рассмотрев обращение (вх. N 15206/22) Управления развития инфраструктуры администрации Горнозаводского городского округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Акобян Т.Ц. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт автомобильной дороги по ул. Ленина от ул. Максима Горького до ул. Пионерская в р.п. Кусье-Александровский (изв. N 0156600010122000004),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600010122000004 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги по ул. Ленина от ул. Максима Горького до ул. Пионерская в р.п. Кусье-Александровский. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 808 133,20 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
22.02.2022 г. между Заказчиком и ИП Акобян Т.Ц. (далее - Подрядчик) заключен контракт на ремонт автомобильной дороги по ул. Ленина от ул. Максима Горького до ул. Пионерская в р.п. Кусье-Александровский на сумму 2 499 238,46 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить Ремонт автомобильной дороги по ул. Ленина от ул. Максима Горького до ул. Пионерская в р.п. Кусье-Александровский (далее - работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ в соответствии со сметными расчетами стоимости работ , являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ с 30.05.2022 - 60 календарных дней
Заказчик вправе:
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
Заказчик обязан:
4.2.3. Оказывать содействие Подрядчику по вопросам, имеющим отношение к выполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат.
4.2.4. Обеспечить Подрядчику доступ к месту выполнения работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Подрядчик обязан:
4.4.1. Обеспечить выполнение работ на объекте своевременно и надлежащим образом, в соответствии со сметными расчетами стоимости работ (приложение 2 к Контракту)
4.4.2. Обеспечить соответствие выполненных работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям спецификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации и условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора в следующих случаях: по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что Подрядчиком не были исполнены обязательства, предусмотренные условиями Контракта, в частности, Подрядчик не приступил к выполнению работ в срок, предусмотренный Контрактом.
В связи с вышеуказанным, Заказчиком 11.08.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.08.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 3592103549322000006 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 11.08.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 23.08.2022 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Следовательно, регламентированным сроком направления обращения является 25.08.2022 г.
Вместе с тем, информация об ИП Акобян Т.Ц. направлена в адрес Пермского УФАС России лишь 06.10.2022 г. посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в контрольный орган, нарушают требования ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
В действиях Заказчика содержатся признаки состава нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ
В письменных пояснениях представитель Подрядчика указал, что при визуальном осмотре местности и проведении предварительных разбивочных работ было установлено, что ширина проезжей части составляет менее 6 метров (на некоторых участках 4,8-5,0 м). О данном факте Подрядчик неоднократно сообщал Заказчику с приложением фото и видео материалов. Кроме того, установлено, что на данном участке дороги до момента начала выполнения работ, третьими лицами выполнялись земляные работы со вскрытием и разрушением основания дорожного полотна, вместе с тем, в п. 1.2. Технического задания содержится исчерпывающий перечень работ, которые должны быть выполнены в рамках исполнения обязательств Контракта. В данном перечне отсутствуют какие-либо работы, связанные с выполнением земляных работ, с восстановлением земляного полотна, возведением полосы отвода, откосов, обочин (кроме части, связанной с укреплением обочин после ремонта в рамках Контракта). Подрядчик указывает, на наличие недавно проведенного газопровода, который в том числе пересекает улицу поперек. Указанные обстоятельства, по мнению Подрядчика, являются существенными и в значительной мере влияют на сроки и условия проведения работ, о чем Заказчик был уведомлен Подрядчиком. В письме N 05-06-406 от 05.08.2022 Заказчик указал, что работы по восстановлению разрушенного основания дороги по ул. Ленина со стороны АО "Газпром газораспределение Пермь" были выполнены в установленный на рабочем совещании срок и были приняты в рамках комиссионной приемки. При это, по указанию Подрядчика, о факте выполнения работ и готовности участка дороги по ул. Ленина к началу выполнения работ в рамках Контракта последний извещен не был.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Установлено, что Подрядчиком совершались взаимодействия с Заказчиком по вопросу соответствия дорожного полотна условиям, при которых возможно производство работ, предусмотренных Контрактом. Вместе с тем, исходя из анализа представленных в адрес Комиссии материалов, состояние указанного дорожного полотна, к моменту предусмотренного Контрактом срока начала выполнения работ, не позволяло Подрядчику исполнить обязательства по Контракту. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Акобян Т.Ц. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Акобян Т.Ц. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках.
3. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 октября 2022 г. N РНП-59-442
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022