Резолютивная часть решения оглашена 05 октября 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 07 октября 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителей сторон:
ГБУЗ "Орский противотуберкулезный диспансер" -
ООО "ПРОМЕДФАРМ" -
Представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ПРОМЕДФАРМ" на действия ГБУЗ "Орский противотуберкулезный диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку смеси белковой (номер извещения N 0853500000322007900),
УСТАНОВИЛА:
28 сентября 2022 г. в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступила жалоба ООО "ПРОМЕДФАРМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Орский противотуберкулезный диспансер" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку смеси белковой (номер извещения N 0853500000322007900) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган), выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представители Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме, пояснив следующее. В приложении к извещению предусмотрены условия о необходимых к поставке продуктах, в части технических характеристик, ограничивающие доступ Заявителя, а также других потенциальных участников закупки к торгам. Так, в описании объекта закупки, установлено следующее требование: "Смесь белковая композитная сухая должна содержать минералов не менее 2-х, и не более 4-х, в т.ч. калий в количестве от 1,88 до 6,25 г ена 100 г, и магний в количестве от 0,3 до 1 г на 100 г". Заказчиком в обоснование установления дополнительных характеристик сделана ссылка на ГОСТ 33933-2016. Между тем, положениями ГОСТ не установлено требование об обогащении СБКС витаминами и минералами, а лишь предусмотрена такая возможность. Между тем, исходя из информационного письма Профильной комиссии по "диетологии" Министерства здравоохранения РФ N 18/21 от 14.12.2021 г., следует, что в составе стандартных диет не допускается применение специализированной пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания смесей белковых композитных сухих и обогащенных витаминами и минеральными веществами. Исходя из приказов N 330н, 396н, N 1008н Минздрава России совместное применение СБКС и ВМК гарантированно приведет к повышению суточной нормы потребления калия. Ссылка Заказчика на методические рекомендации МР2.3.1.02531-21 "Нормы физиологических потребностей энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2021 г.)" также является несостоятельной, поскольку данные нормы потребления даны для здоровых людей, а закупка проводится для использования на пищеблоке лечебного учреждения. Физиологическое нормы потребления белка, витаминов и минералов значительно отличаются у больных и здоровых людей и варьируют от нозологии к нозологии. Исходя из п. 5, 6 Правил использования КТРУ, Заказчик при указании дополнительных характеристик товаров, работ, услуг, которые не предусмотрены позицией каталога, обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации. Заявителем подавался запрос о разъяснении положений документации об аукционе, но Заказчик соответствующие изменения в извещение о закупке не внес.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, указав на следующее.
При описании объекта закупки требования ст. 33 Закона о контрактной системе соблюдены. Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 09 февраля 2017 года N Д28и-1152 "О формировании и ведении в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в позиции каталога в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе с 01 октября 2017 года может включаться дополнительная информация о конкретных товарах, работах, услугах, в том числе информация о характеристиках таких товаров.
На основании п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145, заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, не предусмотренные в позиции каталога, в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с указанными Правилами, в случае указания дополнительных характеристик, заказчик обязан включать в описание товара, работы услуги обоснование необходимости использования такой информации. Из указанных пунктов Правил в их взаимосвязи с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе установить в документации об электронном аукционе дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, предусмотренные документацией в системе стандартизации (ГОСТами), с обоснованием необходимости использования такой информации. Согласно разделу 1 ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" этот стандарт распространяется на смеси белковые композитные сухие, относящиеся к специализированным продуктам и предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд. В соответствии с с таблицей 2 пункта 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 содержание минеральных веществ суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами или соответствующими премиксами, составляет от 15 до 50 % от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
Согласно пункту 5.1.7 ГОСТ 33933-2016 содержание функциональных ингредиентов в соответствии с таблицей В.3 (приложение В) определяется с учетом рекомендованной физиологической потребности в витаминах и минеральных веществах для различных половозрастных групп взрослого населения и детей старше 3 лет, согласно нормативным правовым актам, действующим на территории государства, применяющего стандарт.
