Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
от Департамента промышленности и транспорта Воронежской области: Боев Г.Н. (доверенность N 62-03-11/15 от 10.10.2022) и Перфильева М.Ю. (доверенность N 62-03-11/16 от 10.10.2022) ;
от ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ": Дронов Р.Г. (решение единственного участника N 5/2021) и Куркин С.А. (доверенность б/н от 10.10.2022),
от Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области: Куракина Г.С.,
рассмотрев жалобу ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" на действия заказчика - Департамента промышленности и транспорта Воронежской области при заключении контракта по результатам проведения аукциона на поставку автобуса (извещение N 0131200001022010061),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступила жалоба ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" (далее-Заявитель) на действия заказчика - департамента промышленности и транспорта Воронежской области (далее-Заказчик) при заключении контракта по результатам проведения аукциона на поставку автобуса (извещение N 0131200001022010061, далее - Аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно признал ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения аукциона на поставку автобуса (извещение N 0131200001022010061) по основаниям несоответствия предоставленной независимой гарантии требованиям статьи 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной, представили устные и письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив предоставленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
13.09.2022 уполномоченным органом в ЕИС было размещено извещение о проведении аукциона на поставку автобуса (ИКЗ 222366409518936660100100060382910244).
26.09.2022 аукционной комиссией в ЕИС подписан и размещен протокол подведения итогов аукциона N 0131200001022010061.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 26.09.2022, на участие в аукционе было подано три заявки.
Победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 112650443, с ценовым предложением 17138549,66 руб.
06.10.2022 Заказчиком подписан и опубликован протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Как следует из протокола уклонения победителя от заключения контракта, независимая гарантия АО "Севергазбанк" N 19/1932-39857ЭГ-22, предоставленная участником - ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" в качестве обеспечения исполнения контракта не включает в себя обязательства принципала на возврат авансового платежа и поставку автобуса в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Гарантия не соответствует статье 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи.
Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно материалам по жалобе, а также информации, размещенной в единой информационной системе, процесс подписания контракта по итогам электронного аукциона проходил в следующем порядке:
28.09.2022 - заказчиком был размещен проект контракта;
04.10.2022 - участником подписан проект контракта.
Таким образом, ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" разместило в единой информационной системе подписанный электронной подписью проект контракта в установленный Законом о контрактной системе срок.
Вместе с подписанным проектом контракта Заявитель представил в качестве обеспечения исполнения контракта независимую гарантию от 04 октября 2022 N 19/1932-39857ЭГ-22, выданную АО "СЕВЕРГАЗБАНК".
Заказчик, рассмотрев представленную независимую гарантию в регламентированный Законом о контрактной системе срок принял решение об отказе в принятии указанной гарантии по следующим причинам:
- представленная участником в качестве обеспечения исполнения контракта не включает в обязательства принципала по возврату авансового платежа и поставку автобуса в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом;
- гарантия не соответствует статье 45 Закона о контрактной системе.
06.10.2022, Заказчиком размещена информация о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Заслушав доводы Заказчика и Участника закупки, проанализировав предоставленные материалы, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу части 5 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 7 ст. 45 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 ст. 45 Закона о контрактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 7.3 контракта, исполнение контракта обеспечивается предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Способ обеспечения исполнения Контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Иных условий к банковской гарантии, Заказчиком в документах о проведении рассматриваемого аукциона не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
В соответствии с пунктом 2 независимой гарантии по рассматриваемой закупке, гарант обязуется уплатить бенефициару по его требованию сумму, не превышающую 5 141 564 рублей 90 копеек в случае ненадлежащего выполнения и/или невыполнения принципалом обязательств по контракту, в обеспечение которых выдана гарантия.
В соответствии с пунктом 4 рассматриваемой независимой гарантии, гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом обязательств по контракту, в обеспечение которых выдана гарантия, в том числе оплату всех причитающихся бенефициару сумм неустоек (пеней, штрафов, подлежащих выплате принципалом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 5.2 независимой гарантии, бенефициару гарантируется предоставление требования, в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по контракту, в том числе по возврату перечисленного бенефициаром принципалу аванса.
В независимой гарантии, представленной Заявителем указан идентификационный код закупки и наименование объекта закупки.
Предоставленная ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" независимая гарантия соответствует требованиям ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе, покрывает основные обязательства ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" по контракту, следовательно, соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, основания для отказа, указанные Заказчиком и признание Заявителя уклонившимся от заключения контракта являются неправомерными и не соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, признав участника уклонившимся от его заключения, нарушил требования п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьей, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ" на действия заказчика - департамента промышленности и транспорта Воронежской области при заключении контракта по результатам проведения аукциона на поставку автобуса (извещение N 0131200001022010061) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, выразившееся в необоснованном признании участника аукциона - ООО "НОРДВЕСТСТРОЙ", уклонившимся от подписания контракта, ввиду отсутствия оснований, установленных Законом о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Департаменту промышленности и транспорта Воронежской области предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Член Комиссии Н.И. Сисева
Член Комиссии Е.Л. Яковлева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 18 октября 2022 г. N 036/06/51-1108/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.10.2022