Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
при участии посредством ВКС:
рассмотрев жалобу ООО "Солид",
У С Т А Н О В И Л А:
27.09.2022 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Солид" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - Администрации Шабалинского района Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку термос ремонтера для литого асфальта (кохер) (извещение N 0140300006422000016).
Заявитель сообщает, заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 8, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе): совокупность технических характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки, а также имеющегося разрешения Минптромторга РФ, указывает на товар одного конкретного производителя. Заказчиком закупается иностранный товара, однако существуют аналоги и российского производства, который может поставить Заявитель, согласно полученным письмам производителей. В дополнительных доводах, не заявленных в жалобе, Заявитель указывает на короткие сроки осуществления поставки Товара, указанные в проекте Контракта.
Рассмотрение жалобы назначалось на 03.10.2022 года, откладывалось на 04.10.2022 года. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, согласно которым Техническое задание по аукциону сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе и не содержит указания на торговые наименования приобретаемого товара. Следовательно, исходя из буквального толкования Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требования к объекту закупки исходя из своих потребностей.
При проведении анализа 3 коммерческих предложений, поступивших от разных юридических лиц были определены основные параметры требуемой к поставке технике и ее ценовая категория. Товар отечественного производства не подходил Заказчику либо по техническим характеристикам, либо по ценовому параметру.
В связи с чем, в целях исполнения требований Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N 616) Заказчиком в Министерство промышленности и торговли РФ была сделана заявка на закупку товара, происходящего из иностранного государства. В заявке наряду с техническими характеристиками обязательными для заполнения являются также наименование товара, производитель (указывается только один производитель, хотя имеется несколько), страна производства. По результатам заявки получено разрешение на закупку товара, происходящего из иностранного государства.
В Техническом задании аукциона были указаны технические характеристики приобретаемого товара в соответствии с указанными в полученном разрешении Минпромторга РФ, под показатели которых подходят и другие производители термос ремонтеров (как минимум два производителя). Кроме того, на участие в данной закупке было подано 2 заявки, что говорит об отсутствии ограничения конкуренции со стороны Заказчика при проведении закупки. Само разрешение было размещено для подтверждения обоснования невозможности применения Постановления Правительства РФ N 616.
Заказчик также указал, что Закон о контрактной системе указывает на необходимость обеспечения конкуренции именно между участниками закупки, а не между производителями товара. Доказательства того, что Заявитель не может приобрести и поставить Заказчику товар, соответствующий условиям технического задания, в том числе с учетом сроков его поставки и установки в материалы дела не представлены, т.е. отсутствуют доказательства того, что Заявитель ограничен, как участник. Указывает на отсутствие ограничения, так как требованиям технического задания удовлетворяют товары минимум двух производителей. Считает жалобу необоснованной, просит отказать в заявленных требованиях.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
20.09.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0140300006422000016 о проведении электронного аукциона на поставку термос ремонтера для литого асфальта (кохер). Начальная (максимальная) цена контракта - 6 333 333,33 руб.
Заказчиком в Извещении к закупке установлен ОКПД2 - 29.10.59.119.
В извещении о закупке указаны обстоятельства невозможности применения Заказчиком Постановления Правительства N 616 - наличие разрешения Минпромторга РФ от 09.09.2022 года.
