, влекущие невозможность лицам, права и законные интересы которых нарушаются, подать жалобу в порядке статьи 105 Закона о контрактной системе, принять участие в заседании Комиссии Воронежского УФАС России в порядке части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе, отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России принимает решение о необоснованности доводов, изложенных в жалобе.
Между тем, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку на основании получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Так, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержаться, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует из Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 23.08.2022 N0131300000622001829 Заказчиками установлены следующие критерии оценки и их величины значимости:
N |
Критерий: |
Значимость: |
1. |
Цена контракта |
40.00% |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (далее - Критерий N2) |
40.00% |
3. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Критерий N3) |
20.00% |
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, в форме электронного документа.
Заказчиком во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе представлен электронный документ - "Приложение Порядок рассмотрения и оценки заявок.docx" (далее - Порядок оценки заявок).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления N2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
Пунктом 16 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: а) качественные характеристики объекта закупки; б) функциональные характеристики объекта закупки; в) экологические характеристики объекта закупки.
Так, по Критерию N2 Порядка оценки заявок Заказчиком установлен следующий показатель:
Критерий: |
Показатель: |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
Качественные характеристики объекта закупки (далее - Показатель N1) |
В соответствии с пунктом 17 Постановления N2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Постановления N2604, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В рамках Показателя N1 Критерия N2 Порядка оценки заявок установлен следующий детализирующий показатель:
Показатель: |
Детализирующий показатель: |
Качественные характеристики объекта закупки. |
Достижение высокого качества оказания услуг по организации горячего питания школьников |
Пунктом 19 Постановления N2604 установлено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с пунктом 22 Постановления N2604 в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом Порядком оценки заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Так, Порядком оценки заявок, Заказчиками определены следующие свойства объекта закупки, подлежащие оценки в рамках детализирующего показателя Критерия N2:
Оценка заявок осуществляется комиссией исходя из предложений участников конкурса с точки зрения достижения высокого качества оказания услуг по организации горячего питания школьников по следующим аспектам: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. Баллы по показателю начисляются в соответствии со шкалой. 100 балов: за предоставление наиболее детализированного и содержательно проработанного предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников с учетом дополнительных предложений, в том числе по каждому аспекту: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. 50 баллов: за предоставление предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников, в том числе по каждому аспекту: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. 25 баллов: за предоставление предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников, в том числе по одному из аспектов: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. 0 баллов: - за предоставление предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников, не содержащего информацию по аспектам: 1. Автоматизация процесса организации питания; 2. Повышение квалификации и переподготовка сотрудников. - за непредоставление предложения по реализации мероприятий, позволяющих достичь высокого качества услуг по организации горячего питания школьников.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке по данному показателю в соответствии со шкалой с учетом коэффициента значимости показателя. |
Вместе с тем, данный детализирующий показатель, не отражает свойства объекта закупки, поскольку условия оказания услуг "автоматизация процесса организации питания" и "Повышение квалификации и переподготовка сотрудников" не отражены с определённым перечнем свойств, в требованиях к оказанию услуг, содержащихся в Техническом задании Конкурса.
Заказчики устанавливая подобным образом детализирующий показатель, предоставляют потенциальным Исполнителям контракта право, самостоятельно сформировать условия исполнения контракта (без возможности Заказчика в дальнейшем эти условия изменить), вместо того, чтобы исходя из своих потребностей и нужд, установить данные требования в Техническом задании Конкурса, в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе.
Порядок оценки заявок участников на участие в открытом конкурсе и запросе предложений, устанавливаемый заказчиками в закупках, разъяснен Федеральной антимонопольной службой в письме от 19.10.2015 NАЦ/57532/15.
Согласно письму от 19.10.2015 NАЦ/57532/15, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
Вместе с тем, установленный Заказчиком детализирующий показатель по Критерию N2 не позволяет определить исчерпывающий перечень и форму сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по рассматриваемому детализирующему показателю.
При этом, Заказчиками не установлены требования к содержанию "наиболее детализированного и содержательно проработанного предложения по реализации мероприятий", а также к описанию "предложения по реализации мероприятий", вследствие чего, из содержания Порядка оценки заявок невозможно понять, чем "наиболее детализированное и содержательное проработанное предложение" отличается от "предложения по реализации мероприятий".
Таким образом, совокупность вышеуказанных факторов, не позволяет установить количество баллов, которое будет присвоено заявке при представлении предложения по детализирующему показателю Критерия N2.
Более того, установленный Заказчиком детализирующий показатель критерия N2 не отвечает принципу определенности и однозначности, что в итоге позволяет комиссии по осуществлению закупок по своему субъективному усмотрению определять победителя, а не выявлять лицо, объективно предложившее лучшие условия выполнения оказания услуг, что порождает споры, разногласия участников и организаторов закупок при подведении их итогов и негативно влияет на открытость и прозрачность торгов.
Также, Заказчиками, не соблюдена зависимость и пропорциональность между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участником закупки сведениями о предложениях участников конкурса по детализирующему показателю критерия N2, а именно: Заказчиком установлена ненадлежащая шкала оценки, поскольку шкала оценки предусматривает только - 100, 50, 25, 0 баллов, в том время как, промежуточное - 75 баллов, отсутствует.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиками пункта 19 Постановления N2604, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, Комиссия Воронежского УФАС России не усматривает необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания, поскольку на участие в конкурсе поданы заявки, жалобы в порядке статьи 105 Закона о контрактной системе от потенциальных участников закупки не поступали, а также отсутствуют сведения о том, что допущенные нарушения повлияли на ход определения Исполнителя (Поставщика, Подрядчика).
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" "ГАРАНТ" на действия Заказчиков при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания школьников на 2022-2023 учебный год (номер извещения 0131300000622001829) необоснованной.
2. Признать в действиях МБОУ СОШ N22, МБОУ СОШ N30, МБОУ СОШ N54, МБОУ СОШ N60, МБОУ СОШ N69, МБОУ СОШ N91, МБОУ СОШ N104, МБОУ "Лицей N6" нарушение пункта 19 Постановления N2604, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений пункта пункта 19 Постановления N2604, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 сентября 2022 г. N 036/06/32-978/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2022