Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Заместителя председателя комиссии: "___"
Членов Комиссии: "___"
в присутствии:
"___" - представителя заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, действующего на основании доверенности от 16.09.2022 года;
"___" - представителя заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, действующего на основании доверенности от 16.09.2022 года;
"___" - представителя заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, действующего на основании доверенности от 16.09.2022 года;
"___" - представителя уполномоченного органа Управление государственных закупок Брянской области, действующего на основании доверенности N 10 от 26.08.2022 года;
"___" - представителя заявителя, действующего на основании доверенности N 15/2022 от 01.09.2022 года,
"___" - представителя ООО "МАГ+С", действующего на основании Приказа от 22.11.2018 года,
рассмотрев жалобу заявителя "___". на действия заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проекта "Расчистка реки Десна в пределах города Брянска" (2 этап)за N 0127200000222005155 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
05.09.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проекта "Расчистка реки Десна в пределах города Брянска" (2 этап) за N 0127200000222005155.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 013 986,00 рублей.
До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе за N 0127200000222005155 подано 4 (четыре) заявки.
Заявитель "___" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, поскольку установление в извещении об осуществлении закупки требований к участникам закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий является неправомерным и приводит к ограничению количества участников закупки.
Изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены положения п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
В соответствии с ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Из положений ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) следует, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
В соответствии со ст. 47 ГРК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Согласно ч. 1 ст. 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что проектная документацию представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально- технологические, конструктивные и инженерно-технические решения бля обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, архитектурно-строительное проектирование, включая результат указанной деятельности, представляет собой подготовку проектной документации в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
При этом ч. 4 ст. 48 ГрК РФ предусмотрено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
С учетом изложенного, членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования требуется только в том случае, если хозяйствующим субъектом осуществляется подготовка проектной документации в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Установлено, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по разработке проекта "Расчистка реки Десна в пределах города Брянска" (2 этап).
Река - поверхностный водный объект, воды которого текут по поверхности земли или в части своего русла могут течь под землей и находятся в состоянии непрерывного движения
В соответствии с п. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Следовательно, исходя из положений п. 10 ст. 1 ГрК РФ река не относится к объектам капитального строительства.
Вместе с тем, заказчиком в п. 13.1 Извещения об осуществлении закупки установлено требование к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: "Сведения/копия сведений из единого реестра о членах саморегулируемых организаций, которые предоставляются в соответствии с пунктами 2,5,6 раздела "состав сведений, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах" утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.05.2022 N945, ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ:
п.2 Сведения о наличии (отсутствии) у члена саморегулируемой организации права, предусмотренного частью 3 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации (размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации, размер страховой суммы по договору о страховании риска ответственности за нарушение членом саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договора строительного подряда, договора подряда на осуществление сноса, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее - с использованием конкурентных способов), дата уплаты взноса (дополнительного взноса) в такой фонд саморегулируемой организации, дата приостановления права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства);
п.5Уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (простой, первый, второй, третий, четвертый или пятый), определяемый в соответствии с частями 10 и 12 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, в соответствии с которыми указанным членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
п.6 Уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (первый, второй, третий, четвертый или пятый), определяемый в соответствии с частями 11 и 13 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов, в соответствии с которыми указанным членом саморегулируемой организации внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств".
Однако, исходя из анализа входящих в состав видов работ по рассматриваемому аукциону, основными видами проектируемых работ по расчистке водного объекта являются изъятие донных отложений из русла водного объекта (дноуглубительные работы), расчистка русла реки и т.д.
Таким образом, Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу, что работы по расчистке реки не имеют направленности к созданию нового сооружения, не содержат требований к наличию строительных конструкций, не имеют уровня ответственности объекта капитального строительства, как сооружения.
Следовательно, в связи с отсутствием объектов капитального строительства при указанных работах, установление требований о наличии у участников закупки членства в СРО является незаконным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлено неправомерное требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, так как объектом закупки является выполнение работ по разработке проекта "Расчистка реки Десна в пределах города Брянска", а не по разработке проектной документации для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, как предусмотрено градостроительным законодательством.