Согласно Технической части аукциона к поставке требуется Товар - Термос ремонтера для лифтового асфальта со следующими характеристиками:
N п/п |
Описание требований (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, единицы измерения)* |
Минимальные и (или) максимальные, неизменяемые значения характеристики |
Требования заказчика к указанию значения характеристики участником закупки** |
1 |
2 |
3 |
4 |
Технические требования термос ремонтера для литого асфальта (кохер): | |||
1 |
Габаритные размеры (длина), мм |
Не более 4500 |
Одно конкретное значение |
2 |
Габаритные размеры (ширина), мм |
Не более 2500 |
Одно конкретное значение |
3 |
Габаритные размеры (высота), мм |
Не более 2296 |
Одно конкретное значение |
4 |
Вместимость топливного бака горелки, л |
Не менее 80 |
Одно конкретное значение |
5 |
Вместимость бункера по массе, кг |
Не менее 9 500 |
Одно конкретное значение |
6 |
Емкость гидробака, л |
Не менее 60 |
Одно конкретное значение |
7 |
Количество горелок, шт |
Не менее 1 |
Одно конкретное значение |
8 |
Количество лопастей мешалки, шт |
Не менее 6 |
Одно конкретное значение |
9 |
Компоновка термос-бункера |
Вертикальная |
Неизменяемое значение |
10 |
Масса навесного оборудования, кг |
Не более 5100 |
Одно конкретное значение |
11 |
Мощность автономного двигателя, л.с. |
Не менее 35,5. |
Одно конкретное значение |
12 |
Мощность подогревателя, кВт |
Не менее 100 |
Одно конкретное значение |
13 |
Внешняя обшивка бункера |
Алюминиевый лист |
Неизменяемое значение |
14 |
Толщина внешней обшивки, бункера, мм |
Не менее 2 |
Одно конкретное значение |
15 |
Теплоизоляция |
Базальтовое волокно |
Неизменяемое значение |
16 |
Толщина теплоизоляции бункера, мм |
Не именее 100 |
Одно конкретное значение |
17 |
Привод механизмов термос бункера |
Дизельный двигатель с гидравлическим двухсекционным насосом |
Неизменяемое значение |
18 |
Максимальное давление в гидравлической системе, МПа |
Не менее 30 |
Одно конкретное значение |
19 |
Ручной аварийный привод гидравлической системы |
Наличие |
Неизменяемое значение |
Система перемешивания | |||
20 |
Система перемешивания |
6-ти лопастная, вертикальная, двухуровневая мешалка |
Неизменяемое значение |
21 |
Привод мешалки |
Цепной привод от гидромотора |
Неизменяемое значение |
22 |
Цепь привода мешалки |
2-х рядная роликовая |
Неизменяемое значение |
23 |
Регулировка оборотов мешалки |
Наличие |
Неизменяемое значение |
24 |
Материал лопаток |
Сталь Hardox |
Неизменяемое значение |
25 |
Толщина стали лопаток, мм |
Не менее 20 |
Одно конкретное значение |
26 |
Крепление вала мешалки |
Перемешивающий узел, крепится на роликовых подшипниках к крышке котла (отсутствие элементов крепления к днищу бункера) |
Неизменяемое значение |
27 |
Платформа для контроля загрузки и обслуживания привода мешалки |
Находится на крыше бункера, оборудована лестницей и складными поручнями |
Неизменяемое значение |
Загрузочный люк бункера | |||
28 |
Загрузочный люк бункера закрывается двумя створками |
привод гидравлический или механический |
Одно конкретное значение |
29 |
Габаритные размеры, мм |
Не менее 1100х800 |
Одно конкретное значение |
Окно разгрузки материала заднее | |||
30 |
Окно разгрузки материала заднее |
Наличие |
Неизменяемое значение |
31 |
Габаритные размеры, мм |
Не менее 250х500 |
Одно конкретное значение |
32 |
Привод створки |
Гидравлический |
Неизменяемое значение |
33 |
Желоб |
Поворотный |
Неизменяемое значение |
34 |
Система подогрева |
Автоматическая дизельная горелка в закрытом кожухе |
Неизменяемое значение |
35 |
Система управления процессом перемешивания и подогрева |
Контроллер для работы всех функций |
Неизменяемое значение |
36 |
Возможность изменения программы циклов работы |
Наличие |
Неизменяемое значение |
37 |
Дисплей с информационными параметрами мешалки |
Наличие |
Неизменяемое значение |
Функций управления с центрального пульта | |||
38 |
Запуск/остановка двигателя |
Наличие |
Неизменяемое значение |
39 |
Регулировка оборотов двигателя |
Наличие |
Неизменяемое значение |
40 |
Запуск/остановка/регулировка системы подогрева |
Наличие |
Неизменяемое значение |
41 |
Включение/выключение мешалки |
Наличие |
Неизменяемое значение |
42 |
Размещение двигателя, гидравлической и электронной систем, топливных баков и электронного пульта управления |
В закрытом моторном отсеке со встроенным замком |
Неизменяемое значение |
43 |
Световая сигнализация при перебоях в работе |
Наличие |
Неизменяемое значение |
44 |
Электронная защита от перегрева термос-бункера |
Наличие |
Неизменяемое значение |
45 |
Освещение рабочей зоны |
Наличие |
Неизменяемое значение |
46 |
Год выпуска |
Не ранее 2022 |
Одно конкретное значение |
*Описание установленных требований изменению не подлежит.
