рассмотрев жалобу ООО "ИТЦ А-СТАНДАРТ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ Санаторий "Архипо-Осиповка" ФМБА" России при проведении электронного аукциона: "Разработка проектной документации стадии "П" Раздела "КМ" и Инженерно-геологических изысканий "Лечебного пляжа ФГБУЗ Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России" (извещение N 0318100028122000068) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что извещение составлено с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.09.2022 г. Заказчиком - ФГБУЗ Санаторий "Архипо-Осиповка" ФМБА" России размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Разработка проектной документации стадии "П" Раздела "КМ" и Инженерно-геологических изысканий "Лечебного пляжа ФГБУЗ Санатория "Архипо-Осиповка" ФМБА России" (извещение N 0318100028122000068).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 500 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение электронного аукциона содержит перечень прикрепленных документов, а именно: "НМЦК", "Проект контракта", "ТЗ Пляж Навес и Геология 06.10.2022", "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке".
Файл "ТЗ Пляж Навес и Геология 06.10.2022" содержит требования:
Стадия проектирования. |
Проектная документация - стадия "П" Раздел "КМ" |
Проектную документацию разработать в соответствии. |
- Постановлением Правительства РФ N87 от 16.02.2008 г. Раздел. Европейский стандарт EN-1176, ГОСТ 32613-2014, СП 140-13330.2012 "Городская среда. |
Согласно части 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми, в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - это здание, строение, сооружение и объекты, строительство которых не завершено, за исключением не капитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно п. 10.2) ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).
Объектом проектирования по данной закупке является солнцезащитный навес, следовательно, требования постановления Правительства N87 на данный объект не распространяются, разработка стадии "П" не требуется в соответствии с действующим законодательством.
Заявитель в жалобе указывает, что указание в предмете закупки на разработку раздела "КМ": "разработка проектной документации стадии "П" Раздела "КМ"_" не соответствует постановлению Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", т.к. Постановление не предусматривает такого раздела проектной документации. Раздел "КМ" (конструкции металлические) является разделом рабочей документации.
Заказчику был направлен запрос на разъяснения.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком размещен ответ на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 06.10.2022 г. NРИ5, в котором указано:
2) Повторно уведомляем, что раздел проектной документации "КМ" относится к стадии "Р" в соответствии с приложением "Г" ГОСТ Р 21.101-2020. В постановлении Правительства N87 раздел "КМ" (конструкции металлические) отсутствует. В данном случае тогда в ТЗ будет прописано раздел "КР" (с уточнением что конструкции выполняются из металла) но необходимость разработки стадии П остается. |
В соответствии с п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В Извещении установлены дополнительные требования к участникам, а именно:
Преимущества |
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 3 Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера. |
В нарушение ч. 3 ст. 7, п. 12) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении не указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Заявитель в жалобе указывает, что требование о наличии свидетельства СРО о допуске к инженерно-геологическим изысканиям для строительства зданий и сооружений II уровня ответственности незаконно, в связи с тем, что изыскания в рамках данного контракта не являются самостоятельным объектом закупки и на этот вид работ Исполнитель вправе привлечь соисполнителя.
В соответствии с п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, файл "ТЗ Пляж Навес и Геология 06.10.2022" содержит требования:
Требования к исполнителю |
Наличие свидетельства СРО о допуске к инженерно-геологическим изысканиям для строительства зданий и сооружений II уровня ответственности, непосредственный опыт проведения работ в береговой линии Черного моря в Геленджикском районе. |
В файле "ТЗ Пляж Навес и Геология 06.10.2022" содержится сноска - Топографическая съемка и инженерно-геодезические изыскания предоставляются заказчиком.
Извещение не содержит требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Вместе с тем, в ответе на запрос о разъяснении: "Необходимо ли участнику закупки состоять в СРО в области архитектурно-строительного проектирования? Заказчик указал: На проектирование одно СРО на изыскания другое СРО в рамках этого контракта обязательно оба".
Таким образом, ответ на запрос противоречит извещению и изменяет его суть.
Также, Заказчиком в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено требование "непосредственный опыт проведения работ в береговой линии Черного моря в Геленджикском районе".
По поводу установления данного требования Заказчику был направлен запрос, ответ на который не содержал какого-то конкретного ответа с привязкой к нормам законодательства: "Любой отчет или проектная документация должна разрабатываться в соответствии с привязкой к региону, краю и местности особенно когда речь идет о такой большой стране как Россия. Агрессивная морская среда, сейсмичный район 8 балов, особый ветровой район и.т.д.".
В ответе на запрос на разъяснение извещения Заказчик сначала указывает "Работы по проектированию проводятся для в дальнейшем Реконструкции и капитального ремонта пляжа", далее в ответе на вопрос какой вид экспертизы подразумевается в п. 7.7. проекта контракта: "Проектная документация необходима как раз-таки для капитального ремонта, для которого нужна гос.экспертиза".
Данный ответ, изменяет суть, т.к. в проекте контракта о прохождении государственной экспертизы требования не установлены. В соответствии с постановлением Правительства РФ N 145, а также ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой документации, проводится только в отношении объектов капитального строительства, к которым, в соответствии п. 10.2) ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, навесы не относятся.
Заказчиком установлено противоречие в части требований к членству в СРО, т.к. на разработку проектной документации в отношении объектов некапитального строительства членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования не требуется.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение ч. 3 ст. 7, п. 12) ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИТЦ А-СТАНДАРТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУЗ Санаторий "Архипо-Осиповка" ФМБА" России (комиссии) нарушения ч. 3 ст. 7, п. 12) ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБУЗ Санаторий "Архипо-Осиповка" ФМБА" России выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 13 октября 2022 г. N 023/06/99-4844/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2022