Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 22 сентября 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок управления ____..., членов Инспекции: главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок - ____..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок - ____...,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Прайд" (далее также - ООО "Прайд", Подрядчик, общество) - обеспечило участие в рассмотрении сведений представителя по доверенности ____...,
заказчик - муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства" (далее также - заказчик) - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" в отношении ООО "Прайд", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства", порядка расторжения контракта от 04.07.2022 N 19/22 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8 (извещение N 0171200001922001766), заключенного с ООО "Прайд", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 15.09.2022 N 66/22,
УСТАНОВИЛА:
14.09.2022 г. в Ярославское УФАС России заказчик, муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Прайд", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта от 04.07.2022 N 19/22 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8 (извещение N 0171200001922001766).
Изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
04.07.2022 г. Муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства", именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице директора Ныровой Александры Михайловны, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью "ПРАЙД" (далее - ООО "ПРАЙД"), именуемое (ый) в дальнейшем "Подрядчик", в лице Генерального директора Петуховой Надежды Николаевны, действующего на основании Устава, вместе именуемые "Стороны", в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, и на основании результатов осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме (протокол от 21.06.2022 N ИЭА1, извещение N 0171200001922001766), заключили контракт N 19/22 (далее также - контракт от 04.07.2022 N 19/22, контракт).
Пунктом 1.1 раздела 1 контракта предусмотрено, что предметом контракта является выполнение работ по благоустройству дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8 (далее - работы, объект) в соответствии с условиями Контракта, Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), сметной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию), графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
Согласно пункту 1.2. контракта Подрядчик обязуется в соответствии с Контрактом завершить все работы в сроки, установленные пунктом 6.1 Контракта, и сдать их в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 4.1. контракта цена Контракта составляет: 1 793 828 (Один миллион семьсот девяносто три тысячи восемьсот двадцать восемь) рублей 58 копеек, в том числе налог на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов.
Разделом 6 контракта установлено следующее:
6.1. Срок выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта по 19.08.2022 поэтапно в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
6.2. На момент подписания Контракта даты начала и окончания вида работ, определенные графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту), являются исходными для определения мер ответственности в случаях нарушения сроков выполнения работ на объекте.
6.3. Место выполнения работ: Ярославская область, городское поселение Данилов, ул. Заводская, д. N 6а,8.
Приложением N 2 установлен график производства работ на благоустройство дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8
N п/п |
Наименование (виды) работ |
Кол-во (объем), (ед. изм.) работ |
Срок начала/окончания работ |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1 этап: подготовительные работы, выборка грунта, устройство основания из песка и щебня на проезде и тротуаре, установка бортовых камней |
1 усл. ед. |
с даты заключения муниципального контракта -01.08.2022 |
|
2 |
2 этап: устройство асфальтобетонного покрытия на проезде и тротуаре, установка МАФ |
1 усл.ед. |
01.08.2022-19.08.2022 |
|
|
|
|
|
|
Согласно пункту 7.2 контракта Заказчик вправе:
7.2.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта, включая направление Подрядчику уведомлений о нарушении сроков, предписаний по качеству работ, обязательных для исполнения Подрядчиком. За неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение требований Заказчика, Подрядчик несет ответственность в соответствии с условиями Контракта и действующего гражданского законодательства.
7.2.2. Запрашивать информацию (в том числе в виде письменного отчета за подписью надлежащим образом уполномоченного представителя Подрядчика) о ходе и состоянии исполнения Подрядчиком принятых на себя обязательств.
7.2.3. Осуществлять контроль за порядком и сроками выполнения работ, в том числе посредством камер видеонаблюдения на объекте, транслирующих видеосъемку в режиме реального времени.
Пунктом 8.1 контракта установлено, что Подрядчик обязан:
8.1.1 Выполнить работы по благоустройству дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8, предусмотренные Контрактом, с учетом графика производства работ (Приложение N 2 к Контракту).
8.1.2. Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с графиком производства работ (приложение N2 к Контракту).
8.1.3. Обеспечить выполнение работ на объекте в соответствии со сметной документацией (Приложение N 1 к Техническому заданию).
8.1.4. Выполнить и сдать работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом.
8.1.5. Выполнять требования, предъявляемые Заказчиком, при осуществлении контроля за ходом выполнения и качества работ, а также уполномоченных представителей контролирующих и надзорных органов.
8.1.18. Известить Заказчика в течение 1 (одного) дня с даты обнаружения и приостановить работы до получения от него указаний при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе выполнения работ;
- иных, не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих качеству результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
8.1.25. Подрядчик обязан своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные Контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта.