Из таблицы В.3 приложения В (обязательно) ГОСТ 33933-2016 следует допустимость содержания в 20 г смеси белковой композитной сухой указанных в ней минералов, в том числе, в количестве от 375 мг от 1250,0 мг включительно и магния в количестве от 60,0 мг до 200,00 включительно, что в перерасчете на 100 г смеси белковой композитной сухой составляет калий в количестве от 1,88 г до 6,25 г на 100 г сухой смеси и магний в количестве от 0,3 до 1 г на 100 г.
При этом, требования к составу и количеству минералов в смеси белковой композитной сухой Заказчик, руководствуясь ст. 33 Закона о контрактной системе, устанавливает в соответствии со своими потребностями. Включение в рацион питания смеси белковой композитной сухой с содержанием не менее 2-х и не более 4-х минералов, в том числе калия в количестве от 1,88 до 6,25 г. на 100 г смеси, магния в количестве от 0,3 до 1 г. на 100 г смеси восполняется потребность пациентов в этих минералах в пределах нормы уточненной физиологической потребности, установленной в методических рекомендациях "МР 2.3.1.0253-21.2.3.1 Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2022 г. Поэтому Заказчиком в качестве обоснования установленных требований к товару правомерно указаны ГОСТ 33933-2016 и методические рекомендации МР 2.3.1.0253-21.2.3.1. Заявитель в своей жалобе ссылается на письмо Профильной комиссии по диетологии Министерства здравоохранения Российской Федерации исх. N 18/21 от 14.12.2021 г., согласно которому, не допускается применение специализированной пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания смесей белковых композитных сухих, обогащенных витаминами и минеральными веществами (микроэлементами - железом, цинком, йодом, медью, марганцем, хромо, молибденом) в стандартных диетах медицинских организаций утвержденных Приказом Минздрава России N 330.
Калий и магний являются макроэлементами, и вышеперечисленный перечень не включены. В связи с этим, ссылка Заявителя на данное письмо является необоснованной. На основании ст. 49, ст. 8 Закона о контрактной системе участник закупки вправе предложить к поставке товар, соответствующий потребностям Заказчика. Это право Заявителя Заказчиком не нарушено. На участие в закупке подано 3 заявки.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
21.09.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке ООО РТС-тендер было размещено извещение с приложением об аукционе на поставку смеси белковой (номер извещения N 0853500000322007900).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 998 884,55 рублей.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме утверждено Заказчиком.
Законом о контрактной системе урегулированы отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 часть 2 статей 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии со ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что, если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
На основании п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145, заказчик вправе указать в документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, не предусмотренные в позиции каталога, в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с указанными Правилами, в случае указания дополнительных характеристик, заказчик обязан включать в описание товара, работы услуги обоснование необходимости использования такой информации.
В Техническом задании на поставку смеси белковой композитной сухой для нужд ГБУЗ "Орский противотуберкулезный диспансер" размещенном Заказчиком в Единой информационной системе к поставке требуется "Смесь белковая композитная сухая", в том числе, с дополнительными характеристиками:
N п/п |
Наименование объекта закупки |
Описание объекта закупки: |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, |
Единица измерения |
Количество |
|
|
|
|
||||
1 |
Смесь белковая композитная сухая |
Наличие обогащающих компонентов: Да Вид применяемого сырья: Белок молока Агломерированная форма: Да Дополнительные характеристики: Смесь белковая композитная сухая должна содержать минералов не менее 2-х, и не более 4-х в т.ч. калий в количестве от 1,88 до 6,25 г на 100 г, и магний в количестве от 0,3 до 1 г на 100г Пищевая и энергетическая ценность в 100 г Белки - 40,0 г Жиры - 20,0 г Углеводы - 30,0 г в т.ч. пищевые волокна - 4 г Энергетическая ценность - 452,0 Ккал. Соответствие ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия (с Поправкой)". Фасовка товара: пакеты из многослойных полимерных материалов, массой не менее 1 кг не более 10 кг. |
Содержание минералов, в т.ч. калий и магния, включены для уточнения потребности с учетом ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с требованиями ГОСТ 33933-2016 таб. 2 и таб. В3) и методических рекомендаций МР 2.3.1.0253-21 "Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июля 2021 г). Пищевая и энергетическая ценность указана согласно ГОСТ 33933-2016 Фасовка и материалы упаковки указаны для размещения и сохранности на складе товара по сроку и условиям хранения. |
кг |
365 |
Из указанных пунктов Правил, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе установить в документации об электронном аукционе дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, предусмотренные документации в системе стандартизации (ГОСТами), с обоснованием необходимости использования такой информации. Согласно разделу 1 ГОСТ 33933-2016 "Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия" этот стандарт распространяется на смеси белковые композитные сухие, относящиеся к специализированным продуктам и предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
В соответствии с таблицей 2 пункта 5.1.3 ГОСТ 33933-2016 содержание минеральных веществ суточной порции смеси белковой композитной сухой, обогащенной минеральными веществами или соответствующими премиксами, составляет от 15 до 50 % от нормы физиологической потребности в конкретном компоненте.
