Резолютивная часть решения оглашена 19 октября 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 21 октября 2022 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Общества с ограниченной ответственностью "Стройтех" (далее - ООО "Стройтех", заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подовинное - Каракульское, участок км 0+000 - км 17+000 (извещение N 0869200000222004682), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - Министерство, заказчик) Курьяновой Анны Валерьевны, Куликова Станислава Александровича, Шайкиной Натальи Павловны, действующих на основании доверенностей NN 143-Д, 148-Д от 30.12.2021;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченное учреждение) начальника отдела правового и организационно-кадрового обеспечения Пичуговой Татьяны Викторовны, юрисконсульта отдела правового и организационно-кадрового обеспечения Зубовой Екатерины Сергеевны, заместителя директора Котовой Валерии Игоревны действующих на основании доверенностей NN 09, 11, 12 от 04.04.2022;
- в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 12.10.2022 поступила жалоба ООО "Стройтех" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подовинное - Каракульское, участок км 0+000 - км 17+000 (извещение N 0869200000222004682) (далее - запрос котировок, закупка).
Жалоба отозвана заявителем 13.10.2022, проведение внеплановой проверки назначено на 19 октября 2022 года.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 21.09.2022 в 15:45.
Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подовинное - Каракульское, участок км 0+000 - км 17+000 - 605 272 282,96 рублей.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869200000222004682 от 11.10.2022.
На момент проведения внеплановой проверки контракт по итогам электронного аукциона не заключен.
Согласно доводам обращения ООО "Стройтех" комиссией по осуществлению закупок заявка участника с идентификационным номером 112732640 (заявитель) отклонена неправомерно, в нарушение требований Закона о контрактной системе. По мнению заявителя, поскольку извещение о закупке размещено в единой информационной системе 21.09.2022, то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397), которым внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005), на независимую гарантию, представленную участником закупки с идентификационным номером заявки 112732640 в обеспечение заявки, требования Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 в новой редакции не распространяются.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами обращения ООО "Стройтех" не согласились, пояснили, что началом действия Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 в новой редакции с применением типовой формы независимой гарантии является - 01.10.2022 г., а положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397, на которое ссылается заявитель, не относится к закупкам, осуществляемым в соответствии с Законом о контрактной системе, а распространяет свое действие на конкурентные закупки товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемые отдельными видами юридических лиц, т.е. в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Статьей 49 Закона о контрактной системе регламентировано проведение электронного аукциона, в том числе порядок рассмотрения заявок на участие в закупке, формирования протокола.
Так, члены комиссии по осуществлению закупок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 Закона о контрактной системе), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Одним из способов обеспечения заявки на участие в закупке при проведении электронных процедур, установленным подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе, является предоставление независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Требования к содержанию независимой гарантии определены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждена типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Важно отметить, что Постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 утверждены изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Так, например, в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 изменений Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 дополнено типовой формой независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и типовой формой независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
В силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 настоящее постановление вступает в силу с 1 октября 2022 г., за исключением: абзацев первого и второго подпункта "а", подпунктов "б" и "в" пункта 1 и пункта 3 изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего постановления; пункта 10 Положения, утвержденного настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 апреля 2023 г.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0869200000222004682 заказчиком установлены требования к содержанию, составу заявки на участие (Приложение N 4 к извещению). Пунктом 5.2 указанных требований определено следующее: обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Из представленных в материалы дела информации и документов следует, что участником закупки с идентификационным номером заявки 112732640 в обеспечение заявки представлена независимая гарантия N 945391 от 05.10.2022, выданная ПАО "МТС-БАНК". Указанная гарантия не соответствует типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869200000222004682 от 11.10.2022 указано следующее "обоснование решения об отклонении/отстранении заявки на участие в закупке" участника закупки с идентификационным номером 112732640: "отказ в принятии независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подовинное - Каракульское, участок км 0+000 - км 17+000.
Несоответствие независимой гарантии, выданной ПАО "МТС-Банк" от 05.10.2022 N945391 требованиям, предусмотренным частью 8.2 ст. 45 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представленная независимая гарантия не соответствует типовой форме установленной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (ред. от 09.08.2022) "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") начало действия редакции 01.10.2022 года. Основания для решения: п. 7 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По мнению заявителя, поскольку пункт 2 Постановления Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 определяет, что Положение, утвержденное настоящим постановлением, применяется при осуществлении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд после дня вступления в силу настоящего постановления, изменения Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 не распространяются на независимую гарантию, представленную участником в обеспечение заявки и в обжалуемом случае требования к независимой гарантии устанавливаются предыдущей редакцией Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.
Однако Комиссия Челябинского УФАС России считает указанный довод заявителя несостоятельным, поскольку Постановлением Правительства РФ от 09.08.2022 N 1397 помимо изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утверждено положение о независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки (далее - Положение). Аукцион осуществлялся в рамках Закона о контрактной системе, в связи с чем Положение на рассматриваемую закупку не распространяется.
Принимая во внимание, что требования к типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в обеспечение заявки, вступило в силу с 1 октября 2022 года, независимая гарантия N 945391 от 05.10.2022, выданная ПАО "МТС-БАНК" и представленная в обеспечение заявки участником закупки с идентификационным номером заявки 112732640, должна была соответствовать такой типовой форме.
В связи с тем, что независимая гарантия N 945391 от 05.10.2022 не соответствовала типовой форме, действия комиссии по отклонению заявки участника закупки с идентификационным номером 112732640 не противоречат требованиям пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, довод заявителя не находит подтверждения.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы обращения заявителя не нашедшими подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 октября 2022 г. N 074/06/99-2894/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.10.2022