Разделом 10 контракта предусмотрено следующее:
10.1. На дату завершения этапа выполнения работ в соответствии с графиком производства работ (Приложение N 2 к Контракту) Подрядчик:
- для подтверждения объемов и качества фактически выполненных работ представляет Заказчику техническую исполнительную документацию в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту);
10.2. Подрядчик по завершении отдельного этапа выполнения работ в течение 3 (трех) рабочих дней формирует с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС структурированный документ о приемке, который содержит информацию, предусмотренную пунктом 13 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
10.3. К структурированному документу о приемке для подтверждения объемов работ Подрядчик прилагает акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2).
При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в структурированном документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная п.10.2. настоящего контракта информация, содержащаяся в структурированном документе о приемке.
10.4. Структурированный документ о приемке, подписанный Подрядчиком, не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется Заказчику. Датой поступления Заказчику структурированного документа о приемке, подписанного Подрядчиком, считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик.
10.5.Заказчик в течение 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем поступления структурированного документа о приемке, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС структурированный документ о приемке;
б) формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
10.6. Структурированный документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в единой информационной системе в соответствии с настоящим Контрактом направляются автоматически с использованием единой информационной системы Подрядчику. Датой поступления Подрядчику документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения структурированного документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
10.7.В случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Подрядчик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим контрактом.
10.8.Датой приемки выполненных работ считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного Заказчиком.
10.9.Внесение исправлений в документ о приемке, оформленный в соответствии с пп. 10.2.-10.8. Контракта, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Подрядчика, Заказчика, и размещения в единой информационной системе исправленного документа о приемке.
10.10. Для проверки предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
10.11.Дополнительная экспертиза, испытание, диагностическое обследование принимаемого Заказчиком объекта в целом осуществляется по решению Заказчика и за его счет. В случае выявления фактов некачественного выполнения работ по объекту, подтвержденных заключениями, полученными по результатам экспертиз и иных обследований, указанных в настоящем пункте, расходы Заказчика подлежат возмещению Подрядчиком в 10-тидневный срок с момента получения соответствующего заключения.
Как было установлено на заседании Инспекции, сроки выполнения этапов работ со стороны ООО "Прайд" нарушались. Согласно графику производства работ, согласованного сторонами и являющегося неотъемлемой частью договора, определены сроки выполнения работ:
- 1 этап: подготовительные работы, выборка грунта, устройство основания из песка и щебня на проезде и тротуар, установка бортовых камней с даты заключения контракта по 01.08.2022. По данному этапу работы выполнены частично с нарушением сроков выполнения работ. Подрядчику начислены пени.
- 2 этап: устройство асфальтобетонного покрытия на проезде и тротуаре, установка МАФ с 01.08.2022 по 19.08.2022. По данному этапу Подрядчик к работам не приступил.
В связи с чем, по мнению заказчика, ООО "Прайд" нарушил условия муниципального контракта.
В силу пункта 17.3 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Поскольку, по мнению заказчика, со стороны ООО "Прайд" сроки выполнения этапов работ нарушаются, имеется просроченный этап работ, к выполнению которого Подрядчик не приступал, заказчик 01.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
01.09.2022 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.07.2022 N 19/22 (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
01.09.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, в связи с чем указанная дата принята заказчиком в качестве даты надлежащего уведомления поставщика о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта Подрядчиком не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 12.09.2022.
Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ 14.09.2022 г. в Ярославское УФАС России заказчик, муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства", для включения в реестр недобросовестных поставщиков направил сведения об ООО "Прайд", нарушившим, по мнению заказчика, существенные условия государственного контракта от 04.07.2022 N 19/22 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8.
В ходе подготовки к заседанию Инспекции Ярославское УФАС России направило в адрес ООО "Прайд" запрос с просьбой представить письменные пояснения с указанием причин нарушения условий контракта от 04.07.2022 N 19/22 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8, и обеспечить явку представителя ООО "Прайд" на заседание Инспекции Ярославского УФАС России по рассмотрению вопроса о включении/невключении сведений об ООО "Прайд" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Прайд" представило письменные пояснения, а также обеспечило участие в рассмотрении сведений представителя по доверенности.
Как было установлено в ходе заседания Инспекции Подрядчиком выполнены работы по первому этапу на сумму 667 810,18 руб. и сданы 08.09.2022. Работы по контракту выполнялись с отклонением от графика производства работ, за что Заказчиком была начислена неустойка 10 416,21 руб., которая удержана из суммы выполненных работ (указанные суммы отражены в КС-3 N1 от 08.09.2022). С учетом удержания неустойки Заказчиком 08.09.2022 приняты работы на сумму 657 393,97 руб.
