Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Стимул Групп" на действия ГБУЗ "Крымская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по обеспечению лечебным питанием" (извещение N 0318300599922000202) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Крымская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по обеспечению лечебным питанием" (извещение N 0318300599922000202).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 070,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется:
N п/п |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам закупаемых услуг, входящих в объект закупки |
||
Наименование показателя |
Описание, значение |
||
1.1 |
Категория питающихся граждан |
Пациенты круглосуточного пребывания |
|
1.2 |
Объем услуг |
взрослое население |
2123 |
детское население |
300 |
||
беременные и кормящие женщины |
145 |
||
1.3 |
Стоимость на одного питающегося в день, рублей |
взрослое население |
240,00 |
детское население |
255,00 |
||
дополнительное питание (беременные и кормящие женщины) |
90,00 |
||
1.4 |
График оказания услуг |
Ежедневно, включая праздничные и выходные дни: Завтрак: 8:30 час. Второй завтрак: 10:00 час. Обед: 12:00 час. Полдник: 15:30 час. Ужин: 17:00 час. |
|
1.5 |
Место оказания услуг |
Приготовление питания осуществляется на пищеблоке Исполнителя. Услуги оказываются Исполнителем с использованием помещений Заказчика (пищеблок) переданных Исполнителю по договору аренды. Нежилые помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6 (первый этаж, лит. А2); 47, 48, 50, 51, 52, 52а, 52б, 52в, 53, 53а, 54 (первый этаж, лит. А), находящиеся в нежилом здании (Лечебный конкурс) с кадастровым номером 23:45:0101127:149, расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Крымск, ул. Горная, 15, для использования в целях оказания услуг по организации питания для нужд ГБУЗ "Крымская ЦРБ" МЗ КК. Площадь передаваемого в аренду государственного имущества Краснодарского края - 145 квадратных метров. Исполнитель осуществляет доставку готового питания своими силами и за свой счет по адресу стационара: - Краснодарский край, г. Крымск, ул. Горная, 15 - Краснодарский край, Крымский район, станица Варениковская, ул. Пушкина 242 - Краснодарский край, г. Крымск, ул. Коммунистическая, 33, согласно графику питания пациентов лечебного учреждения. С целью соблюдения п.7 Таблицы 7 к "Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 330 от 05.08.2003 г. "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации", а также осуществления контроля технологии приготовления блюд, пищеблок исполнителя должен располагаться на территории г. Крымск или МО Крымский район, в связи с расположением рабочего места медсестры диетической г. Крымск. Трансфер на пищеблок и обратно осуществляется силами Заказчика и за его счет. |
|
1.6 |
Требования к организации питания |
1. В процессе оказания услуг исполнителем обеспечивается соблюдение требований к организации питания пациентов, установленные СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", в том числе: требования к устройству и содержанию помещений пищеблока, оборудования, инвентаря, посуды; условия транспортировки, приемки и хранения пищевых продуктов и сырья, поступающих на пищеблок; соблюдение технологии приготовления и рецептуры блюд, действующих в системе общественного питания; отбор и хранение суточных проб; соблюдение температуры готовых блюд при выдаче: температура горячих блюд не более 60-65°С, холодных блюд - не ниже 15°С. (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 23 сентября 2020 г. N1008н "Об утверждении порядка обеспечения пациентов лечебным питанием"); Соблюдение норм лечебного питания, утвержденных Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 21.06.2013 года N395-Н "Об утверждении норм лечебного питания". Специализированные продукты питания используется в качестве компонента для приготовления готовых блюд для диетического (лечебного) питания в составе утвержденных норм соответствующей стандартной диеты, указанно в Приказе 01.06.2013 г. N395 н "Об утверждении норм питания" Смесь белковая композитная сухая должна соответствовать требованиям нормативных документов ГОСТ 33933-2016. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия п. п. 5.1.2,5.1.3. Смесь белковая композитная сухая 27 гр. на одного человека. Витаминно-минеральный комплекс должен соответствовать техническим регламентам Таможенного союза ТР ТС 021/2011, ТР ТС 027/2012, ТР ТС 022/2011. Установлены нормы витаминно-минерального комплекса суточная потребность взрослого человека 1 гр. Смесь белковую композитную сухую и витаминно-минеральный комплекс Исполнитель закупает самостоятельно, использует их в качестве компонента приготовления готовых блюд согласно семидневному меню для пациентов, находящихся на стационарном лечении в ГБУЗ "Крымская ЦРБ" МЗ КК. 1.1. Исполнитель обязан с целью контроля за соблюдением условий и сроков хранения скоропортящихся пищевых продуктов, требующих особых условий хранения, проводить контроль температурных режимов хранения в холодильном оборудовании. При отсутствии регистрирующего устройства контроля температурного режима во времени информация заносится в "Журнал учета температурного режима холодильного оборудования". 2. Организация питания пациентов осуществляется по утвержденному семидневному меню, разработанному диетологической службой Заказчика, прошедшее утверждение главным врачом учреждения. Утвержденное "Сводное семидневное меню" может корректироваться с учетом рекомендаций таблиц N 6, 7 к Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденной приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации N330 от 05 августа 2003года "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской федерации". приготовление лечебного питания в соответствии с действующими нормативными документами в разрезе следующих видов диет: -вариант стандартной диет (ОВД), -вариант диеты с механическим и химическим щажением (ЩД), -вариант диеты с повышенным количеством белка (ВБД), -вариант диеты с пониженным количеством белка (НБД), -вариант диеты с пониженной калорийностью (НКД); 3. Диетсестра Исполнителя ежедневно не позднее 16:00 часов на основании полученных от Заказчика сводных сведений о количестве питающихся, предоставляет Заказчику на согласование меню-раскладки (ф. N 44-МЗ) с указанием количества питающихся и норм набора продуктов на следующий день. На выходные и праздничные дни заявка передается в последний рабочий день. 4. Приготовление необходимого количества блюд на следующий день осуществляется на основании семидневного меню и формы N 1-84 "Порционник на питание больных", формы N 22-МЗ "Сводные сведения по наличию больных, состоящих на питании" и формы N 1-85 "Карточка-раскладка", направляемых Заказчиком Исполнителю на бумажном носителе. Ежедневно, не позднее 10:00 часов Заказчик предоставляет Исполнителю данные о количестве основных пациентов и поступивших больных, имеющих право на получение питания в течение следующего дня, а также данные об изменении количества пациентов на текущий день. 5. Отпуск лечебного питания отделениям стационара производится согласно "Раздаточной ведомости" (форма 23-МЗ) и утвержденного семидневного меню, после получения разрешения ответственного за организацию лечебного питания лица Заказчика, и записи в Журнале контроля за качеством готовой пищи (бракеражный, форма N 6-лп). 