Согласно пункту 5.1.7 ГОСТ 33933-2016 содержание функциональных ингредиентов в соответствии с таблицей В.3 (приложение В) определяется с учетом рекомендованной физиологической потребности в витаминах и минеральных веществах для различных половозрастных групп взрослого населения и детей старше 3 лет, согласно нормативным правовым актам, действующим на территории государства, применяющего стандарт.
Из таблицы В.3 приложения В ГОСТ 33933-2016 следует допустимость содержания в 20 г смеси белковой композитной сухой указанных в ней минералов, в том числе магния калия.
Исходя из пояснений представителя Заказчика, требования к составу и количеству минералов в смеси белковой композитной сухой Заказчик, руководствуясь ст. 33 Закона о контрактной системе, установил в соответствии со спецификой своей деятельности и имеющейся необходимости, в соответствии со своими потребностями. А необходимость включения в рацион питания смеси белковой композитной сухой с содержанием не менее 2-х и не более 4-х минералов, в том числе калия в количестве от 1,88 до 6,25 г. на 100 г смеси, магния в количестве от 0,3 до 1 г. на 100 г смеси восполняется потребность пациентов в этих минералах в пределах нормы уточненной физиологической потребности, установленной в методических рекомендациях "МР 2.3.1.0253-21.2.3.1 Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2022 г. Поэтому Заказчиком в качестве обоснования установленных требований к товару указаны ГОСТ 33933-2016 и методические рекомендации МР 2.3.1.0253-21.2.3.1.
Ссылка Заявителя в своей жалобе на письмо Профильной комиссии по диетологии Министерства здравоохранения Российской Федерации исх. N 18/21 от 14.12.2021 г., согласно которому, не допускается применение специализированной пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания смесей белковых композитных сухих, обогащенных витаминами и минеральными веществами (микроэлементами - железом, цинком, йодом, медью, марганцем, хромо, молибденом) в стандартных диетах медицинских организаций утвержденных Приказом Минздрава России N 330, не состоятельна, поскольку калий и магний являются макроэлементами, и вышеперечисленный перечень не включены. Более того, не свидетельствует само по себе о наличии нарушений в действиях Заказчика положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
Требований положений Закона о контрактной системе о наличии обоснования дополнительных характеристик товара Заказчиком соблюдено, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Кроме того, исходя из материалов дела на участие в аукционе подано 3 заявки от участников закупки.
Довод Заявителя о том, что наличие калия и магния в товаре, требуемом Заказчику к поставке ограничивают возможность его участия в данной закупке, сам по себе не является основанием для отмены аукциона или внесения изменений в извещение и не свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 33 Закона о контрактной системе.
Доводы о том, что наличие данных макроэлементов является уникальной характеристикой единственного товара на рынке, также не может принят Комиссией Оренбургского УФАС России, в связи с тем, что является голословным, не подтвержденным со стороны Заявителя какими-либо доказательствами.
Требования, установленные Заказчиком, в равной мере применялись ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводили к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика, а сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным Заказчиком требованиям, не означает, что действия последнего повлекли необоснованное ограничение конкуренции.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы являются несостоятельными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПРОМЕДФАРМ" на действия ГБУЗ "Орский противотуберкулезный диспансер" при проведении электронного аукциона на поставку смеси белковой (номер извещения N 0853500000322007900), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.