Строительная готовность объекта составляет 47,5%, выполнены следующие виды работ:
- выемка грунта;
- устройство подстилающих слоев из песка и щебня;
- установка бордюрных камней;
- валка и выкорчевка деревьев.
Относительно причин отклонения от графика производства работ представитель ООО 2Прайм" пояснил следующее:
"Подрядчик просит принять во внимание, что работы по Контракту подлежат выполнению в жилой части города, в местах застройки многоквартирных домов, что влечет размещение на подземных участках производства работ как различных сетей как коммунальных, так и сетей связи. При заключении Контракта Заказчиком не были представлены Подрядчику схемы размещения данных сетей и глубины их закладки. Наши многочисленные обращения в адрес представителей Заказчика с просьбой предоставить полную и достоверную информацию о технических особенностях места производства работ и схемы вышеуказанных сетей, не дали результата. Информация со стороны Заказчика не была предоставлена, что значительно усложнило Подрядчику выполнение работ по Контракту и так при крайне сжатых сроках выполнения работ. Подрядчик был вынужден самостоятельно обращаться за получением всей необходимой информации в сетевые организации, которые не смогли дать верные сведения и схемы размещения сетей, что ещё затянуло сроки выполнения работ, так как работы по Контракту в данный период были приостановлены.
После отказа в получении верной информации, с целью соблюдения сроков выполнения работ, мы были вынуждены продолжить работы "на свой страх и риск".
В результате по месту проведения работ по ул. Заводской д. 6 в ходе земляных работ нами были обнаружена трасса силового кабеля, заложенного в нарушение действующих нормативных требований на глубине всего 15 см., который был поврежден в ходе выполнения работ. Приглашенные на место аварий представители сетевой организации не знали о месте расположения кабелей, от восстановления кабеля отказались. В результате обрыв был устранен силами и средствами ООО "Прайд", что повлекло промедление в темпах выполнения работ и явилось причиной продления общего срока выполнения работ по Контракту. Кроме того, на участке производства работ нами был обнаружен газопровод, размещенный в земле на глубине всего 15 см., который был полностью окутан корнями деревьев, подлежащих вырубке с выкорчевыванием пней и удалением корней деревьев. В связи с угрозой повреждения газопровода, что могло бы повлечь аварию с угрозой жизни и здоровья неограниченного числа людей, живущих в близлежащих домах, нами было принято решение о выполнении работ без применения спец техники, то есть вручную, что повлекло значительную задержку при проведении работ.
Кроме того, с нашей стороны были выполнены дополнительные работы. Не предусмотренные Контрактом, но необходимые для полного и качественного выполнения работ. А именно вручную были спилены и выкорчеваны четыре дерева, растущие над газопроводом.
Помимо вышеизложенных обстоятельств, повлекших промедление в темпах выполнения работ, причиной тому явились многочисленные собрания жильцов близлежащих домов к месту проведения работ, которые силовыми способами препятствовали вырубке деревьев, блокировали работу спецтехники и персонала ООО "Прайд", в связи с чем мы были вынуждены привлекать правоохранительные органы для разрешения вопросов с местными жителями.
В связи с возникшими трудностями при производстве работ, о возможности возникновения которых Заказчик Подрядчика не уведомлял, срок выполнения работ по Контракту был нарушен по независящим от Подрядчика обстоятельствам. В связи с чем, Подрядчик обращался в адрес Заказчика с просьбой продлить сроки выполнения работ по контракту (письмо исх. N77 от 17.08.2022), на что Заказчик ответил отказом (письмо N533 от 24.08.2022)".
Таким образом, исходя из представленных документов и пояснений, Инспекция установила, что отклонение от графика производства работ произошло по не зависящим от Подрядчика обстоятельствам, а именно, из-за обнаружения трассы силовых кабелей, заложенных в нарушение действующих нормативных требований на глубине всего 15-20 см.; многочисленных собраний жильцов близлежащих домов, которые силовыми способами препятствовали вырубке деревьев, блокировали работу спецтехники и персонала Подрядчика; обнаружения газопровода, размещенного в земле на глубине всего 15 см., необходимости дополнительного выполнения работ по выкорчевыванию пней и удалению корней деревьев, выполнения работ вручную, без применения спецхники.
При этом, Подрядчик обращался в адрес заказчика с просьбой продлить сроки выполнения работ по контракту (письмо исх. N77 от 17.08.2022), на что заказчик ответил отказом (письмо N533 от 24.08.2022)".
