Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 октября 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>., представителя по доверенности,
поставщика - общества с ограниченной ответственностью "АНЕГА" - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АНЕГА" (далее - ООО "АНЕГА", Поставщик, Общество), находящемся по адресу: 429635, Чувашская Республика, Красноармейский район, д. Юпрямы, ул. Шоссейная, д. 44, лит. А, каб.2 (ИНН: 2109002673, КПП: 210901001, ОГРН: 1182130010644).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 04.10.2022 поступило обращение казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об ООО "АНЕГА", в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
17.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522000637 о проведении электронного аукциона на поставку водонагревателя, с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 602 900,00 рублей.
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N 0815500000522000637 признано несостоявшимся. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 52 Ф Закона о контрактной системе заключение государственного контракта осуществлено в порядке, установленном п. 25 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
11.03.2022 между Заказчиком и ООО "АНЕГА" заключен контракт N 0637-ЭА на поставку водонагревателя (далее - Контракт).
В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется поставить водонагреватель (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (пункт 1.1 Контракта).
Поставка товара осуществляется с момента заключения контракта до 01 июня 2022 года транспортом и за счет средств Поставщика (пункт 3.1.1 Контракта).
Поставщик обязан осуществить монтаж Товара, пуск и наладку до 01 июня 2022 года (пункт 3.1.2 Контракта).
Поставщик при поставке товара предоставляет полный пакет документов на товар, в том числе: отчетные, финансовые документы; документы, подтверждающие качество товара (сертификаты соответствия/декларации о соответствии, выданные органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом (для товаров, подлежащих обязательной сертификации); руководство по эксплуатации на русском языке; паспорт на изделие; инструкция по монтажу и эксплуатации; гарантийный талон/гарантийное письмо; акт приема - передачи товара, подписанный Поставщиком на бумажном носителе (пункт 3.2 Контракта).
Крайний срок поставки водонагревателя - 01.06.2022.
Поставщиком был поставлен Товар Заказчику - 31.05.2022.
Согласно пункту З.6 Контракта Заказчик не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления документа о приемке производит приемку товара, либо принимает мотивированный отказ от подписания.
Представитель Заказчика пояснила, что на основании пункта 3.11 Контракта, в течение вышеуказанного срока, Заказчик для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, провел экспертизу.
Заключение приемочной комиссии по приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по контракту N 0637-ЭА от 11.03.2022 представлено в Управление.
28.06.2022 г. Приемочная комиссия Заказчика приняла мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи товара в связи с тем, что Поставщиком, в нарушении пункта 3.2 Контракта, при поставке товара не предоставлены следующие документы:
- документы, подтверждающие качество товара (сертификаты соответствия/декларации о соответствии, выданные органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом);
- руководство по эксплуатации на русском языке;
- паспорт на изделие;
- инструкция по монтажу и эксплуатации;
- гарантийный талон изготовителя.
Поставщик предоставил документы, а также их копии, подтверждающие качество товара с указанием в них производителя и серийных номеров товара.
Приемочная комиссия Заказчика, в процессе проведения экспертизы представленных документов, 18.07.2022 направила запрос производителю ООО "Русский бойлер" для подтверждения подлинности серийных номеров (заводских номеров), марки и факта изготовления товара.
20.07.2022 г. получен ответ (письмо N 147/22 от 19.07.2022), в котором производитель ООО "Русский бойлер" сообщил об отсутствии вышеуказанной продукции в реестре выпуска. Тем самым, подлинность не подтверждена.
21.07.2022 Заказчик направил запрос в адрес Поставщика, в целях получения пояснений по выявленному факту и предоставления ответа. Ответ от Поставщика не был получен.
02.08.2022 Заказчик направил Поставщику предложение исполнить свои обязательства согласно условиям контракта в срок не позднее 01.09.2022.
30.08.2022 Поставщиком предоставлены документы согласно описи от 30.08.2022.
Приемочная комиссия Заказчика для проверки предоставленных Поставщиком документов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствии условиям Контракта провела экспертизу своими силами и установила, что представленная декларация о соответствии на товар, зарегистрирована 15.08.2022. Однако, товар поставлен 31.05.2022.
По состоянию на 09.09.2022 г., Поставщиком не предоставлены документы, подтверждающие качество товара, поставленного Заказчику 31.05.2022. На товаре и его упаковке отсутствует маркировка, что препятствует какой-либо идентификации товара.
Заказчик 09.09.2022 направил претензию, в которой Поставщику предлагалось исполнить свои обязательства согласно условиям контракта в срок не позднее 16.09.2022.
По состоянию на 19.09.2022 обязательства Поставщика по контракту не исполнены. Поставщик нарушил существенное условия контракта.
Заказчик 19.09.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0637-ЭА от 11.03.2022.
Комиссией Чувашского УФАС России установлено, что согласно пункту 12.2. Контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Неисполнение условий Контракта, привело к невозможности заказчика получить товар, предусмотренный Контрактом в соответствии с установленными условиями, что является существенным нарушением условий Контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
19.09.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В этот же день принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, что свидетельствует о надлежащем исполнении требований статьи 95 Закона о контрактной системе.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, обязанности по направлению Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении Заказчиком соблюдены.
Представителем Поставщика были даны следующие пояснения.
Товар Поставщиком поставлен в срок - 31.05.2022.
По вине сотрудника Общества 31.05.2022 документы вместе с Товаром Заказчику не представлены.
Поставщиком ошибочно были направлены документы от иного оборудования (ввиду реформирования складских помещений на территории компании). Однако, позже Заказчику предоставлен полный перечень документов, подтверждающих качество и соответствие поставленного товара.
30 августа 2022 года Поставщик прибыл на территорию заказчика для того, чтобы обсудить возможность дальнейшего исполнения контракта, зафиксировать имеющиеся замечания для дальнейшего устранения, однако обществу было отказано в допуске на территорию учреждения и осмотре оборудования без каких-либо причин в нарушение п. 3.8 контракта.
Поставщик письмом N 125 от 26.09.2022 уведомил Заказчика о том, что 27.09.2022 прибудет для осмотра Товара и согласования вопросов, связанных с его приемкой или заменой.
Однако, Поставщика на территорию Заказчика не пропустили.
В подтверждение намерения исполнить контракт, Обществом в Управление было представлено письмо ООО "ТЕХНО-ГРУПП" от 12.09.2022 в котором сообщается о готовности замены бойлера HOTSTAR HB 1500 на модель с датой выпуска: сентябрь 2022 года. Однако для замены водонагревателя поставщику необходимо получить обратно поставленный товара от заказчика и направить заводу изготовителю.
В качестве подтверждения добросовестного поведения Общества при исполнении государственных и муниципальных контрактов представлены сведения из единой информационной системы в сфере закупок, из которых следует, что Поставщик на протяжении нескольких лет принимает участие в закупках, неоднократно становился победителем и по двадцати трем контрактам на день рассмотрения обязательства исполнены.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки - юридическом лице, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Поставщика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканский детский противотуберкулезный санаторий "Чуварлейский бор" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "АНЕГА", находящемся по адресу: 429635, Чувашская Республика, Красноармейский район, д. Юпрямы, ул. Шоссейная, д. 44, лит. А, каб.2 (ИНН: 2109002673, КПП: 210901001, ОГРН: 1182130010644), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 октября 2022 г. N 021/10/104-908/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2022