рассмотрев обращение ГКУ "Финансово-хозяйственное управление" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Алми" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений, прилегающей территории и обслуживанию здания Государственного казенного учреждения Пермского края "Финансово-хозяйственное управление", г. Пермь (изв.N 0856200000421000052),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856200000421000052 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений, прилегающей территории и обслуживанию здания Государственного казенного учреждения Пермского края "Финансово-хозяйственное управление", г. Пермь. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 232 000,07 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 05.10.2021 N 11843/22) рассмотрение обращения было назначено на 10.10.2022 в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 11.10.2022 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
11.02.2022 г. между Заказчиком и ООО "Алми" (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по комплексной уборке внутренних помещений, прилегающей территории и обслуживанию здания Государственного казенного учреждения Пермского края "Финансово-хозяйственное управление", г. Пермь (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 20.09.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что по состоянию на 20.09.2022 г. услуги Исполнителем оказываются ненадлежащим образом. Заказчиком осуществлялся контроль за исполнением контракта Исполнителем. По результатам контроля был составлены акты рекламации:
- от 15.07.2022 г.;
- от 26.07.2022 г.;
- от 08.09.2022 г.;
- от 13.09.2022 г.;
- от 15.09.2022 г.
Замечания, указанные в актах рекламации носили однотипный характер, и не устранялись Исполнителем.
Поскольку Исполнителем обязательства по Контракту исполняются ненадлежащим образом, 20.09.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 20.09.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 2590299523322000001 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 20.09.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 30.09.2022 г. Обращение о включении ООО "Алми" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта было направлено в адрес Пермского УФАС России 04.10.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
В пояснениях в ходе заседания Комиссии представитель Исполнителя указал, что Заказчиком выявлялись недостатки в услугах, которые он отражал в своих актах о неисполнении условий контракта от 15.07.2022 г., от 26.07.2022 г., от 08.09.2022 г., от 13.09.2022 г., от 15.09.2022 г. Составлены указанные акты были без участия представителя Исполнителя. Заказчик не уведомлял о проводимых экспертизах, направлял составленные в одностороннем порядке акты о неисполнении. После получения актов о неисполнении условий контракта Исполнителем была проведена внутренняя проверка. По результатам проверки были получены объяснительные на акт от 15.07.2022, от 26.07.2022, от 08.09.2022, от 14.09.2022, от 15.09.2022 от менеджера О.Н. Ичетовкиной, которая работала на объекте, предоставлены фото о проведении уборки, подтверждающих надлежащую чистоту помещений, проведены устные переговоры с заказчиком по поводу обоснованности претензий заказчика. В частности, в акте о неисполнении от 26.07.2022 г. заявлено, что не заменены лампы в кабинетах, в объяснительной на акт от 26.07.2022 г. указано, что была сделана заявка заказчиком на замену 1 лампы, проведена замена 22.07.2022 г., иных заявок сделано не было. Также Исполнитель указал, что уборка не проводилась в отдельные периоды из-за отсутствия доступа в кабинеты, в некоторых случаях сотрудники Заказчика сами просили не мыть, в некоторых местах на горизонтальных поверхностях находились документы сотрудников заказчика, которые мы не могли трогать и проводить уборку. Вместе с тем Исполнитель отметил, что в некоторых случаях ненадлежащее исполнение имело место. В частности, 09 и 12 сентября 2022 года не было полного оказания услуг, поскольку сотрудник Исполнителя заболел и не предупредил менеджера об этом, соответственно не была своевременно проведена замена на другого сотрудника. Однако такие недостатки являются некритическими, оперативно устранялись. В подтверждение этого имеются акты приемки услуг за период март-август 2022 г. Два штрафа, за ненадлежащее исполнение, были оплачены.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Так, в адрес Комиссии представлены платежные поручения N 326 от 11.08.2022 г., N 374 от 23.09.2022 г., подтверждающие оплату штрафов, объяснительные сотрудников исполнителя по актам проверки исполнения условий контракта, фотоизображения результатов уборки.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего. Исходя из пояснений Исполнителя, переписки, которая велась между сторонами, Комиссия приходит к выводу, что Исполнитель не уклонялся от исполнения контракта, был намерен исполнить контракт для чего были заключены договоры на поставку необходимого оборудования.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства намеренного неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Алми" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Алми" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 11 октября 2022 г. N РНП-59-432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2022