Относительно неустраненных в течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушений условий контракта Подрядчиком, представитель ООО "Прайд" пояснил следующее.
Из-за возникших трудностей при производстве работ Подрядчику пришлось за счет собственных средств восстанавливать трассы силовых кабелей, что явилось следствием дополнительных финансовых затрат со стороны ООО "Прайд". Кроме того, со стороны заказчика, муниципального учреждения "Управление городского хозяйства", имелись просрочки оплаты работ в рамках муниципальных контрактов (извещение N0171200001922001626, 0171200001922001764, 0171200001922001768), что также стало одной из причин невозможности выполнения ООО "Прайд" второго этапа исполнения контракта N 19/22 от 04.07.2022 в установленный контрактом срок, поскольку Подрядчик рассчитывал направить полученные от заказчика денежные средства на закупку материалов для выполнения рассматриваемого муниципального контракта.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия исполнителя свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Инспекция Ярославского УФАС России полагает, что в настоящем случае в качестве добросовестного поведения общества следует отметить выполнение первого этапа работ, а именно, выемку грунта, устройство подстилающих слоев из песка и щебня, установка бордюрных камней, выполнение дополнительных работ по валке и выкорчевке деревьев.
Кроме того, необходимо отметить, что отклонение от графика производства работ произошло по не зависящим от Подрядчика обстоятельствам, а именно, из-за трассы силовых кабелей, заложенных в нарушение действующих нормативных требований на глубине всего 15-20 см.; многочисленных собраний жильцов близлежащих домов, которые силовыми способами препятствовали вырубке деревьев, блокировали работу спецтехники и персонала Подрядчика; обнаруженного газопровода, размещенного в земле на глубине всего 15 см., необходимости дополнительного выполнения работ по выкорчевыванию пней и удалению корней деревьев, выполнения работ вручную, без применения спец. техники. С данными обстоятельствами ООО "Прайм" справлялось самостоятельно, своими силами, без содействия заказчика. Просьбы Подрядчика об оказании такого содействия и продления срока выполнения работ по причине необходимости выполнения дополнительных работ, требуемых значительных временных затрат, заказчик оставил без удовлетворения.
Исходя из положений части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. После чего в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе часть 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ направлена - исходя из особенностей регулируемых отношений и с учетом характера оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) - на обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений и не могут расцениваться как нарушающие права поставщика (исполнителя, подрядчика), в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, вытекающих из закона или из государственного контракта, и непринятия заявителем необходимых и разумных мер с целью исполнения государственного контракта (Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 N 922-О, от 20.12.2018 N 3234-О и др.).
Соответственно, по смыслу приведенных положений антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона "_";
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Фактические обстоятельства дела: выполнение первого этапа работ, а именно, выемка грунта, устройство подстилающих слоев из песка и щебня, установка бордюрных камней, выполнение дополнительных работ по валке и выкорчевке деревьев; вынужденное нарушение Подрядчиком сроков выполнения работ по контракту по не зависящим от него причинам (обнаружение трассы силовых кабелей, заложенных в нарушение действующих нормативных требований на глубине всего 15-20 см.; многочисленные собраний жильцов близлежащих домов, которые силовыми способами препятствовали вырубке деревьев, блокировали работу спецтехники и персонала Подрядчика; обнаружения газопровода, размещенного в земле на глубине всего 15 см., необходимость дополнительного выполнения работ по выкорчевыванию пней и удалению корней деревьев, выполнение работ вручную, без применения спецхники); оплата выставленной заказчиком неустойки за нарушение срока выполнения работ; отсутствие содействия заказчика в продлении сроков выполнения работ по контракту; имеющиеся просрочки в оплате выполненных работ по иным контрактам, которые мешали Подрядчику закупить необходимые для выполнения работ материалы - свидетельствуют о принятии ООО "Прайд" мер для надлежащего исполнения условий контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации о данном подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" порядка расторжения контракта от 04.07.2022 N 19/22 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8 (извещение N 0171200001922001766), заключенного с ООО "Прайд", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном подрядчике для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" (ИНН 7617007792, ОГРН 1077611001236) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Прайд" (ИНН 7709993471, ОГРН 1177746277170), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства", порядка расторжения контракта от 04.07.2022 N 19/22 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории МКД по адресу: Ярославская область, г. Данилов, ул. Заводская, д. N 6а, 8 (извещение N 0171200001922001766), заключенного с ООО "Прайд", в связи с нарушением подрядчиком существенных условий контракта нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) об ООО "Прайд" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: ____..
Члены Инспекции: ____..
____..
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22 сентября 2022 г. N 05-03/185П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.09.2022