Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
рассмотрев информацию (вх.N7448-ЭП/22 от 05.10.2022), направленную в Томское УФАС России ОГКУ "Управление автомобильных дорог Томской области" (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "КАПИТЕЛЬ" (ИНН 5402160035) (далее - Общество, ООО "КАПИТЕЛЬ", Подрядчик) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии посредством ВКС представителей Заказчика Тупиковой Н.А. (доверенность N93 от 10.01.2022), без участия представителя Общества, направившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик направил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
10.08.2020 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение об электронном аукционе "Выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации, содержащей рабочую документацию по объекту: Капитальный ремонт мостового перехода через р.Чая на км 278+000 автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево в Колпашевском районе Томской области" (извещение N 0865200000320001603) с начальной (максимальной) ценой 2 942 880,00 руб.
14.09.2020 Заказчик и Общество заключили государственный контракт N 6-р20 (далее - Контракт).
Цена контракта: 1 993 780,00 руб.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по инженерным изысканиям и разработке проектной документации, содержащей рабочую документацию по объекту: Капитальный ремонт мостового перехода через р.Чая на км 278+000 автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево в Колпашевском районе Томской области (далее - работы) в соответствии с Заданием (Приложение 1 к Контракту) и сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в размере и в порядке, которые установлены Контрактом.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта:
Сроки начала работ: с даты заключения Контракта.
Сроки завершения работ: 15.04.2021.
Согласно пункту 4.2 Контракта:
Место выполнения работ: мостовой переход через р.Чая на км 278+000 автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево в Колпашевском районе Томской области и по месту нахождения Подрядчика.
В соответствии с пунктом 4.3 Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики работ должны соответствовать Техническому заданию (Приложение 1 к Контракту), условиям Контракта, требованиям действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемым к работам соответствующего рода.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда, существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии со статьей 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (Далее - ГК РФ) Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 8.4 Контракта - расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с частями 8-25 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 5 Контракта результатом выполненной работы по Контракту является: документы на временный отвод земельных участков, отчет по инженерным изысканиям, проектная документация, включающая рабочую с наличием положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подготовленные в соответствии с требованиями Задания (Приложение 1 к Контракту).
На 06.09.2022 в нарушение вышеуказанных условий Контракта, Подрядчик не выполнил работы в объеме и в сроки, предусмотренные Контрактом.
07.09.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением условий Контракта, а именно не предоставлением результатов работы в предусмотренные сроки Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.09.2022 Заказчик разместил решение в ЕИС.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок указано, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Обществом 07.09.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 19.09.2022.
Заказчик установил датой вступления Решения в законную силу, и датой расторжения Контракта 21.09.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через два рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация об Обществе в Томское УФАС России, направлена с нарушением сроков, установленных частью 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ.
Как было установлено выше, 14.09.2020 между Обществом и Заказчиком заключен Контракт на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектной документации, содержащей рабочую документацию по объекту: Капитальный ремонт мостового перехода через р.Чая на км 278+000 автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево в Колпашевском районе Томской области.
Результатам выполненных работ является: документы на временный отвод земельных участков, отчет по инженерным изысканиям, проектная документация, включающая рабочую с наличием положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подготовленные в соответствии с требованиями Задания.
По условиям контракта подрядчик обязался выполнить и сдать выполненные работы в объеме и сроки, предусмотренные контрактом, а заказчик обязался принять и оплатить выполненные работы по цене, в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.
На заседании Комиссии Томского УФАС России Заказчик пояснил, что:
20.07.2022 Заказчиком направлено требование (исх.N1723) в адрес Общество с указанием срока сдачи работ Заказчику.
21.07.2022 поступил ответ (исх.194 от 21.07.2022) от Общества без указания срока сдачи работ.
28.07.2022 Общество направило письмо (исх.N196 от 27.07.2022) в адрес Заказчика о согласовании технического задания и программы на проведении ИГИ и ИГМИ, а также с просьбой о заключении дополнительного соглашения на выполнение инженерно-геологических и инженерно-гидрологических изысканий.
11.08.2022 Заказчик направил в ответ на исх.197 от 28.07.2022 мотивированный отказ (вх.N1940 от 11.08.2022) в согласовании программы работ на выполнение инженерных изысканий с требованием предоставить в срок до 12.08.2022 исправленную программу работ.
26.08.2022 Заказчик направил повторное требование (исх.N2110 от 26.08.2022) с указанием до 01.09.2022 сообщить срок сдачи работ Заказчику и отказ о заключении дополнительного соглашения.
Из письменных пояснениях Общества следует, что по состоянию на 10.10.2022 выполнение работ по Контракту составляет 80% от всех видов работ, ООО "Капитель" продолжает исполнять Контракта, а именно документация повторно была направлена на государственную экспертизу. Не выполнения работ в указанный срок произошло по вине Заказчика, так как Заказчиком несвоевременно представлены документы.