**"Одно конкретное значение" - участник закупки указывает одно конкретное значение из установленного диапазона без каких-либо слов, знаков, символов, исключающих конкретное значение, а при наличии альтернативных значений выбирает одно конкретное из установленных значений.
"Неизменяемое значение" - участник указывает все значения, слова, знаки, символы и др., содержащиеся в соответствующей строке технического задания без изменения.
Относительно довода об указании характеристик, которые соответствуют единственному производителю в том числе в разрешении Минпромторга РФ установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона N 0140300006422000016 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, конкретные характеристики, указанные в разрешении Минпромторга РФ не являются частью Технического задания Заказчика, не расцениваются как несоответствующие ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Заявителем также не доказано отсутствие у Заказчика потребности в закупке Товара с указанными характеристиками.
Таким образом, Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
При подготовке аукционной документации Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, содержащих предложение о поставке товара различных производителей. Кроме того, согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.09.2022 года на аукцион вышли 2 участника, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие об ограничении конкуренции и ограничении числа участников закупки.
Представленные Заявителем пояснения и документы не свидетельствуют об отсутствии у Заказчика потребности в приобретении заявленного товара, указывают на наличие товара отечественного производства обоснование в невозможности закупки которого им были заявлены при рассмотрении жалобы.
Довод Заявителя является необоснованным.
Относительно довода об установлении коротких сроков для поставки товара установлено следующее.
Указанный довод Заявителя изначально в доводах жалобы не содержался и по сути является новым доводом, таким образом такой довод должен быть представлен Заявителем в надлежащем порядке, определенным Главой 6 Закона о контрактной системе, однако, данная процедура Заявителем соблюдена не была. Представление новых доводов жалобы в процессе уже заявленных доводов лишает представителей Заказчика подготовить возражения и представить позицию по вновь заявленным доводам, однако в процессе рассмотрения жалобы Заказчиком был дан ответ на поставленный Заявителем довод о сроках поставки товара.
Так Заказчик пояснил, что в соответствии с проектом контракта срок поставки составляет 20 рабочих дней с даты подписания муниципального контракта (п. 6.5 Контракта). Данный срок является разумным для Заказчика в части возможности использования поставляемого товара до наступления холодного времени года, в которое его использование не представляется возможным. Кроме того, Законом о контрактной системе не установлено ограничений по установлению сроков поставки.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Пунктом 6.5. проекта Контракта установлено "Сроки поставки товара: в течение 20 рабочих дней с даты подписания муниципального контракта".
Вместе с тем, Заявитель доказательств, однозначно свидетельствующих о невозможности поставки товара в сроки, установленные в проекте Контракта, не представил.
Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в праве устанавливать сроки поставки товара, в соответствии со своей потребностью.
Как подтверждается материалами дела, установленный заказчиком срок поставки товара не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод жалобы не нашел своего подтверждения материалами дела, и является необоснованным.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Солид" на действия на действия Администрации Шабалинского района Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку термос ремонтера для литого асфальта (кохер) (извещение N 0140300006422000016).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.