Кроме того, как было установлено ранее, объектом закупки является выполнение работ по разработке проекта "Расчистка реки Десна в пределах города Брянска", что в свою очередь не относится к объектам капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, в связи с чем установление требований в извещении о проведении закупки (необходимость разработки проектной документации согласно нормам Постановления N 87 от 16.02.2008 "О составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию", получение положительного заключения государственной экспертизы не требуется.
В рамках рассмотрения жалобы, заявителем ООО "МАГ+С" по жалобе N 032/06/105-849//2022, на обозрение Комиссии Брянского УФАС России представлены письма от органов государственной экспертизы, которые подтверждают, что река не относится к объектам капитального строительства и работа по расчистке реки не является предметом государственной экспертизы (в частности, письмо исх. N 2613/1124 от 29.12.2021 года ГАУ РО Государственная экспертиза проекта, письмо N 301/22 от 02.06.2022 года).
Кроме того, Комиссией Брянского УФАС России установлено, что заказчиком в описании объекта закупки не описаны виды экспертиз, а также органы для проведения экспертиз.
Довод заказчика о том, что река относится к линейным объектам, не может быть принят Комиссией Брянского УФАС России, поскольку как определено п.10.1 ГРК РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Из прямого толкования приведенных норм законодательства следует, что разработка проекта по расчистке реки не относится к объектам капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту и прочее, в связи с чем установление заказчиком требований о наличии членства участника закупки в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, требования о необходимости разработки проектной документации согласно нормам ГРК РФ и Постановления N 87, не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч.4 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которым в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования, поскольку заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки, а именно требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Извещением о рассматриваемой закупке установлено дополнительное требование к участникам, в соответствии с пунктом 6 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Позицией 6 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки при проведении работ по подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, а именно: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Поскольку предметом закупки является выполнение работ по разработке проекта "Расчистка реки Десна в пределах города Брянска", что в свою очередь не является разработкой проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, следовательно, дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 6 Постановления Правительства РФ N 2571, установлено заказчиком неправомерно.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.Заказчиком Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования п.1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно которым извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, а также положения п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которым при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, поскольку заказчиком не размещен в ЕИС Акт обследования реки Десна в пределах города Брянска, который является основанием для проектирования в соответствии с объектом закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по разработке проекта "Расчистка реки Десна в пределах города Брянска".
В Описании объекта закупки заказчиком в основании на проектирование указан Акт обследования реки Десна в пределах города Брянска, однако, в единой информационной системе в сфере закупок указанный акт не размещен.
Заявитель в рамках рассмотрения жалобы отмечает, что отсутствие указанного акта может привести к невозможности формирования участниками закупки предложения по исполнению контракта.
Комиссия Брянского УФАС России отмечает, что поскольку Акт обследования реки Десна в пределах города Брянска поименован заказчиком в Описании объекта закупки, следовательно, указанный документ должен быть размещен в ЕИС для ознакомления участниками закупки
Комиссия Брянского УФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие указанного документа в рамках выполнения работ по данной закупке может вводить участников закупки в заблуждение, что также может привести к невозможности формирования участниками закупки предложения по исполнению контракта.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу "___" на действия заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке проекта "Расчистка реки Десна в пределах города Брянска" (2 этап) за N 0127200000222005155 обоснованной.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области нарушения положений п. 1 ч.1 ст. 31, ч.6 ст. 31, ч.2 ст. 31, п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
3. Выдать заказчику Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, уполномоченному органу Управление государственных закупок Брянской области, оператору АО "ЕЭТП" предписание об устранении выявленных нарушений, в том числе об аннулировании закупки.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии "___"
Члены комиссии "___"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 16 сентября 2022 г. N 032/06/105-849//2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2022