20.07.2022 Общество получило отрицательный результат в прохождении государственной экспертизы в связи с не предоставлением информации от Заказчика.
14.07.2022 Общество направило письмо (исх.N195 от 14.07.2022) о предоставление разрешения на проведение работ для АО "ТомскТИСИ" по выполнению инженерно-геологических изысканий.
21.07.2022 Заказчик направил письмо (исх.N1728 от 21.07.2022) о том, что инженерные изыскания выполняются в соответствие с пунктом 5.1 задания. Дополнительные согласования по выполнению инженерных изысканий государственным Контрактом не предусмотрены.
21.07.2022 Общество направило Заказчику письмо (исх.N194 от 21.07.2022) о возникших проблемах в ходе проведении экспертизы.
07.09.2022 Общество повторно предложило в срочном порядке Заказчика предоставить исходные данные, указанные в ответе экспертного учреждения.
Представитель Заказчика сообщил, при выполнении работ у Общества возникла потребность в выполнении неучтенных техническим заданием (п.5.1 и п.8) дополнительных видов работ, а именно: инженерно-геологических и инженерно-гидрологических изысканий по объекту и предлагали заключить дополнительное соглашения на выполнения неучтённых работ.
Заказчиком был дан ответ (исх.N1796 от 27.07.2022), что согласно пункта 5.1 Технического задания, параметры горных выработок при выполнении инженерно-геологических изысканий, в том числе глубина выработок нормируется ГОСТУ 33179-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования": "В состав инженерных изысканий входят основные виды: топографо-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические".
Таким образом, участник закупки еще на этапе подачи заявки был проинформирован о необходимости выполнения работ.
В подтверждение своих доводов Общество и Заказчик предоставили письма, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что действия Общества, выразившиеся в неисполнении в полном объеме условий контракта, привели к нарушению права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение контракта произошло по вине заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий контракта в материалы дела не представлено.
Комиссией Томского УФАС России не установлено, что заказчик создавал какие-либо препятствия для подрядчика (исполнителя) в части надлежащего исполнения им своих обязательств по контракту. Наоборот, из материалов дела усматривается заинтересованность заказчика в исполнении контракта, поскольку заказчик предоставлял дополнительный срок подрядчику (исполнителю), чтобы исполнить условия контракта.
В договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы. Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором согласно части 1 и 2 статьи 708 ГК РФ). Нарушение сроков выполнения работ, установленных в договоре или в приложение к договору подряда, в силу статьи 708 и 773 ГК РФ признается существенным, поскольку другая сторона в значительной степени лишается того, на что она вправе была рассчитывать при заключении государственного контракта.
Таким образом, Обществом существенным образом нарушены сроки выполнения работ. На основании письменных пояснений и писем, направленных в адрес Общества, следует, что ООО "КАПИТЕЛЬ" в установленные Контрактом (до 15.04.2021) сроки не предпринимало действий, свидетельствующих о намерениях исполнить контракт, а также не устранило выявленные нарушения, в последующем послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно действующему законодательству в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, хозяйствующие субъекты несут предпринимательские риски. Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Участник размещения заказа несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных статьи 104 Закона 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) противоречащих требованиям Закона 44-ФЗ, в том числе и приведших к уклонению от исполнения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Действуя в рамках заключенного контракта, Общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от последнего большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Доказательств возникновения у Общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по Контракту, в Томское УФАС России не представлено.
На основании исследованных материалов и предоставленных доказательств комиссия Томского УФАС установила, что работы по инженерным изысканиям и разработке проектной документации, содержащей рабочую документацию по объекту: Капитальный ремонт мостового перехода через р.Чая на км 278+000 автомобильной дороги Томск-Каргала-Колпашево в Колпашевском районе Томской области, Обществом не исполнены.
Учитывая изложенное, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о том, что информация об Обществе с ограниченной ответственностью "КАПИТЕЛЬ" (ИНН 5402160035) подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь, частью 15 статьи 99, статьи 104 Закона 44-ФЗ, Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
РЕШИЛА:
1. Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "КАПИТЕЛЬ" (адрес: 630091, Новосибирская обл., г. Новосибирск, ул. Державина, д. 13, ИНН 5402160035; исполнительный директор Дончук Татьяна Владимировна ИНН 420700306573) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "КАПИТЕЛЬ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
||
19.10.2022 |
21.10.2022 |
04.09.2022 |
9 |
05.10.2022 |
11.10.2022 |
11.10.2022 |
0 |
14.10.2022 |
20.10.2022 |
4 |
13 |
Председатель комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 11 октября 2022 г. N 070/06/104-712/2022 (ключевые темы: инженерные изыскания - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - сроки выполнения работы - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022