6. Организация питания осуществляется на основе принципов лечебного диетического питания. При приготовлении блюд должны соблюдаться технологии, предусматривающие использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, приготовление в пароконвектомате. 6.1. Исполнитель при выполнении своих обязательств по приготовлению лечебного питания обязуется обеспечить требования санитарно-гигиенического режима (в том числе соблюдение санитарных требований при обработке продуктов (сырья), проведение текущей и генеральной уборки помещений пищеблока, своевременное проведение дезинсекции и дератизации помещений пищеблока). Контроль за его соблюдением осуществляет медицинская сестра диетическая либо старшая медицинская сестра Заказчика. 6.2. Исполнитель обязан осуществлять производственно-технологический контроль и предоставлять по запросу Заказчика документы, регламентирующие организацию питания. Обеспечивать беспрепятственный доступ представителей Заказчика на пищеблок в целях осуществления контроля за соблюдением условий в части качества и безопасности продукции, сырья и продовольствия, предназначенных для организации питания, а также качества оказания услуг по организации питания. Обеспечить присутствие диетсестер или главной медицинской сестры при закладке продуктов питания в котел, расфасовке готовых блюд в тару. 6.3. Исполнитель обязан в необходимых количествах обеспечивать пищеблок для организации лечебного питания: посудой, приборами и принадлежностями, кухонным инвентарем в соответствии с установленными нормами, персонал пищеблока - санитарной спецодеждой, моющими и дезинфицирующими средствами. 7. Исполнитель обеспечивает прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию сотрудниками пищеблока Исполнителя в установленном порядке, соблюдение правил личной гигиены при выполнении производственных операций (СанПиН 2.3/2.4.3590-20). 8. Исполнитель организовывает доставку готового питания в отдельную специальную тару для каждого отделения с разбивкой по диетам. Маркировка упаковки и транспортной тары готовой пищевой продукции и сырья, используемого при производстве питания, должна соответствовать требованиям, установленным Техническими регламентами Таможенного союза и Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими процессы производства, обращения и реализации пищевых продуктов на территории Российской Федерации. Доставлять продукцию в упаковке, удобной для пользования, изготовленной из материалов, разрешенных органами Роспотребнадзора для организации питания в медицинских учреждениях и имеющую соответствующую маркировку. Тара и упаковка при контакте с продуктами должны обеспечивать безопасность и качество пищевых продуктов в течение срока его годности (хранения), в том числе в процессе транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ. Предельно допустимая масса груза (включая массу тары и упаковки), должна соответствовать Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2021 г. N 629н "Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную". 9. В случае обнаружения Заказчиком некачественной продукции или продукции со скрытыми дефектами, Исполнитель обеспечивает замену на аналогичную продукцию в тот же день. 9.1. Не допускается подогрев остывших готовых блюд ниже температуры раздачи. 10. Автотранспорт Исполнителя в котором производится доставка лечебного питания, должен быть оборудован с соблюдением санитарно-гигиенических требований. Водители и экспедиторы должны быть обеспечены личными медицинскими книжками. Исполнитель несет ответственность за состояние транспорта и работу водителя-экспедитора. |
В силу п.12) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 указанного Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе гласит, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещении электронного аукциона установлены следующие требования:
3 . 1 Требования в соответствии с позицией 33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 |
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров |
4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
Установлено |
Согласно п.33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571:
|
НМЦК закупки - 599 070,00 руб.
На основании данного Положения к ПП N2571 Заказчиком установлено требование к опыту по предмету данной закупки.
Заказчик в части условия о предоставлении участнику закупки в аренду помещений пищеблока сообщил, что использование аренды помещения в разное время и может быть использовано разными лицами.
Запрета на использование своего пищеблока, либо арендованного на более выгодных условиях, условия закупки не содержат. Извещение содержит информацию, предусмотренную Законом о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком в период с января по октябрь 2022 проведено 18 аукционов, предметами которых являются одноименные услуги, что ограничивает Участников закупки.
Закон о контрактной системе не регламентирует порядок формирования лотов.
Проведение 18 аукционов наиболее соответствует потребности Заказчика, с учетом постоянно меняющейся потребности в лечебном питании - количестве пациентов, нозологий с которыми пациенты находились на стационарном лечении в учреждении.
Заказчик пояснил, что, например, до 17 мая 2022 года на базе учреждения был развернут инфекционный госпиталь для лечения пациентов с ковид-19, в дальнейшем учреждение было переведено в штатный режим работы, однако количество развернутых коек и их профиль постоянно изменяется в зависимости от поступления пациентов. Соответственно меняется и потребность в лечебном питании.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в закупке требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретно потребность к предмету закупки, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения извещения об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стимул Групп" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300599922000202).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 октября 2022 г. N 936/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2022